Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф06-26527/17 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
10 августа 2017 г. |
Дело N А55-3642/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжская инвестиционная компания" - Константинова Т.В., дов. от 25.08.2016 г., Мельников Д.А. дов. от 01.02.2017 г.;
от Министерства строительства Самарской области - Романова В.Ю. дов. от 12.01.2017 г.,
от Мэрии городского округа Тольятти Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 31 июля - 07 августа 2017 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поволжская инвестиционная компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2017 по делу N А55-3642/2017 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжская инвестиционная компания", Самарская область,
к Министерству строительства Самарской области,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Мэрии городского округа Тольятти Самарской области,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская инвестиционная компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области, изложенного в уведомлении N 3/578-РС от 20.12.2016, в выдаче ООО "ПИК" разрешения на строительство объекта капитального строительства - Железнодорожные пути необщего пользования, на следующих земельных участках:
- земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102160:659, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации производственной базы, общая площадь 17 662 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Вокзальная, 5 строение 1,
- земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102160:663, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: размещение зданий и коммуникаций железнодорожного транспорта, площадь 8686 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Вокзальная, сроком на 10 (Десять) месяцев и об обязании Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём выдачи ООО "ПИК" разрешения на строительство объекта капитального строительства - Железнодорожные пути необщего пользования на следующих земельных участках:
- земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102160:659, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации производственной базы, общая площадь 17 662 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Вокзальная, 5 строение 1,
- земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102160:663, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: размещение зданий и коммуникаций железнодорожного транспорта, площадь 8686 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Вокзальная, сроком на 10 (Десять) месяцев.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Поволжская инвестиционная компания" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители подателя жалобы её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Мэрия городского округа Тольятти Самарской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель 15.12.2016 г. обратился к заинтересованному лицу с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - Железнодорожные пути необщего пользования, на следующих земельных участках:
- земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102160:659, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации производственной базы, общая площадь 17 662 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Вокзальная, 5 строение 1,
- земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102160:663, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: размещение зданий и коммуникаций железнодорожного транспорта, площадь 8 686 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Вокзальная, сроком на 10 (Десять) месяцев.
Уведомлением от 20.12.2016 года N 3/578-РС заявителю отказано в предоставлении государственной услуги в виде выдачи разрешения на строительство вышеуказанного объекта капитального строительства.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Однако, согласно части 1 статьи 3 Закона Самарской области N 134-ГД от 29.12.2014 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" к полномочиям органов государственной власти Самарской области отнесены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области N 225 от 31.10.2007 "Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области" данные полномочия осуществляет министерство строительства Самарской области.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, с приложением документов, перечисленных в пунктах 1 - 7 части 7 этой статьи. К таким документам отнесены: правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1); градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 2); материалы, содержащиеся в проектной документации (пункт 3); положительное заключение экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьёй 49 этого Кодекса), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 этого Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 этого Кодекса (пункт 4); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьёй 40 этого Кодекса) (пункт 5); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (пункт 6).
При этом, в силу части 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы, указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, запрашиваются органами, указанными в абзаце первой части 7 этой статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 этой статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство следует, что основанием его принятия, послужил вывод Министерства строительства Самарской области об отсутствии документов, предусмотренных пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что заявителем проект планировки территории и проект межевания территории заинтересованному лицу не представлен.
Ссылку заявителя на положения пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" ("до 31 декабря 2015 года в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы градостроительный план земельного участка. При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются, правила пункта 2 части 11 статьи 51 и пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям проекта планировки территории, требованиям проекта межевания территории не применяются, а уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка") суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованной, поскольку указанная норма распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами до 31.12.2015 года.
Принимая во внимание, что заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о выдаче разрешения на строительство 15.12.2016 года, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что правовые основания для применения к спорным правоотношениям положений пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" отсутствуют.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2017 года по делу N А55-3642/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3642/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф06-26527/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Поволжская инвестиционная компания"
Ответчик: Министерство строительства Самарской области
Третье лицо: Мэрия г.о. Тольятти