г. Пермь |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А60-4429/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коженовой А.М.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" (ОГРН 1069620004190, ИНН 6620011148): представители не явились;
от заинтересованного лица Административной комиссии Нижнетуринского городского округа: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 апреля 2017 года по делу N А60-4429/2017,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы"
к Административной комиссии Нижнетуринского городского округа
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" (далее - заявитель, ООО "Региональные Коммунальные Системы") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Нижнетуринского городского округа от 26.01.2017 N 4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2017 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным в части штрафа, превышающего 200 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Региональные Коммунальные Системы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В апелляционной жалобе ссылается на то, что ответственность за подтопление подвальных помещений должна нести управляющая компания; указывает на чрезмерность назначенного штрафа; также отмечает, что решением Свердловского областного суда от 26.12.2016 п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Административная комиссия Нижнетуринского городского округа с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 производство по настоящему делу N А60-4429/2017 приостановлено до вступления в законную силу решения Свердловского областного суда по административному делу N3а-429/2016 от 26.12.2016. Данное определение вынесено в составе судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 назначено судебное заседание на 10.08.2017 на 12.00 час. для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведении в этом же заседании судебного разбирательства по существу спора.
Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Щеклеиной Л.Ю. на судью Риб Л.Х., поскольку судья Щеклеина Л.Ю. отсутствует в связи с нахождением в отпуске. Рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 10.08.2017, протокольным определением производство по настоящему делу возобновлено.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 13.01.2017 в ходе комиссионного обследования сетей водоотведения, пролегающих в районе дома N 21 по ул.Машиностроителей в г. Нижняя Тура Свердловской области, установлено, что в подвал данного дома вдоль трубы, входящей в дом, поступает холодная вода; данный факт свидетельствует о наличии порыва на сетях холодного водоснабжения (акт от 13.01.2017 с приложением фотоматериалов).
В соответствии с концессионным соглашением от 13.10.2015 обслуживание и ремонт объектов холодного водоснабжения, водоотведения, водоочистки и иных объектов города Нижняя Тура осуществляются ООО "Региональные коммунальные системы".
В связи с чем должностным лицом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации Нижнетуринского городского округа в отношении ООО "Региональные Коммунальные Системы" составлен протокол от 16.01.2017 N 4 об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
По результатам рассмотрения административного дела Административной комиссией Нижнетуринского городского округа вынесено постановление от 26.01.2017 N 4 о привлечении ООО "Региональные коммунальные системы" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
ООО "Региональные коммунальные системы", не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения. Вместе с тем, на основании ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ суд посчитал возможным снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела (до 200 000 рублей).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (действовавшей в спорный период) нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 20.08.2015 N 806 утверждены Правила содержания, обеспечения чистоты и благоустройства территории Нижнетуринского городского округа (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с п. 13.1 Правил благоустройства организации, имеющие на балансе и (или) обслуживании подземные и (или) надземные инженерные коммуникации, обязаны: производить содержание и ремонт подземных и надземных коммуникаций, а также своевременную очистку колодцев и коллекторов, восстановление изоляции наземных коммуникаций; осуществлять контроль за наличием люков и крышек на колодцах; содержать люки, крышки на колодцах в закрытом и исправном состоянии, своевременно производить их ремонт и замену; обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов в период ремонта и ликвидации аварий подземных коммуникаций, колодцев, установки люков, крышек, в том числе осуществлять установку ограждений и соответствующих дорожных знаков; обеспечивать (собственными силами или с привлечением на договорной основе специализированных предприятий) содержание в исправном состоянии, в одном уровне с полотном дороги, тротуаром, газоном колодцев, люков и крышек, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Региональные коммунальные системы" на основании концессионного соглашения от 13.10.2015, заключенного с Администрацией Нижнетуринского городского округа, переданы расположенные на территории городского округа объекты холодного водоснабжения, водоотведения и водоочистки. Таким образом, ООО "Региональные коммунальные системы" является лицом, ответственным за соблюдение правил благоустройства при эксплуатации инженерных коммуникаций.
13.01.2017 в ходе комиссионного обследования сетей водоотведения, пролегающих в районе дома N 21 по ул.Машиностроителей в г. Нижняя Тура Свердловской области, установлено, что в подвал данного дома поступает холодная вода, что свидетельствует о наличии порыва на сетях холодного водоснабжения; происходит затопление подвала (акт от 13.01.2017 с приложением фотоматериалов). Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем содержании ООО "Региональные коммунальные системы" сетей водоотведения в нарушение требований, предусмотренных п. 13.1 Правил благоустройства.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения был исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательства, подтверждающие отсутствие возможности и наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных Правилами благоустройства обязанностей, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях (бездействии) ООО "Региональные коммунальные системы" установлен состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении ООО "Региональные коммунальные системы" извещено надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя на соответствующих уведомлениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для признания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности не подлежащим исполнению в силу следующего.
Решением Свердловского областного суда по делу N 3а-429/2016 от 26.12.2016 п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признан недействующим. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2017 (дело N 45-АПГ17-3) решение Свердловского областного суда от 26.12.2016 оставлено без изменения.
В ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснено, что в целях реализации положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. При этом судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Поскольку доказательства того, что оспариваемое в настоящем деле постановление о привлечении к административной ответственности исполнено, отсутствуют, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", признает оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении не подлежащим исполнению в связи с признанием недействующим в судебном порядке п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, при этом оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности не подлежит исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2017 года по делу N А60-4429/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Административной комиссии Нижнетуринского городского округа от 26.01.2017 N 4 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 г. N52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области признать не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4429/2017
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА