г. Хабаровск |
|
21 августа 2017 г. |
А73-846/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска в лице управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда: не явились;
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края: Артемьева А.С., Писарева А.А.;
от ООО Дальневосточный Торговый Дома": Даниловского М.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края
на решение от 23.05.2017
по делу N А73-846/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Администрации города Хабаровска в лице управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда
к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края
о признании недействительным предписания
третье лицо: ООО Дальневосточный Торговый Дома"
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска в лице управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края (далее - Управление) от 28.10.2016 N 10 об устранении выявленных нарушений.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный Торговый Дом" (далее - ООО "Дальневосточный торговый дом").
Решением суда от 23.05.2017 заявленное требование удовлетворено частично: признан недействительным пункт 2 оспариваемого предписания по мотиву того, что аналогичное предписание уже выдано управляющей компании об устранении выявленного нарушения в отношении объекта культурного наследия, что подтверждено решением суда по делу N А73-1115/2017.
Не согласившись с судебным актом в данной части, управление подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение об отказе требований администрации в полном объеме.
В жалобе ее заявитель указывает, что предписание выдано администрации именно как собственнику объекта культурного наследия, который в силу Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации" обязан принимать меры по его сохранению.
В заседаниях суда второй инстанции представители управления поддержали доводы апелляционной жалобы, на отмене судебного акта настаивали.
Администрация в судебном разбирательстве участия не принимала, отзыв не представила.
Представитель третьего лица отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возражений относительно отказа в требовании по пункту 1 оспариваемого предписания участниками спора не высказано.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и отзыва общества, выслушав пояснения участников спора, с учетом части 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании задания от 25.06.2016 N 25 Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия - "Дом доходный К.Ф. Викулиной", расположенным по адресу: г.Хабаровске, ул. Комсомольская, 70, по итогам которого составлен акт от 28.10.2016 N 37.
Управлением выдано предписание от 28.10.2016 N 10 "Об устранении выявленных нарушений", согласно которому Администрации города Хабаровск совместно с другими собственниками (законными владельцами) жилых и функциональных помещений объекта культурного наследия следует в срок до 25.01.2017 установить информационную надпись на объект культурного наследия (пункт 1); выполнить противоаварийные мероприятия по восстановлению балкона второго этажа во избежание обрушения (пункт 2).
Не согласившись с данным предписанием, администрация оспорила его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к тому, что пункт 1 оспариваемого предписания соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку статья 5 Закона Хабаровского края от 30.03.2005 N 270 "О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края" предписывает, что на объектах культурного наследия регионального значения в течение трех месяцев со дня их включения в реестр устанавливаются информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Информационные надписи и обозначения устанавливаются в виде информационных досок и информационных знаков, разработанных по единому образцу, утверждаемому уполномоченным органом. Информационные надписи и обозначения выполняются на русском языке. Информационные надписи устанавливаются на зданиях и иных сооружениях, отнесенных к объектам культурного наследия. Финансирование работ по изготовлению и установке информационных надписей и обозначений осуществляется за счет средств собственников объектов культурного наследия. В данной части судебный акт не оспаривается.
Вместе с тем, арбитражный суд признал недействительным пункт 2 предписания в связи с тем, что Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры" народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность одновременной выдачи предписания и управлявшей компании и собственнику объекта культурного наследия.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Законом N 73-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 47.3 Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1); не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (подпункт 2); не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (подпункт 3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (подпункт 4).
Пунктом 11 статьи 47.6 установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, если иное не установлено настоящим пунктом.
По материалам дела установлено, что многоквартирный дом по ул. Комсомольской, 70 в г. Хабаровске является объектом культурного наследия регионального значения "Дом доходный К.В. Викулиной" до 1918 года"; он поставлен на государственную охрану на основании решения Малого совета народных депутатов Хабаровского края от 20.08.1993 N 172 и постановления Думы Хабаровского края от 31.07.1997 N 182, включен Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29.12.2015 N28317-р в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером 271510395430005. Предмет охраны объекта культурного наследия утвержден приказом министерства культура Хабаровского края от 09.02.2015 N48/01-15.
Также установлено, что этот объект является многоквартирным домом и находится в совместной собственности (муниципальной и частной).
В ходе проверочных мероприятий управлением установлено, что балкон, расположенный на втором этаже здания, находится в аварийном состоянии. Это послужило для выдачи администрации города совместно с другими собственниками предписания с требованием о проведении противоаварийных мероприятий по его восстановлению во избежание обрушения (пункт 2 предписания).
При таких обстоятельствах, вторая инстанция соглашается с управлением о наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Ссылка на то, что аналогичное предписание уже было выдано управляющей компании об устранении выявленного нарушения в отношении названного объекта культурного наследия, не может расцениваться как невозможность выдачи уполномоченным органом предписания надлежащему собственнику объекта, который в силу Закона N 73-ФЗ обязан принимать меры по его сохранению.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что выполнение требований подпунктов 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ может быть возложено на управляющую компанию только при соблюдении условий, определенных пункта 3 статьи 56.1 Закона, то есть при условии, что все жилые помещения находятся в частной собственности и полномочия по соблюдению требований по сохранению объекта культурного наследия переданы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, тогда как в настоящем деле установлено, что спорный объект культурного наследия находится в совместной собственности (муниципальной и частной).
Относительно нарушения прав и законных интересов заявителя по делу апелляционная инстанция приходит к тому, что установленные Законом N 73-ФЗ ограничения (обременения) имущественных прав в отношении объекта культурного наследия в виде требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, а также требований, установленных охранным обязательством, в интересах сохранения объекта культурного наследия не могут рассматриваться как нарушающие права собственника такого объекта.
В спорном случае со стороны администрации не доказано, каким образом выданное управлением предписание с требованием проведения противоаварийных мероприятий на объекте культурного наследия во избежание его обрушения нарушает ее права.
Учитывая вышеустановленное, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Ввиду того, что администрация и управление являются государственными органами и освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении между ними расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.05.2017 по делу N А73-846/2017 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края от 28.10.2016 N 10 отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-846/2017
Истец: Администрация города Хабаровска в лице управления ЖКХ и Эксплуатации жилищного фонда
Ответчик: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края
Третье лицо: ООО "Дальневосточноый Торговый Дом"