г. Красноярск |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А33-18117/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" августа 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами"
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 мая 2017 года по делу N А33-18117/2012, принятое судьёй Кужлевым А.В.,
установил:
агентство лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986, ОГРН 1072466002091, далее - Агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к государственному предприятию Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ИНН 2465245021, ОГРН 1102468052532, далее - ГП КК "Красноярсклес", ответчик) о взыскании 339 860 рублей 92 копейки, из которых:
-306 576 рублей 27 копеек - сумма задолженности по оплате стоимости лесных насаждений по договорам, заключенным в рамках государственного контракта от "01" августа 2011 года N 2011.19957:
1. по договору от 29.11.2011 N 288 - 227 580 рублей 44 копейки;
2. по договору от 06.12.2011 N 295 - 24 258 рублей 31 копейка;
3. по договору от 08.08.2011 N 155 - 28 231 рубль 74 копейки;
4. по договору от 24.10.2011 N 189 - 11 131 рубль 03 копейки;
5. по договору от 12.09.2011 N 193 - 3 689 рублей 13 копеек;
6. по договору от 16.09.2011 N 201 - 11 685 рублей 62 копейки;
-33 284 рублей 71 копеек - сумма неустойки по договорам, заключенным в рамках государственного контракта от "01" августа 2011 года N 2011.19957:
1. по договору от 29.11.2011 N 288 - 21 027 рублей 93 копейки;
2. по договору от 06.12.2011 N 295 - 2 172 рубля 80 копеек;
3. по договору от 08.08.2011 N 155 - 7 014 рублей 16 копеек;
4. по договору от 24.10.2011 N 189 - 1 188 рублей 15 копеек;
5. по договору от 12.09.2011 N 193 - 457 рублей 32 копейки;
6. по договору от 16.09.2011 N 201 - 1 424 рубля 35 копеек;
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.12.2012 возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.01.2013 исковые требования удовлетворены, с государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в пользу Агентства лесной отрасли Красноярского края взыскано:
по договору от 29.11.2011 N 288 - 227 580 рублей 44 копейки - задолженности, 21 027 рублей 93 копейки - неустойки;
по договору от 06.12.2011 N 295 - 24 258 рублей 31 копейка - задолженности, 2 172 рублей 80 копеек - неустойки;
по договору от 08.08.2011 N 155 - 28 231 рубль 74 копейки - задолженности, 7 014 рублей 16 копеек - неустойки;
по договору от 24.10.2011 N 189 - 11 131 рубль 03 копейки - задолженности, 1 188 рублей 15 копеек - неустойки;
по договору от 12.09.2011 N 193 - 3 689 рублей 13 копеек - задолженности, 457 рублей 32 копейки - неустойки;
по договору от 16.09.2011 N 201 - 11 685 рублей 62 копейки - задолженности, 1 424 рублей 35 копеек - неустойки.
На принудительное решение суда выдан исполнительный лист 05.03.2013 серии АС N 004643698.
20.05.2016 от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступило заявление о процессуальном правопреемстве и замене истца - Агентства лесной отрасли Красноярского края на правопреемника - министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Определением арбитражного суда от 22.06.2016 произведена замена взыскателя с Агентства лесной отрасли Красноярского края на его правопреемника Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
04.04.2017 в арбитражный суд поступило заявление Министерства лесного хозяйства Красноярского края о процессуальном правопреемстве на стороне взыскателя по делу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Определением арбитражного суда от 10.04.2017 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о процессуальном правопреемстве.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 22.05.2017 ходатайство Министерства лесного хозяйства Красноярского края о восстановлении пропущенного срока на предъявление исполнительного листа к исполнению удовлетворено. Восстановлен срок на предъявление исполнительного листа к исполнению. Заявление удовлетворено. В порядке процессуального правопреемства произведена замена взыскателя - министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915) на его правопреемника министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952).
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- истец не проявил должной степени заботливости, направленной на своевременное установление правопреемства на стадии исполнения судебного акта, не представил доказательств, подтверждающих наличие не зависящих от него уважительных причин пропуска срока на предъявление исполнительного лица к исполнению, следовательно, оснований для восстановления пропущенного срока у суда первой инстанции не имелось;
- в связи с тем, что факт восстановления срока является в данном случае первичным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого определения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края в заявлении о процессуальном правопреемстве ссылается на то, что на основании актов Губернатора Красноярского края, Правительства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно абзацам 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р принято решение о создании министерства лесного хозяйства Красноярского края с передачей ему полномочий министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, определив Министерство лесного хозяйства Красноярского края правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Пунктом 2 данного распоряжения установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений (в редакции распоряжения Правительства Красноярского края от 24.08.2016 N 700-р).
Распоряжением Правительства Красноярского края от 24.08.2016 N 700-р установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений и, соответственно, в настоящее время Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет все действия по вопросам, связанным с осуществлением полномочий в области лесных отношений.
Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, в Едином государственном реестре юридических лиц Министерство лесного хозяйства Красноярского края зарегистрировано 03.08.2016.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано указал, что поскольку исполнение судебного акта является стадией арбитражного процесса, то арбитражный суд вправе произвести замену стороны ее правопреемником и на этой стадии.
По настоящему делу были заявлены требования о взыскании задолженности и штрафных санкций по договору на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной куплей-продажей лесных насаждений.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что исковые требования по настоящему делу следуют из полномочий органов власти в области лесных отношений.
На основании изложенного, учитывая распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р и от 24.08.2016 от 700-р, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае осуществлен переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому, правопреемство в материально-правовом смысле состоялось.
Удовлетворяя ходатайство о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решение по делу N А33-18117/2012 изготовлено в полном объеме 14.01.2013. Вступило в законную силу 15.02.2013 и на момент рассмотрения настоящего заявления решение суда не исполнено.
05.03.2013 по делу N А33-18117/2012 выдан исполнительный лист серии АС N 004643698, который в силу положений пункта 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", мог быть предъявлен к принудительному исполнению в срок по 15.02.2016.
В соответствии с положениями части 3 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 117 названного Кодекса. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Согласно статье 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока арбитражный суд либо удовлетворяет ходатайство при наличии оснований, предусмотренных частью 2 данной нормы, либо отказывает в восстановлении пропущенного срока.
В части 2 статьи 117 Кодекса установлено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
При этом арбитражное процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков. Данный вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, установление того обстоятельства, являются ли названные в ходатайстве взыскателя причины пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению, уважительными, отнесено к судебному усмотрению. При разрешении указанного ходатайства суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и представленные заявителем доказательства.
При разрешении вопроса о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению суд первой инстанции обоснованно учел следующие обстоятельства.
31.07.2014 государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом.
Определением от 29.08.2014 заявление принято к производству суда, делу присвоен номер N А33-15324/2014.
Определением от 21.10.2014 заявление должника - государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" признано обоснованным, в отношении должника введено наблюдение.
Определением от 08.04.2015 в отношении должника введено финансовое оздоровление сроком до 01.04.2016.
Определением от 26.09.2016 производство по делу о банкротстве Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" прекращено на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 57 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с выполнением плана финансового оздоровления и погашением реестра задолженности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 63, 96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" суд первой инстанции обоснованно указал, что в случае предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению в период с 21.10.2014 по 26.09.2016 имелись основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, в связи с приостановлением исполнения исполнительных документов (последствия введения процедуры банкротства).
Суд первой инстанции правомерно расценил указанное обстоятельство в качестве одной из уважительных причин, являющихся основанием для восстановления срока для предъявления исполнительного листа. При этом суд обоснованно исходил из того, что восстановление срока на предъявление исполнительного листа к исполнению по причине его пропуска в период банкротства должника возможно в разумный срок после прекращения банкротства.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что разумный срок с момента прекращения производства по делу о банкротстве не истек, при этом суд первой инстанции правомерно учел, что в указанный период дважды произошла замена в материальных правоотношениях взыскателя, а также, учел, что взыскатель в период процедуры финансового оздоровления принимал меры для предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты, вступившие в законную силу, подлежат исполнению всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Следовательно, злоупотреблением правом является действие, осуществляемое исключительно с намерением причинить вред другому лицу, либо действие, не имеющее такой цели, но объективно причиняющее вред другому лицу.
Не исполняя обязательство перед взыскателем по уплате задолженности, взысканной вступившим в законную силу решением арбитражного суда, должник злоупотреблял своим правом, причиняя вред другому лицу (взыскателю). Суд также принимает во внимание, что решение арбитражного суда при предъявлении исполнительного листа судебному приставу исполняется в принудительном порядке, хотя должник, в силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской, обязан был принять меры для добровольного исполнения решения арбитражного суда. При этом, не предъявление взыскателем исполнительного листа к исполнению в принудительном порядке не означает злоупотребление правом со стороны взыскателя либо неразумность его действий.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для восстановления пропущенного срока на предъявление исполнительного листа серия АС N 004643698 к исполнению.
В целом доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки признанных судом первой инстанции уважительными причин пропуска срока и обстоятельств, установленных судом и положенных в основу его восстановления.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается судом, поскольку при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "22" мая 2017 года по делу N А33-18117/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18117/2012
Истец: Агентство лесной отрасли Красноярского края, Министерство лесного хозяйства Кр кр, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ГПКК Красноярское управление лесами
Третье лицо: Рождественский С.Л., ИФНС по Центральному р-ну г.Красноярска