Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2017 г. N Ф03-4460/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А59-619/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-5335/2017
на решение от 01.06.2017
судьи И.Н. Шестопала
по делу N А59-619/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (ОГРН 1026500531705, ИНН 6501068674)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно - Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области: Лиховидова В.В., доверенность от 30.01.2017, сроком до 31.12.2017;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер": Воронцова Е.С., доверенность от 05.05.2017, сроком на 1 год;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (далее - учреждение, ГБУЗ "Сахалинский областной онкологический диспансер") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, Фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 01.02.2017 N 074С04170002673.
Определением суда от 05.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области (далее - налоговый орган, инспекция).
Решением от 01.06.2017 суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение Фонда как не соответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), в связи с тем, что норма, на основании которой плательщик был привлечен к ответственности, на момент вынесения оспариваемого решения утратила силу.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что связи с утратой силы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) статья 20 Закона N 250-ФЗ определяет, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, по мнению апеллянта, у Фонда имелись основания для проведения камеральной проверки и вынесения оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель учреждения в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция явку своего представителя в суд не обеспечила, в материалы дела направило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей. В представленном материалы дела письменном отзыве на жалобу налоговый орган со ссылкой на положения части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) указал, что с 01.01.2017 Фонд продолжает осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, а также выносит решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности). На основании изложенного инспекция считает, что решение от 01.02.2017 N 074С04170002673 вынесено Фондом в пределах его полномочий и является законным.
Поскольку инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу Фонда в отсутствие представителя налогового органа по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Управлением в отношении учреждения в период с 14.12.2016 по 21.12.2016 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
В ходе контрольных мероприятий управлением установлен факт нарушения учреждением законодательства Российской Федерации о страховых взносах: в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 в виде электронного документа по каналам связи ЭЦП за 2 квартал 2016 года является период с 01.07.2016 по 20.08.2016, фактически расчет был представлен 24.08.2016, то есть за пределами установленного законодательством срока.
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 21.12.2016 N 074С03160003752.
По результатам рассмотрения акта проверки Фондом вынесено решение от 01.02.2017 N 074С04170002673 о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1 047 118,31 руб.
Не согласившись с решением Фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212 - ФЗ определено, что плательщик страховых взносов обязан представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судебной коллегией установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1) за 2 квартал 2016 года в форме электронного документа подлежала представлению учреждением в Фонд не позднее 20.08.2016, однако представлена ГБУЗ "Сахалинский областной онкологический диспансер" за пределами установленного срока - 24.08.2016. Расчет принят Фондом согласно реестру документов страхователя 14.12.2016.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае у контролирующего органа оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ является правомерным.
При этом удовлетворяя требование учреждения, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
С 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 указанного Закона установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Так, в рассматриваемом случае Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов на основании представленного учреждением расчета по форме РСВ-1 за 2 квартал 2016 года проведена камеральная проверка в период с 14.12.2016 по 21.12.2016, то есть в период действия Закона N 212-ФЗ.
Оспариваемое решение от 01.02.2017 N 074С04170002673 вынесено Фондом 01.02.2017, когда Закон N 212-ФЗ уже утратил силу, но контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, продолжал осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, являющейся нормой прямого действия, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" указано, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части (пункт 1).
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона N 250-ФЗ, включая его положения части 1 статьи 46, предусматривающие ответственность плательщика страховых взносов за несвоевременное расчета по начисленными уплаченным страховым взносам.
Указанное в связи с принятием Законов N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не означает устранение ответственности за вмененное учреждению оспариваемым решением правонарушение (статья 119 НК РФ в редакции Закона N 243-ФЗ), но не позволяет в силу конституционных норм применять к нему в части привлечения к ответственности утративший силу закон.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, признав недействительным оспариваемое решение Фонда.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, обществом не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судебной коллегией не обсуждается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.06.2017 по делу N А59-619/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-619/2017
Истец: ГБУЗ "Сахалинский областной онкологический диспансер", Государственное бюджетное учреждение "Сахалинский областной онкологический диспансер"
Ответчик: ГУ-УПФР в г.Южно-Сахалинске
Третье лицо: МИФНС N 1 по Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2018 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17
30.11.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4460/17
29.11.2017 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17
14.08.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5335/17
07.08.2017 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17
01.06.2017 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17