г. Пермь |
|
24 августа 2017 г. |
Дело N А60-7510/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 24 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Мартемьянова В.И., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Навалихиной О.А.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЕК-Торг" (ООО "ЕК-Торг"): Реутова Р.А. (паспорт, доверенность от 01.08.2017),
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга): Застроцкий К.В. (удостоверение, доверенность от 27.02.2017),
от иных лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ИФНС по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 мая 2017 года,
принятое судьёй Федоровой Е.Н.
по делу N А60-7510/2017
по заявлению ООО "ЕК-Торг" (ОГРН 1106672002766, ИНН 6672310727) о признании решения ИФНС по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003) незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (МИФНС N 31 по Свердловской области), Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (УФНС по Свердловской области),
установил:
ООО "ЕК-Торг" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения ИФНС России по Верх - Исетскому району г. Екатеринбурга от 16.12.2016 N 59733А об отказе в государственной регистрации ликвидации заявителя незаконным, возложении на ИФНС обязанности осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности заявителя в связи с его ликвидацией на основании заявления формы Р16001 от 08.11.2016 и документов, представленных заявителем (вх. N 59733А).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2017 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МИФНС N 31 по Свердловской области, УФНС по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2017 признано недействительным решение ИФНС по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга от 16.12.2016 N 59733А об отказе в государственной регистрации юридического лица - заявителя в связи с его ликвидацией. На ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга возложена обязанность произвести государственную регистрацию прекращения деятельности заявителя в связи с его ликвидацией по представленному пакету документов от 08.11.2016 вх. N 59733А.
ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что представленный заявителем ликвидационный баланс от 07.11.2016, содержащий нулевые показатели при наличии у общества задолженности перед бюджетом содержит недостоверные сведения, считается не представленным в регистрирующий орган. Справки N N 62885, 203668 не подтверждают отсутствие задолженности, т.к. задолженность по НДФЛ в 2015 году не могла быть отражена в КРСБ до вынесения решения по итогам налоговой проверки.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения. Ссылается на то, что наличие у заявителя задолженности не доказано, в случае наличия у заявителя задолженности налоговый орган должен был провести зачёт переплаты по налогам ликвидируемой организации в счёт погашения недоимки в соответствии с п. 4 ст. 49, ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налоговый орган утратил право на погашение своего требования в ходе процедуры ликвидации заявителя, утратил право ссылаться на отсутствие в ликвидационном балансе общества такой задолженности.
В судебном заседании представитель ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
От МИФНС N 31 по Свердловской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя.
Данное ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.12.2015 единственный учредитель заявителя Кузеванов Ю.Н. принял решение N 2 о ликвидации общества и назначении себя ликвидатором.
25.12.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о том, что общество находится в стадии ликвидации (ГРН 6156658385295).
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 3(566) от 27.01.2016 опубликовано сообщение о ликвидации заявителя.
Решением N 3 единственного учредителя заявителя от 07.11.2016 утверждён промежуточный ликвидационный баланс общества.
Решением N 4 единственного учредителя заявителя от 07.11.2016 утверждён ликвидационный баланс заявителя по состоянию на 07.11.2016.
08.11.2016 (вх. N 59733А) для государственной регистрации ликвидации юридического лица - заявителя в регистрирующий орган представлены следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001;
- решение единственного учредителя ООО "ЕК-Торг" от 07.11.2016;
- ликвидационный баланс от 07.11.2016;
- бланк-заявка на публикацию сообщения в Вестнике государственной регистрации от 20.01.2016;
- доверенность на Фалалеева С.Н. (нотариальная);
- документ об уплате государственной пошлины, что подтверждается расписками в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица (л.д. 16, 17).
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга принято решение N 59733А от 16.12.2016 об отказе в государственной регистрации на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), то есть в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации (л.д. 11). Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что представленный для государственной регистрации ликвидационный баланс от 07.11.2016 содержал недостоверные сведения, в связи с чем, считается не представленным.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с жалобой в УФНС по Свердловской области.
Письмом исх. 13-06/02599 от 26.01.2017 УФНС по Свердловской области жалоба ликвидатора заявителя оставлена без удовлетворения со ссылкой на то, что ликвидатором общества представлены все необходимые документы, установленные п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, однако, представленный ликвидационный баланс от 07.11.2016 содержит недостоверные сведения, в связи с чем, считается не представленным. Ликвидационный баланс от 07.11.2016 содержит нулевые показатели, а согласно сведениям МИФНС N 31 по Свердловской области у заявителя имеется задолженность перед бюджетом в размере 13 088 руб.
Ссылаясь на то, что у заявителя не имеется задолженности, ликвидационный баланс от 07.11.2016 содержит достоверные сведения, считается представленным, заявителем представлены все необходимые документы, установленные п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, решение ИФНС России по Верх - Исетскому району г. Екатеринбурга от 16.12.2016 N 59733А нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения ИФНС России по Верх - Исетскому району г. Екатеринбурга от 16.12.2016 N 59733А об отказе в государственной регистрации ликвидации заявителя незаконным, возложении на ИФНС обязанности осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности заявителя в связи с его ликвидацией на основании заявления формы Р16001 от 08.11.2016 и документов, представленных заявителем (вх. N 59733А).
Признавая решение ИФНС по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга от 16.12.2016 N 59733А об отказе в государственной регистрации заявителя в связи с его ликвидацией недействительным, возлагая на ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обязанность произвести государственную регистрацию прекращения деятельности заявителя в связи с его ликвидацией по представленному пакету документов от 08.11.2016 вх. N 59733А, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность перед бюджетом у заявителя отсутствует, заявитель представил все документы необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, у ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга не имелось оснований для отказа в государственной регистрации, решение N 5973ЗА от 16.12.2016 нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидации комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией в регистрирующий орган предоставляются: подписанное заявителем заявление по форме Р 16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений.
Согласно п.п. 4, 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Подпункт "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
В соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п.9 ст. 63 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, 08.11.2016 (вх. N 59733А) заявителем представлены все документы согласно п. 1 ст. 21 Закона N129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в том числе ликвидационный баланс от 07.11.2016, что подтверждается расписками в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица (л.д. 16, 17).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/2011 необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, принимая решение N 59733А от 16.12.2016 об отказе в государственной регистрации ликвидации заявителя на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ (в связи с не представлением документов, необходимых для государственной регистрации), а также УФНС по Свердловской области, отказывая в удовлетворении жалобы заявителя на указанное решение, указали, что представленный заявителем для государственной регистрации ликвидационный баланс от 07.11.2016 содержит недостоверные сведения, нулевые показатели, тогда как согласно сведениям МИФНС N 31 по Свердловской области у заявителя имеется задолженность перед бюджетом в размере 13 088 руб., то есть является не представленным для государственной регистрации.
Вместе с тем, согласно справке МИФНС N 31 по Свердловской области N 62885 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов заявитель по состоянию на 07.11.2016 неисполненных обязанностей не имеет.
В соответствии со справке N 203668 о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организации по состоянию на 07.11.2016 задолженность отсутствует.
По данным сводной справки по полученным выпискам операций по расчёту с бюджетом за период с 01.01.2014 по 09.02.2017 задолженность перед бюджетом у заявителя отсутствует, а переплата составляет 70 614 руб. 09 коп.
Таким образом, принимая во внимание данные справки, учитывая, что первичные документы, подтверждающие образование недоимки по налогам, её размер, расчёт пени в материалы дела не представлены, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о недоказанности наличия у заявителя задолженности перед бюджетом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что справки N N 62885, 203668 не подтверждают отсутствие задолженности, т.к. задолженность по НДФЛ в 2015 году не могла быть отражена в КРСБ до вынесения решения по итогам налоговой проверки, отклоняется.
Справки N N 62885, 203668 об отсутствии у заявителя задолженности предоставлены самим налоговым органом, в установленном законом порядке не оспорены.
Кроме того, в соответствии со ст. 49 НК РФ, ст. 63 ГК РФ требования кредитора - налогового органа должны быть направлены ликвидационной комиссии (ликвидатору) общества в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества.
Как следует из материалов дела, сведения о ликвидации заявителя опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 3(566) от 27.01.2016.
Таким образом, срок для предъявления требований кредиторами истёк 27.03.2016.
Доказательств обращения налогового органа как кредитора с требованием об уплате задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо в суд с иском к ликвидатору заявителя в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 ГК РФ, не представлено.
Судом установлено, что по истечении двухмесячного срока и при отсутствии требований кредиторов 07.11.2016 в обществе заявителя утверждён промежуточный ликвидационный баланс, а затем утверждён ликвидационный баланс от 07.11.2016, которые были представлены в регистрирующий орган.
При принятии промежуточного баланса, составленного заявителем, налоговым органом не представлено возражений относительно содержащихся в балансе сведений о размере задолженности по обязательным платежам.
При изложенных обстоятельствах, установив отсутствие у заявителя задолженности перед бюджетом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о достоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе от 07.11.2016, отсутствии оснований считать данный баланс не представленным в регистрирующий орган.
С учётом указанного доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что представленный заявителем ликвидационный баланс от 07.11.2016, содержащий нулевые показатели при наличии у общества задолженности перед бюджетом содержит недостоверные сведения, считается не представленным в регистрирующий орган, отклоняются как несостоятельные.
Принимая во внимание, что заявителем соблюдён порядок ликвидации, предусмотренный ст.ст. 61 - 64 ГК РФ и ст.ст. 20, 21 Закона N 129-ФЗ, представлены все необходимые документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие у ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации заявителя и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращения деятельности юридического лица, в связи с чем, правомерно признал решение ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 16.12.2016 N 59733А об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным и обязал ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга произвести государственную регистрацию прекращения деятельности заявителя в связи с его ликвидацией по представленному пакету документов от 08.11.2016 вх. N 59733А.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2017 года по делу N А60-7510/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
В.И. Мартемьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7510/2017
Истец: ООО "ЕК-ТОРГ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ