г. Владивосток |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А51-9533/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Новая транспортная компания "Исток-М", Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края,
апелляционные производства N 05АП-5286/2017, N 05АП-5407/2017
на решение от 06.06.2017
судьи А.А.Фокиной
по делу N А51-9533/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая
транспортная компания "Исток-М" (ИНН 2520001974, ОГРН 1052502189728)
к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (ИНН
2538030581, ОГРН 1022501896438)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе выдачи 19-ти свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101 МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск", совершённых путём выдачи письма от 14.03.2017 N 16/2359/8; о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче расписания, являющегося приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 001717, имеющего место в период времени с 27.12.2016 (от последнего дня действия ранее заключённых договоров сроком по 26.12.2016) по настоящее время,
при участии:
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: Шестакова Е.В. (по доверенности от 01.12.2015, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение);
от ООО "Новая транспортная компания "Исток-М": адвокат Рябуша С.С. (по доверенности от 01.04.2017, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новая транспортная компания "Исток-М" (далее - заявитель, общество, ООО "НТК "Исток- М") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе выдачи 19-ти свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск", совершённых путём выдачи письма от 14.03.2017 N 16/2359/8, и о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче расписания, являющегося приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 001717, имеющего место в период времени с 27.12.2016 (от последнего дня действия ранее заключённых договоров сроком по 26.12.2016) по настоящее время.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2017 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным бездействие Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в невыдаче расписания, являющегося приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 001717, имеющего место в период времени с 27.12.2016 (от последнего дня действия ранее заключённых договоров сроком по 26.12.2016) по настоящее время, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество, Департамент обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы общество настаивает на том, что Департамент должен был выдать заявителю 20 правоподтверждающих документов - свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 101МП "Уссурийск - Михайловск - Уссурийск", соответствующих заключенным 20 договорам на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края.
Указывает, что в результате того, что 20 маршрутов регулярных перевозок, действиями Департамента превратились в 1 маршрут с множеством расписаний, заявитель лишен возможности реализации своих законных прав, которые он мог бы реализовать в отношении всех 19-ти маршрутов, в том числе и прав по изменению каждого из этих маршрутов.
Просит изменить решение в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в отказе выдачи 19-ти свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101 МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск", совершённых путём выдачи письма от 14.03.2017 N 16/2359/8.
Обжалуя решение от 06.06.2017 в порядке апелляционного производства в части удовлетворения требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче расписания, являющегося приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 001717 Департамент поясняет, что суд первой инстанции не указал норму права, предусматривающую порядок вручения документов перевозчику, в связи с чем, при наличии изготовленного пакета документов (расписание) 27.12.2016 по истечении срока действия ранее заключенного договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении невыдача расписания не может являться бездействием Департамента.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017, 20.07.2017 апелляционные жалобы приняты к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Через канцелярию суда от Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и ООО "Новая транспортная компания "Исток-М" поступили письменные отзывы на апелляционные жалобы, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители общества, департамента огласили доводы своих апелляционных жалоб, которые совпадают с текстом апелляционных жалоб, имеющихся в материалах дела.
Коллегией установлено, что общество обжалует решение в части отказа в удовлетворении требований, Департамент обжалует решение в части удовлетворенных требований.
В связи с чем суд, руководствуясь постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Между ООО "НТК "Исток-М" и Департаментом промышленности и транспорта Приморского края (предшественник Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края) заключены "Договоры на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении" от 26.12.2013 N N 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, согласно которым общество выполняет перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок N 101МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск" по утверждённым расписаниям движения по этому маршруту, которые являются неотъемлемой частью Договоров, в том числе:
- с временем отправления из г. Уссурийск (ж/д вокзал) в 6.30, 8.10, 9.50, 13.00, 14.40, 16.20, 18.00, 19.40 час., из с. Михайловка в 7.15, 8.55, 10.35, 13.55, 15.35, 17.15, 18.55, 20.35 час. - приложение к Договору N 111,
- с временем отправления из г. Уссурийск (ж/д вокзал) в 6.20, 8.00, 9.40, 11.30, 13.10, 15.30, 17.10, 18.50, 20.30 час., из с. Михайловка в 7.25, 9.05, 10.45, 12.25, 14.05, 16.25, 18.05, 19.45, 21.35 час. - приложение к Договору N 112,
- с временем отправления из г. Уссурийск (ж/д вокзал) в 6.40, 8.20, 10.00, 11.40, 14.20, 16.00, 17.40, 19.20 час., из с. Михайловка в 7.35, 9.15, 10.55, 12.35, 15.15, 16.55, 18.45, 20.15 час. - приложение к Договору N 113,
- с временем отправления из г. Уссурийск (ж/д вокзал) в 7.30, 9.10, 10.50, 12.30, 15.10, 16.50, 18.30, 20.15 час., из с. Михайловка в 8.25, 10.05, 11.45, 13.25, 16.05, 17.45, 19.25, 21.05 час. - приложение к Договору N 114, и т.д.
Срок действия всех названных Договоров N N 111-130 от 26.12.2013 в соответствии с пунктом 2 Мирового соглашения по делу N А51- 12229/2014 от 17.07.2014 установлен до 26.12.2016.
Письмом от 11.08.2015 N 46 общество во исполнение статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) направило в Департамент сведения о маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа, выполняемых согласно названным Договорам по маршруту N 101МП.
Департаментом сведения о маршруте N 101МП "Уссурийск - Михайловска - Уссурийск" внесены в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении Приморского края (далее - Реестр маршрутов) с указанием всех необходимых сведений, в том числе номеров Договоров, даты начала и окончания их действия, наименования юридического лица, осуществляющего перевозки, количества и класса автобусов, которые используются для перевозки по маршруту, информации о расписании движения автобусов, регистрационных номеров расписаний движения автобусов и других необходимых сведений; регистрационный номер маршрута в реестре 101/2 (выкопировка из Реестра маршрутов представлена Департаментом в материалы дела).
Письмом от 25.12.2015 N 68 и повторно письмом от 06.05.2016 N 27 общество на основании Федерального закона N 220-ФЗ просило Департамент выдать свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов по 20-ти маршрутам N 101МП "Уссурийск-Михайловка-Уссурийск".
01.09.2016 Департаментом заявителю было выдано одно свидетельство серии 05 N 001717 сроком действия с 27.12.2016 по 27.12.2021 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск" транспортными средствами в количестве 30 автобусов среднего и большого класса, а также карты маршрутов на каждый автобус.
Расписания движения по маршруту, являющиеся приложением к бланку свидетельства, Департаментом обществу вместе со свидетельством не были выданы.
Письмом от 10.02.2017 заявитель вновь обратился в Департамент с требованием выдать еще 19 свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту N 101МП согласно указанных Договоров, в ответ на которое Департамент письмом от 14.03.2017 N 16/2359/8 "О выдаче свидетельств" фактически отказал в их выдаче, указав, что согласно Федеральному закону N 220-ФЗ по завершению действия Договоров NN 111-130 на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом 01.09.2016 ООО "НТК "Исток-М" уже было выдано свидетельство N 05 001717, поскольку речь идёт об одном межмуниципальном пригородном маршруте регулярных перевозок N 101МП (регистрационный номер 101/2) "Уссурийск-Михайловка-Уссурийск".
Не согласившись с названными решением и бездействием Департамента, полагая, что тем самым Департаментом созданы препятствия обществу в осуществлении им предпринимательской деятельности, ООО "НТК "Исток-М" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, отзывах на них, заслушав в судебном заседании представителей сторон, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность доказать нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий (актов).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом N 220-ФЗ.
Пунктами 6, 7, 18, 15 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220- ФЗ определено, что:
- межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;
- муниципальный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района;
- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;
- рейс - это путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт.
Часть 2 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ устанавливает, что понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона он определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Согласно пунктам 8, 9, 15 статьи 2 Устава автомобильного транспорта:
- маршрут - это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;
- маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
- расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
В силу статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в статье 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ, пункт 4 статьи 7(1) Закона Приморского края от 02.08.205 N 278-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае").
Карта муниципального (межмуниципального, смежного) маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3 статьи 17).
Пунктами 19, 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что:
- свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок;
- карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Как предусматривает часть 1 статьи 19 Федерального закона N 220- ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
По общему правилу, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок либо без проведения открытого конкурса в специально оговорённых случаях (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, статьи 7(1), 8 Закона Приморского края от 02.08.205 N 278-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае").
Переходными положениями, установленными статьёй 39 Федерального закона N 220-ФЗ, предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченные органы, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 39).
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченные органы в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 39), то есть до 14.07.2016.
Кроме того, соответствующий уполномоченный орган в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута (пункт 1 части 4 статьи 39).
Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме в уполномоченный орган, на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (части 5, 6 статьи 39).
В силу статьи 27 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок оформляется на бланке или в виде электронной карты.
Бланк свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки; форма бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона (части 1, 2, 3 статьи 27).
Расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется (часть 5 статьи 27 Федерального закона N 220-ФЗ).
Форма бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 10.11.2015 N 331. Согласно Приложению N 1 к приказу Минтранса N 331 приложением к бланку свидетельства является расписание (по форме Приложения N 1 к бланку либо Приложения N 2 к бланку).
Пунктом 11 Порядка заполнения бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (Приложение N 2 к приказу Минтранса N 331) установлено, что к свидетельству прилагается расписание согласно приложению N 1 к форме бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (в случае, если расписание отправления транспортных средств от остановочных пунктов в течение суток устанавливается в виде интервалов отправления или в виде интервалов отправления и времени отправления) либо согласно приложению N 2 к форме бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (в случае, если расписание устанавливается в виде времени отправления транспортных средств от остановочных пунктов), а пунктами 12-17 - определён порядок заполнения Приложений N 1 и N 2 к бланку свидетельства.
Учитывая вышеприведенные положения суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что по одному маршруту регулярных перевозок выдаётся одно свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок с приложенным к нему расписанием (либо несколькими расписаниями), а также карты маршрута на каждое транспортное средство по количеству транспортных средств, указанному в свидетельстве.
Коллегия установила, что заявитель на основании Договоров от 26.12.2013 N N 111-130 осуществлял регулярные пассажирские перевозки по одному межмуниципальному пригородному маршруту регулярных перевозок - N 101МП "Уссурийск - Михайловка - Уссурийск" (регистрационный номер 101/2) несколькими рейсами, несколькими транспортными средствами (автобусами), по отдельным расписаниям.
Соответственно, Департаментом обществу обоснованно выдано только одно свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 001717, оснований для выдачи ещё 19- ти свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101 МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск" не имеется, неправомерных действий Департамента, выразившихся в отказе выдачи ещё 19-ти свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101 МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск", суд не усматривает.
При этом апелляционный суд соглашается с мнением суда первой инстанции, что общество не представило доказательств того, что отсутствие 19-ти свидетельств об осуществлении перевозок по тому же маршруту регулярных перевозок N 101 МП "Уссурийск-Михайловска-Уссурийск" каким-либо образом нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо незаконно возлагает на него какие- либо обязанности, либо создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, отказ в удовлетворении требования общества о признании незаконными действий департамента, выразившихся в отказе выдачи 19-ти свидетельств об осуществлении перевозок, признан коллегией обоснованным.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче расписания, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 01.09.2016 вместе со свидетельством серии 05 N 001717 заявителю не было выдано расписание движения по маршруту N 101МП, являющееся приложением к свидетельству и его неотъемлемой частью. Поскольку как свидетельство, так и приложенное к нему расписание движения вступают в действие не раньше дня окончания срока ранее заключённых Договоров, то есть с 27.12.2016, Департамент обязан выдать расписание не позднее 27.12.2016.
Коллегия отклоняет доводы Департамента о том, что при наличии изготовленного пакета документов (расписание) 27.12.2016 невыдача расписания не может являться бездействием Департамента в силу следующего.
В статьях 19 и 27 Федерального закона N 220-ФЗ, пункте 5 статьи 7(1) Закона Приморского края от 02.08.205 N 278-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае" законодатель применяет термины "выдача", "выдаются", что охватывает как внутренний организационный процесс принятия решения о выдаче документа, его составление и оформление по установленной форме, заверение необходимыми подписями и печатями, так и процесс передачи документа заинтересованной в нём стороне, при этом предполагаются активные действия уполномоченного органа по вручению документов заявителю.
В связи с изложенным, коллегия приходит к выводу, что на Департамент возлагается обязанность не только по подготовке пакета документов (расписания) по обращению заявителя, но и по направлению в адрес общества указанных документов.
Таким образом, отсутствие у заявителя расписания движения по спорному маршруту регулярных перевозок препятствует ему в надлежащем осуществлении регулярных перевозок по установленному расписанию, как это предусмотрено пунктом 3 раздела II Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, пунктами 4, 6 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и не отвечает понятию маршрута регулярных перевозок.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в невыдаче расписания, являющегося приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 001717, имеющее место в период времени с 27.12.2016 (от последнего дня действия ранее заключённых договоров сроком по 26.12.2016) по настоящее время.
В целом доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на общество.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на Департамент судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2017 по делу N А51-9533/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9533/2017
Истец: ООО "НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "ИСТОК-М"
Ответчик: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4773/17
14.12.2017 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5286/17
17.08.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5286/17
06.06.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-9533/17