город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2017 г. |
дело N А32-4752/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крусь Алины Владимировны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2017 по делу N А32-4752/2017, принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Крусь Алины Владимировны
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, Прокурору Апшеронского района Краснодарского края
о признании незаконными и отмене постановлений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Крусь Алина Владимировна (далее - предприниматель Крусь А.В.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, Прокурору Апшеронского района Краснодарского края о признании недействительными постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий ключ от 01.02.2017 N 18 о привлечении предпринимателя Крусь А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей; постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий ключ от 01.02.2017 N 19 о привлечении предпринимателя Крусь А.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 57).
Решением от 31.05.2017 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Крусь А.В. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что проверка проведена с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, в том числе в части уведомления о проверке; акт проверки составлен с нарушением установленных законом требований. Также в жалобе указано на отсутствие вины предпринимателя в допущении выявленных нарушений.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие управления.
От предпринимателя Крусь А.В. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
От предпринимателя в суд поступило дополнение к апелляционной жалобе и ходатайство о приобщении к материалам дела копии постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу А33-14024/2016 и копии приказа Генеральной прокуратуры от 28.05.2015 N 265.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ судом по ходатайству предпринимателя к материалам дела приобщены копии постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу А33-14024/2016 и копии приказа Генеральной прокуратуры от 28.05.2015 N 265.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 14.12.2016 в территориальный отдел Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий Ключ поступил письменный запрос прокуратуры Апшеронского района о выделении сотрудника территориального отдела в качестве специалиста для проведения проверки соблюдения законодательства при реализации продукции легкой промышленности.
Проверка предпринимателя Крусь А.В. была организована прокуратурой Апшеронского района с привлечением в качестве специалистов ведущего - специалиста эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора, инспектора ОИАЗ ОМВД России по Апшеронскому району, капитана полиции УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Апшеронскому району.
16.12.2016 старшим помощником прокурора Апшеронского района, с участием ведущего - специалиста эксперта ТО Роспотребнадзора, предприниматель Крусь А.В. на своем рабочем месте (торговое место N 33 на территории универсальной ярмарки Апшеронского Райпотребсоюза) была уведомлена о проверке, которая будет проводиться с 19.12.2016 по 20.12.2017, уведомление о проведении проверки предприниматель отказалась подписывать, о чем сделана соответствующая запись в уведомлении.
При проведении 20.12.2016 проверки индивидуального предпринимателя Крусь Алины Владимировны, осуществляющей реализацию продукции легкой промышленности (одежда и изделия швейные и трикотажные) на территории универсальной ярмарки Апшеронского Райпотребсоюза торговое место N 33 по адресу: г. Хадыженск, ул. Колхозная, 5 прокуратурой Апшеронского района проверены товары: куртка женская т.м. Rilorace арт. 168-6, цвет blue, размер М, XL, 2XL, 3XL, 6XL, цена 4900 руб. находится в реализации 5 шт.; куртка женская т.м. Lucky biri womens арт. М-8218, размер 52-54 цена 2100, 1 шт.; пиджак женский т.м. Yiying collection арт. 810 размер 50, 48 цена 1800 руб, в наличии 2шт.; полупальто женское т.м. Oumeilai classic Fashion арт. 801 разм. 4 1шт., куртка женская т.м. Ciyeeour арт. 14-009 размер М цена 1800 1шт. и другие товары легкой промышленности, в том числе обезличенные.
В результате проверки установлено, что предприниматель Крусь А.В. допустила в реализацию продукцию легкой промышленности (одежду и изделия швейные и трикотажные 2-го и 3-го слоев) с нарушением требований ч. 1, 3 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, п. 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" а именно:
- в реализацию допущены товары легкой промышленности различных торговых марок без маркировки; с маркировкой без указания на ярлыках, этикетках обязательной информации;
- копии деклараций о соответствии на данные товары продавцом не предоставлены.
Результаты проверки зафиксированы в справке территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, направленной в прокуратуру Апшеронского района (исх. N 16/346816-09 от 20.12.2017).
Прокуратурой Апшеронского района сотавлен акт проверки от 20.12.2017.
09.01.2017 из прокуратуры Апшеронского района в территориальный отдел Роспотребнадзора поступили материалы проверки, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
13.01.2017 в присутствии предпринимателя Крусь А.В. уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора в отношении предпринимателя были составлены протоколы об административном правонарушении по признакам правонарушении, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.15 КоАП РФ и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю вынесены постановления от 01.02.2017 N 18 о привлечении предпринимателя Крусь А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей и постановление от 01.02.2017 N 19 о привлечении предпринимателя Крусь А.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Постановления вынесены с участием предпринимателя.
Считая незаконными постановления о привлечении к административной ответственности, предприниматель оспорила их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации, о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В силу статьи 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу требований пунктов 1 -3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке, в том числе, должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 технического регламента Таможенного союза TP ТС 017/211 от 09.12.2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что ответственность за нарушение требований технических регламентов возложена как на изготовителя (исполнителя), так и на продавца.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 017/2011) маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Согласно ч. 3 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 017/2011) маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011 маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена 7 Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии со статьей 12 указанного Технического регламента продукция легкой промышленности, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение.
Продукция легкой промышленности маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется и предусматривающих нанесение данного знака. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза может наноситься на упаковку, вкладыш, ярлык или приводиться в прилагаемых к продукции документах.
Из материалов дела об административном правонарушении, в том числе акта проверки, справки специалиста, протоколов об административных правонарушениях следует, что предпринимателем Крусь А.В. была допущена к реализации продукция легкой промышленности, не соответствующая обязательным требованиям технического регламента в части маркировки.
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является доказанным.
Предприниматель наличия события правонарушения не оспаривает.
Предприниматель Крусь А.В., будучи лицом, осуществляющим хранение и реализацию продукции, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных требований к продукции, допускаемой в реализацию, предприниматель не приняла необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Материалами дела также подтверждено наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ, поскольку предпринимателем допущено нарушение правил продажи товаров, выразившееся в отсутствии у нее документов, подтверждающих качество продукции.
Судом не принимаются доводы предпринимателя об отсутствии вины в совершении вменяемых правонарушений.
В частности, обстоятельство непредставления необходимой документации на товар, как и немаркирование товара, лицами, у которых предприниматель Крусь А.В. приобретала товар для его последующей перепродажи, исключало приобретение такого товара при добросовестном поведении, направленном на недопущение совершения правонарушения.
Суду не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению предпринимателем возложенных на него публично-правовых обязанностей.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что проверка проведена с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, в том числе в части уведомления о проверке; акт проверки составлен с нарушением установленных законом требований.
Как правильно установлено судом первой инстанции, проверка проводилась на основании ст. ст. 6, 22 Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ" с привлечением сотрудника территориального отдела Роспотребнадзора в качестве специалиста для проведения проверки соблюдения законодательства при реализации продукции легкой промышленности.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Предприниматель подтверждает уведомление о предстоящей проверке, квалифицируя его как незаблаговременное.
Судом апелляционной инстанции не установлено допущения административным органом существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих незаконность оспариваемых постановлений.
Процедура привлечения к административной ответственности установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как указано, предприниматель присутствовала при составлении протоколов об административном правонарушении и рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности.
Предприниматель воспользовалась правом дачи пояснений и ознакомления с материалами дела.
При таких обстоятельствах, процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица были соблюдены должностными лицами административного органа при проведении проверочных мероприятий и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административное наказание назначено в пределах санкций ст. 14.15, ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ при правильном применении положений ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье потребителей, а также пренебрежительного отношения предпринимателя к исполнению публично-правовой обязанности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
Таким образом, решение суда от 31.05.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 мая 2017 года по делу А32-4752/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4752/2017
Истец: ИП Ип Крусь Алина Владимировна
Ответчик: Прокуратура Апрошенского района Старший помощник прокурора Дорошко А.А., Прокуратура Апшеронского района, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, в Белореченском, Апрошенском районах г. Горячий Ключ начальник Бирюков Н.А., УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК
Третье лицо: Прокуратура Ростовской области