Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2017 г. N Ф10-5392/17 настоящее постановление оставлено без изменения
25 августа 2017 г. |
Дело N А83-4777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарями судебного заседания Завтуром Р.О., Дьяченко М.С.,
с участием индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны, представителей от Совета министров Республики Крым - Ененко Г.Ю., консультант сектора обеспечения представительства по гражданским делам и исполнительному производству отдела по представительству в судебных органах Главного управления по представительству в судебных и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата, по доверенности от 09.06.2017 N 1/01-57/2997, от Администрации города Ялты Республики Крым - Карташова С.И., начальник управления потребительского рынка и услуг, по доверенности от 13.01.2017 N 02.1-42/141,
в отсутствии Муниципального унитарного предприятия "Объединенная управляющая компания" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года по делу N А83-4777/2016 (судья Ищенко Г.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны о признании незаконным в части решения Совета министров Республики Крым, при участии заинтересованных лиц Администрации города Ялты Республики Крым, Муниципального унитарного предприятия "Объединенная управляющая компания" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым,
установил:
индивидуальный предприниматель Селямиева Мелья Серверовна (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным пункта 4.3 решения Комиссии "По вопросам освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов" Совета министров Республики Крым (далее по тексту - заинтересованное лицо), оформленное протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, в части сноса (демонтажа) НТО по актам N 424 и N 425 от 27.04.2016 и понуждения ИП Селямиевой М.С. к ремонту крыши.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны отказано.
Не согласившись с принятым решением предприниматель обратилась с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя четвертого судебного состава суда от 19.07.2017 произведена замена судьи Горошко Н.П., принимавшей участие в рассмотрении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года по делу N А83-4777/2016, на судью Карева А.Ю.
Определением и.о. председателя суда от 15.08.2017 произведена замена судьи Приваловой А.В., принимавшей участие в рассмотрении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года по делу N А83-4777/2016, на судью Градову О.Г.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.08.2017 был объявлен перерыв до 09.30 18.08.2017.
До начала судебного разбирательства от Совета министров Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
От Администрации города Ялты Республики Крым до начала судебного разбирательства поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в судебном заседании его представитель возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
До начала судебного разбирательства от Муниципального унитарного предприятия "Объединенная управляющая компания" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым поступили отзыв на апелляционную жалобу с указанием на законность и обоснованность обжалуемого решения, а также заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Муниципального унитарного предприятия "Объединенная управляющая компания" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проведения мероприятий по выявлению неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых объектов на территории города Ялты Республики Крым Комиссией по выявлению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, созданной постановлением главы Администрации города Ялты от 25.01.2016 N 79-п, составлены акты о выявлении в отношении спорных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, временных строений и сооружений, находящихся на бетонных и асфальтных площадках, навесах, расположенных по адресу: г. Ялта, ул. Ленина, 14 (Приморский пляж), а именно: акт о выявлении N 424 от 27.04.2016 в отношении нестационарного торгового объекта (далее по тексту - НТО), "летнего кафе" N 2 и акт о выявлении N 425 от 27.04.2016 в отношении нестационарного торгового объекта, "летнего кафе" N3, правообладателем которых является ИП Селямиева М.С.
По результатам рассмотрения Комиссией Совета министров Республики Крым "По вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов" было принято решение, оформленное протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, в соответствии с пунктом 4.3 которого Администрации городского округа Ялта дано поручение силами МУП "Объединенная управляющая компания" 02.08.2016 приступить к сносу (демонтажу) незаконно установленных нестационарных торговых объектов, а также понудить предпринимателя осуществить за свой счет ремонт крыши первого этажа.
Полагая, что пункт 4.3 решения, оформленного протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016 в части сноса (демонтажа) НТО по актам N 424 и N 425 от 27.04.2016 и обязывающее ее отремонтировать крышу, является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, ИП Селямиева М.С. обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что оспариваемый пункт решения, оформленного протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, вынесен заинтересованным лицом в рамках предоставленных полномочий, соответствует нормам действующего законодательства, Положению о взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Крым, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в Республике Крым по вопросам освобождения земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, собственности муниципальных образований или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее по тексту - Положение), а также не нарушает права и законные интересы заявителя. Кроме того, отметил, что выбранный предпринимателем способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного права или защиту законного интереса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, суд апелляционной инстанции находит основания для частичной отмены судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что Управлением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Ялтинского городского совета и предпринимателем был заключен договор аренды от 20.04.2012 N 305, объектом которого являлись: навес лит. Д, площадью 70,4 кв.м, эксплуатируемая кровля над лит. В площадью 121,4 кв.м, часть навеса лит. Ш площадью 31 кв.м, часть навеса лит. Л площадью 138 кв.м, расположенные по ул. Ленина, 14 в г. Ялта. Указанное имущество находилось на балансе КП "Комбинат благоустройства".
24.04.2014 между Управлением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Ялтинского городского совета и предпринимателем заключено дополненное соглашение к договору аренды в соответствии с которым договор продолжает действовать с 20.04.2014 и продлевается на тех же условиях до вступления в силу нормативно-правовых актов Республики Крым и муниципального образования, регулирующих арендные отношения.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
16.03.2015 решением 4-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва N 17 утверждено Положение о передаче в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которое определяет порядок передачи в аренду объектов муниципального имущества путем проведения торгов.
19.03.2015 указанный муниципальный правовой акт был обнародован на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и вступил в законную силу, таким образом срок действия договора с ИП Селямиевой М.С. истек 31.03.2015 в связи с принятием вышеуказанного решения Ялтинского городского совета от 16.03.2015.
На основании постановления Администрации города Ялта от 13.04.2016 N 931-п "О передаче имущества на баланс и в хозяйственное ведение МУП "Объединенная управляющая компания"" и договора закрепления и использования имущества на праве хозяйственного ведения от 21.06.2016 N 38 сооружения, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Ленина, 14, переданы в хозяйственное ведение МУП "Объединенная управляющая компания". Между МУП "ОУК" и ИП Селямиевой М.С. договорные отношения отсутствуют.
В силу положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", регламентирующего отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 10).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 вышеназванного Закона).
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Исходя из пункта 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в частности для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. При этом владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации, при этом установка нестационарных торговых объектов и осуществляемая с помощью них торговая деятельность хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования городской округ Ялта регулируется Порядком размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного постановлением Администрацией города Ялты от 08.05.2015 N 425-п "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта".
Постановление главы Администрации города Ялты от 30.01.2015 N 103-п, объявление о начале приема заявлений по вопросу включения нестационарных торговых объектов в проект схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта были размещены на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым 27.02.2015. Предложения и замечания по проекту Схемы принимались в соответствии с п.3 указанного Постановления до 19.03.2015. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена и размещена 10.04.2015.
Поскольку заявлений со стороны ИП Селямиевой М.С. о включении предполагаемого места дислокации спорного объекта в Управление потребительского рынка и услуг Администрации города Ялты - в указанный срок не поступило, то и решений в отношении включения его места дислокации в Схему размещения не принималось.
25.11.2014 принято Постановление Совета министров Республики Крым N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" (далее по тексту - Постановление N 465) в соответствии с которым утверждено Положение и создана комиссия по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов (далее по тексту - Комиссия).
Пунктом 6.4 Положения предусмотрено, что в случае выявления незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или подтверждения информации о незаконном размещении объекта, не являющегося объектом капитального строительства, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований составляют акты о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, по форме, утвержденной Комиссией.
Комиссией по выявлению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, созданной постановлением главы Администрации города Ялты от 25.01.2016 N 79-п, составлены акты от 27.04.2016 о выявлении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, временных строений и сооружений, находящихся на бетонных и асфальтных площадках, навесах, расположенных по адресу: г. Ялта, ул. Ленина, 14 (Приморский пляж) - НТО "летнее кафе" N 2 и "летнее кафе" N 3, правообладателем которых является ИП Селямиева М.С.
Данные акты были переданы на рассмотрение в Комиссию Совета министров Республики Крым "По вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов".
В соответствии с пунктом 7 Положения Комиссия в течении 30 дней со дня получения акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, рассматривает указанный акт, иные материалы и принимает одно из следующих решений: о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства; о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Установив, что Комиссией на законных основаниях поручено Администрации МО городского округа Ялта приступить к сносу (демонтажу) незаконно установленных НТО, предлежащих предпринимателю, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о нарушении прав оспариваемым пунктом 4.3 решения Комиссии в части сноса (демонтажа) НТО по актам N 424 и N425 от 27.04. 2016.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отметил, что избранный способ защиты в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В данном случае, учитывая, что демонтаж летних кафе произведен, выбранный предпринимателем способ не может обеспечить восстановление нарушенного права или защиту законного интереса.
Однако, суд первой инстанции не принял во внимание, что в Положении не предусмотрена возможность принятия решения о возложении на владельцев НТО обязанности совершать определенные действия в целях восстановления состояния имущества. Такая обязанность в принудительном порядке может быть возложена только по решению суда.
Таким образом, возложив на предпринимателя обязанность отремонтировать крышу, Комиссия фактически превысила свои полномочия, предусмотренные Положением.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным пункта 4.3 решения Комиссии, в части, обязывающей ИП Селямиеву М.С. осуществить за свой счет ремонт крыши первого этажа, в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Принимая во внимание п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в котором указано, что при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу, судебные расходы предпринимателя в размере 450 руб. судебная коллегия возлагает на Совет министров Республики Крым.
Кроме того, излишне уплаченная по платежным поручениям от 20.07.2016 N 1 и от 21.04.2017 N 94 государственная пошлина в размере 5 550,00 рублей подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года по делу N А83-4777/2016 в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны о признании незаконным пункта 4.3 решения Комиссии "По вопросам освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов" Совета министров Республики Крым, оформленного протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, в части, обязывающей ИП Селямиеву М.С. осуществить за свой счет ремонт крыши первого этажа, - отменить.
В этой части заявленные требования индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны - удовлетворить.
Признать незаконным пункт 4.3 решения Комиссии "По вопросам освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов" Совета министров Республики Крым, оформленного протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, в части, обязывающей ИП Селямиеву М.С. осуществить за свой счет ремонт крыши первого этажа.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года по делу N А83-4777/2016 оставить без изменения.
Взыскать с Совета министров Республики Крым в пользу индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны судебные расходы в сумме 450,00 рублей по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Селямиевой Мелье Серверовне из федерального бюджета 5 550,00 рублей (пять тысяч пятьсот пятьдесят руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежным поручениям от 20.07.2016 N 1 и от 21.04.2017 N 9.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4777/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2017 г. N Ф10-5392/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Селямиева Мелья Серверовна
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ, Администрация города Ялты Республики Крым, МУП "ОБЪЕДИНЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ