Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2017 г. N Ф07-13562/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А21-2316/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Мациевская А.Ф. по доверенности от 29.03.2017;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-х лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15401/2017) Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2017 по делу N А21-2316/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ФГУП "Росморпорт" в лице Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала, ФГУП "РОСМОРПОРТ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
3-и лица: ООО "ЯнтарьСервисБалтик", ООО "ГеоВестГрад"
об оспаривании решения и предписания
установил:
федеральное государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ОГРН 1037702023831; место нахождения: 127055, Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 22.03.2017 N Т-17/2017 и предписания от 26.03.2017 N 26-Т/2017, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН 1023901001552; место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган),
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" (далее - ООО "ЯнтарьСервисБалтик") и общество с ограниченной ответственностью "ГеоВестГрад" (далее - ООО "ГеоВестГрад").
Решением суда от 04.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители Управления, ООО "ЯнтарьСервисБалтик", ООО "ГеоВестГрад", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без их участия.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.12.2016 Предприятие (заказчик) разместило на сайте zakupki.gov.ru извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 80-16) по выбору организации на выполнение работ по текущему ремонту станции рефулирования ПК 339 (инв. N Ф0215К0039), замене опор пультопровода на акватории, прилегающей к береговому отвалу ПК 130, на оградительной дамбе N 3 (инв. N Ф0215К0027), находящихся в хозяйственном ведении предприятия (закупка N 31604574989).
В соответствии с протоколом от 11.01.2017 на участие в запросе предложений
подана одна заявка - ООО "ГеоВестГрад". Согласно протоколу от 27.02.2017 ООО "ГеоВестГрад" допущено к участию в запросе предложений и принято решение заключить с ним договор.
02.03.2017 ООО "ЯнтарьСервисБалтик" обратилось в УФАС с жалобой на действия организатора торгов (предприятия), в обоснование которой ссылалось на следующие нарушения:
1. в нарушение части 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) извещение о проведении запроса предложений размещено 26.12.2016, т.е. менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (15:00 11.01.2017),
2. в нарушение статьи 3 Закона N 223 организатор запроса предложений установил
недостаточный срок (7 рабочих дней) для представления обеспечения заявки в размере 2 000 000 руб., что привело к ограничению конкуренции, недопустимому в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ), и свидетельствует о стремлении обеспечить участие в торгах одному заранее известному участнику,
3. несмотря на название - запрос предложений - проводимая Предприятием процедура по существу является торгами.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом 22.03.2017
принято решение N Т-17/2017, согласно которому:
- жалоба ООО "ЯнтарьСервисБалтик" признана обоснованной,
- организатор торгов - заказчик признан нарушившим: статьи 190-192, статью 447 и часть 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации; части 1 статьи 17 Закона N 135, статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 2 статьи 3, статьи 4 и части 9 статьи 4 Закона N 223, подпункта 7 пункта 5.1 раздела 5, пункта 5.2 раздела 5, подпункта 11 пункта 5.2 раздела 5, подпунктов 5, 7 пункта 11.1 раздела 11, подпункта 11.3.3 раздела 11.3, подпункта. 11.4.3 раздела 11.4, подпункта 11.4.6 раздела 11.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Росморпорт", утвержденного приказом ФГУП "Росморпорт" от 28.12.2016 N 663, и раздел 2 "Информационная карта открытого запроса предложений электронной форме" Документации по открытому запросу предложений в электронной форме (КУ 80-16) по выбору организации на выполнение работ по текущему ремонту станции рефулирования ПК 339 (инв. N Ф0215К0039), замене опор пульпопровода на акватории, прилегающей к береговому отвалу ПК 130, на оградительной дамбе N 3 (инв. N Ф0215К0027), находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "Росморпорт", утвержденной заместителем директора Северо-Западного, бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" - начальником Калининградского управления А.Н. Мошковым 26.12.2016,
- принято решение выдать организатору торгов заказчику ФГУП "Росморпорт" предписание об устранении нарушений законодательства РФ,
- материалы дела переданы должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований законодательства о закупках, к административной ответственности.
26.03.2017 антимонопольным органом выдано Предприятию предписание N 26-Т/2017, согласно которому организатору торгов - заказчику - ФГУП "Росморпорт" в срок не позднее 03.04.2017 необходимо прекратить выявленные нарушения, для чего:
- аннулировать открытый запрос предложений в электронной форме (КУ 80-16) по выбору организации на выполнение работ по текущему ремонту станции рефулирования ПК 339 (инв. N Ф0215К0039), замене опор пульпопровода на акватории, прилегающей к береговому отвалу ПК 130, на оградительной дамбе N 3
(инв. N Ф0215К0027), находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "Росморпорт" (закупка N 31604574989 на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru),
- сообщить в антимонопольный орган о выполнении предписания.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Предприятие 29.03.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Закупочная деятельность Предприятия осуществляется на основании Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона).
Частью 2 статьи 3 Закона предусмотрено, что извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Следовательно, в силу прямого указания Закона, требование о размещении извещения не менее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок, распространяется исключительно на конкурс или аукцион.
Поскольку в рассматриваемом случае Предприятием проводился открытый запрос предложений в электронной форме - указанная процедура в части 2 статьи 3 Закона прямо не поименована, следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требования части 2 статьи 3 Закона при проведении запроса предложений на Предприятие не распространяются.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 3 Закона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с приведенной нормой и согласно пункту 4.1.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Росморпорт" предусмотрены следующие способы закупки: конкурс, аукцион, открытый запрос цен, открытый запрос предложений, простая закупка, закупка у единственного поставщика.
При этом способ закупки определяется заказчиком самостоятельно (пункт 4.8.1 Положения).
Согласно пункту 4.8.6 Положения решение о закупке путем проведения открытого запроса предложений принимается в случае, если планируется закупка товаров, работ, услуг, выбор победителя которой будет осуществляться по совокупности критериев.
В соответствии с пунктом 4.5.1 Положения запрос предложений - это конкурентная процедура закупок, при которой информация о потребностях в товарах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте и сайте заказчика извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем признается участник, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений, и/или подтвердивший лучшую квалификацию (качество товаров, работ, услуг) Запрос предложений не является торгами, и извещение о проведении запроса предложений не является публичной офертой заказчика. Заказчик не несет никаких обязательств перед лицами, принявшими участие в открытом запросе предложений (пункт 4.5.2). По итогам проведенного запроса предложений заказчик вправе заключить договор с несколькими участниками в порядке убывания итогового рейтинга (пункт 4.5.3). Запрос предложений проводится в соответствии с разделом 11 Положения (пункт 4.5.4).
Документация о закупке может содержать требование об обеспечении заявки на участие в закупке, которое в равной степени распространяется на всех участников закупки (пункт 5.4.3.1 Положения).
Исполнение обязательств участника закупки связи с подачей заявки на участие в закупке обеспечивается перечислением денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на расчетный счет, указанный в документации о закупке. Размер обеспечения заявки на участие в закупке указывается в документации о закупке и не должен превышать десяти процентов начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении закупке (пункт 5.4.3.2 Положения).
В соответствии с пунктом 11.1 Положения в целях закупки путем проведения запроса предложений заказчик в соответствии с требованиями пункта 5.1 Положения составляет и размещает на официальном сайте и сайте заказчика извещение и документацию о проведении запроса предложений (подпункт 1) и при необходимости вносит изменения в извещение о проведении запроса предложений (подпункт 3).
При этом в силу пункта 11.2.1 Положения извещение и документация о проведении запроса предложений размещается на официальном сайте и сайте заказчика не менее чем за пять рабочих дней до дня окончания приема заявок.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что действия Предприятия по размещению извещения и документации о запросе предложений 26.12.2016 при установленном сроке окончания срока подачи заявок 11.01.2017 соответствует требованиям пункта 11.2.1 Положения, разработанного в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Воспользовавшись предусмотренным пунктами 5.4.3.1 и 5.4.3.2 Положения правом установить требование об обеспечении заявки в размере не более 10% начальной цены договора (22 409 254, 28 руб.) в рассматриваемом случае заказчик, установил необходимость предоставления участником обеспечения заявок на участие в запросе предложений в размере 2 000 000 руб.
Действия Предприятия по установлению обеспечения заявок на участие в запросе предложений соответствует требованиям Положения и Документации о запросе предложений.
Вывод антимонопольного органа о необоснованном продлении заказчиком срока рассмотрения заявки не соответствует пункту 5.6.8 Положения о закупках, согласно которому в случае необходимости заказчик вправе продлить сроки рассмотрения заявок, установленные в извещении и документации и закупке. При принятии такого решения участники закупок в обязательном порядке должны быть уведомлены.
В связи с этим, используя закрепленное в пунктом 5.6.8 Положения право Предприятие продляло срок рассмотрения заявки ООО "ГеоВестГрад", своевременно размещая в сети Интернет и направляя указанному участнику соответствующие уведомления о продлении сроков рассмотрения заявки.
Указанное продление срока подачи предложений соответствует логике законодателя, установившего в части 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ право заказчика предусмотреть в положении иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, порядок проведения которых должен быть определен в таком положении.
При этом предусмотренная частью 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ обязанность заказчика продлить срок подачи заявок на участие в закупке на срок не менее пятнадцати дней до даты окончания подачи заявок в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке является логическим продолжением установленного в части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ требования о размещении извещения о проведении конкурса или аукциона (только конкурса или аукциона) не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок.
Применение при проведении запроса предложений предусмотренного частью 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ срока продления подачи заявок на не менее чем пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок противоречит установленному частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ праву заказчика определить в Положении порядок проведения запроса предложений.
С учетом вышеизложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что действия Предприятия по установлению в Положении процедуры закупки путем проведения запроса предложений, установление срока размещения соответствующих извещения и документации с указанием на необходимость внесения обеспечения заявок на участие в запросе предложений, соответствует части 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Росморпорт".
В рассматриваемом случае приведенные выше требования части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ применению не подлежат, а действия заказчика соответствуют названному выше Положению.
Доказательств антиконкурентного поведения заказчика при проведении запроса предложений материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что действия Предприятия были направлены на обеспечение победы в запросе предложение ООО "ГеоВестГрад" или иному заранее определенному лицу.
Само по себе отсутствие у ООО "ЯнтарьСервисБалтик" в период проведения запроса предложений необходимых для предоставления в обеспечении заявки денежных средств не свидетельствует об ограничении Предприятием конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223 целями регулирования Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства о закупках является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств.
Вывод антимонопольного органа о нарушении Предприятием требований ГК РФ
правомерно признаны судом первой инстанции ошибочными, поскольку при проведении запроса предложений Предприятие руководствовалось специальным Законом N 223, определявшим порядок проведения закупок.
Пунктом 11.4.6 Положения о закупках заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола проведения запроса предложений направляет победителю в проведении запроса предложений проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных
победителем в заявке, в проект договора, прилагаемый к извещению и документации по проведению запроса предложений.
Материалами дела установлено, что протокол заседания комиссии N КУ 80-16/2 по рассмотрению заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме подписан 27.02.2017.
При этом согласно пункту 10 Извещения о проведении открытого запроса предложений в электронной форме договор заключается не ранее чем через три дня и не позднее 20 дней после получения в Федеральном агентстве морского и речного транспорта согласования крупной сделки.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что 07.03.2017 Предприятием получено уведомление антимонопольного органа о поступлении жалобы ООО "ЯнтарьСервисБалтик" и о приостановлении торгов для рассмотрения жалобы по существу. В связи с этим вывод УФАС о нарушении Предприятием статьи 447 ГК РФ и пункта 11.4.6 Положения о закупках является ошибочным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Предприятием требования.
Следует отметь отсутствие предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ оснований для рассмотрения Управлением жалобы, по результатам которой вынесены оспариваемые решение и предписание, что является самостоятельным основанием признания недействительными этих актов.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2017 по делу N А21-2316/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2316/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2017 г. N Ф07-13562/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "РОСМОРПОРТ", ФГУП "Росморпорт" в лице Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
Третье лицо: ООО "ГеоВестГрад", ООО "ЯнтарьСервисБалтик"