город Ростов-на-Дону |
|
22 августа 2017 г. |
дело N А53-9848/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой П.А.,
при участии:
от заявителя: представителя Келаревой Е.В. по доверенности от 03.04.2017,
от заинтересованного лица: представителя Данилова В.Ю. по доверенности от 09.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лагуна"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.06.2017 по делу N А53-9848/2017, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению Департамента потребительского рынка Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Лагуна"
об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительского рынка Ростовской области (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лагуна" (далее - заинтересованное лицо, общество) об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за регистрационным номером N 61-4305628 от 14.04.2016 (бланк серии ПРО N 001490), выданной обществу департаментом.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом осуществляется оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд аннулировал лицензию на розничную продажу алкогольной продукции регистрационный номер N 61-4305628 от 14.04.2016 (бланк серии ПРО N 001490), выданную обществу департаментом. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Суд мотивировал решение наличием в деянии общества оснований для лишения лицензии.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована доводом об отсутствии в деянии общества негативных последствий в виде нарушения прав и законных интересов государства и потребителей.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, представитель заявителя доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставит без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, общество имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции N 61-4305628 от 14.04.2016 (бланк серии ПРО N 001490).
Указанная лицензия дает право обществу на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Героев-Пионеров, д. 25. Срок действия данной лицензии до 06.05.2018.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в департамент направлено письмо, содержащее информацию о нарушении обществом порядка учета алкогольной продукции в ЕГАИС.
Проведенная на основании распоряжения департамента от 16.02.2017 N 3-впп в отношении общества внеплановая документарная проверка установила, что в указанной выше организации осуществлялся оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, что является нарушением требований Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с распоряжением департамента потребительского рынка Ростовской области от 22.03.2017 N 307л действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу (регистрационный N 61 - 4305628), приостановлено в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии и документа на право торговли алкогольной продукцией.
В соответствии с абзацами четвертым и шестым части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171 -ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится в том числе выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, а также осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Областным законом от 28.12.2005 N 441-ЗС "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области" (далее - Областной закон от 28.12.2005 N 441-ЗС) установлены полномочия органов государственной власти Ростовской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 6 статьи 3 Областного закона от 28.12.2005 N 441-ЗС Правительство Ростовской области определяет уполномоченный областной орган исполнительной власти в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 283 "Об утверждении Положения о департаменте потребительского рынка Ростовской области" департамент потребительского рынка Ростовской области (далее - департамент) наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, а также по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение регистрации выданных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Федерального закона N 171-ФЗ, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в том числе, при выявлении нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии (пункт 1 Федерального закона N 171-ФЗ).
Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа, в том числе при выявлении оборота алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171 -ФЗ, либо с поддельными марками (пункт 3 Федерального закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 283 "Об утверждении Положения о департаменте потребительского рынка Ростовской области" департамент наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, а также по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение регистрации выданных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу заявителю направлено письмо, содержащее информацию о нарушении обществом порядка учета алкогольной продукции в ЕГАИС.
Проведенная на основании распоряжения департамента от 16.02.2017 N 3-впп в отношении общества внеплановая документарная проверка установила, что обществом осуществлялся оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, что является нарушением требований Федерального закона N 171-ФЗ о порядке учета алкогольной продукции в ЕГАИС.
Как следует из материалов дела, работник общества всю полученную алкогольную продукцию принял и провел в программе, а так же подтвердил ТТН в системе ЕГАИС.
Однако, при выставлении продукции полученной по данной ТТН в торговый зал, 07.11.2016, выяснилось, что две позиции напитков по факту не соответствовали указанным в ТТН, а именно: по ТТН были получены: напиток винный на основе игристого вина "Фраголино" (код в ЕГАИС 0377162000001953054) в количестве 12 шт.; напиток винный на основе игристого вина "Фьордипеско" (код в ЕГАИС 0177103000001628921) в количестве 12 шт.;
Фактически были получены: винный напиток газированный без добавления этилового спирта "PIACERE DI FRUTTA" (Пичере ди фрутта) "Fragolino клубничное полусладкое" (код в ЕГАИС 0031518000001294519) в количестве 12 шт.; винный напиток газированный без добавления этилового спирта "PIACERE DI FRUTTA" (Пичере ди фрутта) "Fiordipesco персиковое полусладкое" (код в ЕГАИС 0031518000001293022) в количестве 12 шт.
Общество не осуществило обращение к поставщику по факту выявленного несоответствия, полагая отсутствием оснований при подписанных ТТН и подтверждении ТТН в ЕГАИС. Кроме того, бухгалтер общества, с целью уведомления системы ЕГАИС о наличии данной продукции, 07.11.2016 проверив федеральную специальную марку, фактически полученной продукции на подлинность в личном кабинете на портале РАР, произвела списание из системы ЕГАИС продукции указанной в ТТН и поставила на баланс в систему ЕГАИС фактически полученную продукцию, отсканировав федеральные специальные марки.
Впоследствии обществом после реализации большей части фактически полученной продукции была снята с продажи оставшаяся продукция в количестве 4 бутылок.
Между тем, обществу необходимо было своевременно выявить несоответствие фактически поставленной продукции, данным об алкогольной продукции, указанным в электронной копии ТТН, направленной поставщиком в ЕГАИС, с последующим оформлением в ЕГАИС отказа от ТТН, либо составления акта разногласий. Также, согласно техническим требованиям к универсальному транспортному модулю (УТМ) версии 2.0.3.02, возможно формирование запроса в ЕГАИС на отмену проведения ТТН.
Формы и сроки предоставления заявок в ЕГАИС утверждены приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171 -ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт нарушения со стороны ответчика требований к фиксации информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС, являющийся основанием для аннулирования лицензии в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171 -ФЗ.
Доводы ответчика о том, что данная ситуация возникла в результате ошибочных действий сотрудника общества, судом оценены критически, поскольку не исключают обязанности общества, как профессионального участника рынка оборота алкогольной продукции, исполнять требования вышеуказанных норм и правил в установленном порядке.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлен порядок приостановления и аннулирования действия лицензии. Действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением данного федерального закона.
При этом действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
В соответствии с распоряжением департамента потребительского рынка Ростовской области от 22.03.2017 N 307л действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу (регистрационный N 61-4305628), приостановлено в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Частью 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Как следует из вышеуказанных обстоятельств, обществом нарушены требования Закона об обороте алкогольной продукции, что демонстрирует пренебрежительное отношение общества к требованиям лицензионного органа и действующего законодательства, регламентирующего оборот и реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции. Аннулирование лицензии является одной из мер воздействия, направленных на защиту жизни и здоровья населения.
Согласно позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не является административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц. Аннулирование лицензии, выданной обществу, соответствует требованиям справедливости, является адекватной и соразмерной санкцией выявленным нарушениям.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2017 по делу N А53-9848/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления его в полном объеме.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9848/2017
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЛАГУНА"