Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2017 г. N Ф10-5240/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
18 августа 2017 г. |
Дело N А14-592/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Протасова А.И. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ООО "РВК-Воронеж":
от ФАС России:
от Воронежского УФАС России:
от ООО "Этажи-Энерго":
от ЗАО "Вертикаль": |
Тюленев И.В., представитель по доверенности от 26.08.2016, Каменская Т.А., представитель по доверенности от 26.08.2016,
Зюзина Н.А., представитель по доверенности от 29.06.2017,
Зюзина Н.А., представитель по доверенности от 01.06.2017,
Журавлев С.Е., представитель по доверенности от 19.06.2017,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2016 по делу N А14-592/2017 (судья Ловчикова Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234, город Воронеж) к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, город Москва) и к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, город Воронеж) о признании незаконными решения от 14.12.2016 N 09/87175/16, решения от 21.09.2016 N 04-16/3730, предписания от 21.09.2016 N 04-16/3731 по делу N 317-10К,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Этажи-Энерго", закрытое акционерное общество "Вертикаль",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ООО "РВК-Воронеж" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России или заинтересованное лицо) и к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, антимонопольный орган или заинтересованное лицо) о признании незаконными решения от 14.12.2016 N 09/87175/16, решения от 21.09.2016 N 04-16/3730, предписания от 21.09.2016 N 04-16/3731 по делу N 317-10К.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Этажи-Энерго" (далее - ООО "Этажи-Энерго"), закрытого акционерного общества "Вертикаль" (далее - ЗАО "Вертикаль").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2016 по делу N А14-592/2017 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РВК-Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о наличии порядка ценообразования компенсационной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Компенсационная плата является мерой ответственности за нарушение обязательств, а не ценой за товар. Абоненту не предоставляется какой-либо объект гражданских прав, а у ООО "РВК-Воронеж" не возникает перед абонентом какого-либо обязательства.
Заявитель указывает, что действия ООО "РВК-Воронеж" не повлекли и не могли повлечь ущемление интересов ООО "Этажи-Энерго".
ООО "РВК-Воронеж" считает, что материалами дела не доказано, что действия ООО "РВК-Воронеж" обусловлены злоупотреблением доминирующим положением и имеют антиконкурентную направленность. Действия ООО "РВК-Воронеж" являются следствием нарушения обязательств со стороны ООО "Этажи-Энерго".
По мнению заявителя, анализ состояния конкуренции на рынке, на котором предполагается нарушение антимонопольного законодательства, незаконен. По настоящему делу продуктовыми границами рынка является рынок водоотведения, а не водоснабжения.
Судебное разбирательство по настоящему делу откладывалось на 09.08.2017.
Определением суда апелляционной инстанции ООО "РВК-Воронеж" было предложено сослаться на фактические основания начисления компенсации за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения. Воронежскому УФАС России было предложено сослаться на правовые основания ценообразования применительно к конкретным договорным отношениям (включения размера компенсации за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в цену договора).
Во исполнение определения суда ООО "РВК-Воронеж", Воронежское УФАС России, ФАС России представили письменные пояснения.
В судебном заседании представители заявителя ООО "РВК-Воронеж" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заинтересованного лица ФАС России в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица Воронежского УФАС России в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Этажи-Энерго" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "Вертикаль" в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 11.08.2017. После перерыва в судебном заседании участники процесса поддержали раннее озвученные позиции по делу.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, выслушав участников процесса, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
03.06.2016 ООО "Этажи-Энерго" и ЗАО "Вертикаль" обратились в Воронежское УФАС России с жалобой на действия ООО "РВК-Воронеж" по начислению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие 3 календарных месяца с момента отбора проб.
21.09.2016 решением Воронежского УФАС России N 04-16/3730 действия ООО "РВК-Воронеж" признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
21.09.2016 ООО "РВК-Воронеж" выдано предписание N 04-16/3731 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
ООО "РВК-Воронеж" обратилось в ФАС России с жалобой на вынесенные решение и предписание Воронежского УФАС России.
14.12.2016 решением ФАС России N 09/87175/16 в удовлетворении жалобы ООО "РВК-Воронеж" отказано.
Не согласившись с названными решениями и предписанием антимонопольных органов, полагая, что они противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "РВК-Воронеж" в сфере предпринимательской и экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что ООО "РВК-Воронеж" занимает доминирующее положение на рынке холодного водоснабжения и водоотведения. При этом достаточными и достоверными доказательствами подтвержден факт совершения заявителем нарушения, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в том, что ООО "РВК-Воронеж" необоснованно начисляло и взимало с ООО "Этажи-Энерго" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании протокола испытаний от 16.11.2015 N 252/1 за период семь календарных месяцев (ноябрь 2015 года - май 2016 года). Названные действия привели к ущемлению интересов ООО "Этажи-Энерго", которому была выставлена плата в размере 465 807 рублей 27 копеек, вместо правильно рассчитанной платы в размере 183 711 рублей 69 копеек.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие), влекущие нарушение предусмотренного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Абзацем 13 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 ООО "РВК-Воронеж" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Воронеж в зоне обслуживания, ограниченной сетями и сооружениями, используемыми ООО "РВК-Воронеж" для осуществления водоснабжения.
Таким образом, ООО "РВК-Воронеж" обязано соблюдать запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством, в том числе пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению всего городского округа город Воронеж в пределах своих сетей (зоны обслуживания), которые расположены на территории всего муниципального образования.
Следовательно, географические границы рынка услуг по водоснабжению и водоотведению были определены антимонопольным органом в рамках дела N 317-10К правомерно и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, в редакции действовавшей в спорный период (далее - Правила), организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
На основании подпункта "г" пункта 36 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Из анализа данных норм следует, что формирование платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не образует самостоятельного товарного рынка, так как возникновение права на компенсацию расходов по очистке водостока, содержащего загрязняющие вещества, превышающие установленные законодательством показатели, у организации водопроводно-канализационного хозяйства связано непосредственно с оказанием услуг по водоотведению.
Порядок расчета (формула) такой платы урегулирован в пункте 123 Правил.
Следовательно, указанными нормативными правовыми актами установлен порядок ценообразования платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, который является обязательным для соблюдения организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе и ООО "РВК-Воронеж".
Аналогичный вывод сделан Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 30.05.2017 N Ф04-24833/2015 по делу N А02-2520/2014.
В силу пункта 123 Правил в случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества без учета налога на добавленную стоимость (веществ) и нормативов свойств сточных вод определяется по формуле:
,
где:
- фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента в декларации о составе и свойствах сточных вод, либо в расчете платы, предусмотренном приложением N 5, либо в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение (мг/куб. дм). При наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные пунктом 114 настоящих Правил;
- допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам (мг/куб. дм). В случае если значение по водородному показателю составляет от 5 до 6,5, при расчете платы значение принимается равным 6,5, в случае, если от 9 до 10, принимается равным 9;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб/куб. м);
Q - объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб. Предельный размер платы, рассчитанной в соответствии с настоящим пунктом, составляет 10-кратный тариф на водоотведение без учета налога на добавленную стоимость, умноженный на общий объем сточных вод, отведенных абонентом, за период, указанный в настоящем пункте.
В случае если в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значение по какому-либо показателю зафиксировано больше значения, заявленного абонентом в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, либо в расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренном приложением N 5 к настоящим Правилам, организация, осуществляющая водоотведение, производит перерасчет платы.
Из материалов дела следует, что между ООО "РВК-Воронеж" и ООО "Этажи-Энерго" заключен единый договор от 25.09.2014 N 5275 холодного водоснабжения и водоотведения.
В ноябре 2015 года ООО "РВК-Воронеж" был произведен отбор проб сточных вод, отводимых данным абонентом в централизованную систему водоотведения, что подтверждается протоколом от 10.11.2015 N 252/1.
По результатам исследования проб выявлены несоответствия допустимым концентрациям. На основании указанных результатов испытаний ООО "РВК-Воронеж" произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.11.2015 по 31.05.2016.
03.06.2016 ООО "Этажи-Энерго" и ЗАО "Вертикаль" обратились в Воронежское УФАС России с жалобой на действия ООО "РВК-Воронеж" по начислению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие 3 календарных месяца с момента отбора проб.
01.07.2016 Воронежским УФАС России было возбуждено дело N 317-10К о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "РВК-Воронеж" по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении предусмотренного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления ООО "Этажи-Энерго" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, что привело к ущемлению его интересов.
Решением комиссии Воронежского УФАС России от 21.09.2016 N 04-16/3730 признан факт наличия у ООО "РВК-Воронеж" доминирующего положения на рынке услуг по водоснабжению в пределах зоны обслуживания в городе Воронеже.
Также признан факт наличия у ООО "РВК-Воронеж" доминирующего положения на рынке услуг по водоотведению в пределах зоны обслуживания в городе Воронеже.
Оспариваемым решением действия ООО "РВК-Воронеж" по нарушению предусмотренного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления ООО "Этажи-Энерго" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период, превышающий трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, которые привели к ущемлению интересов ООО "Этажи-Энерго", признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ООО "РВК-Воронеж" выдано предписание от 21.09.2016 N 04-16/3731 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В этих целях ООО "РВК-Воронеж" в течение всего срока сохранения доминирующего положения на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению в пределах зоны обслуживания в городе Воронеже обязано не допускать действий по необоснованному начислению ООО "Этажи-Энерго" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период, превышающий трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб.
ООО "РВК-Воронеж" обратилось в ФАС России с жалобой на вынесенные решение и предписание Воронежского УФАС России.
14.12.2016 решением ФАС России N 09/87175/16 в удовлетворении жалобы ООО "РВК-Воронеж" отказано.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что акты антимонопольных органов соответствуют действующему законодательству.
Материалами дела подтверждается, что ООО "РВК-Воронеж" начислило плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании протокола испытаний от 16.11.2015 N 252/1 ООО "Этажи-Энерго" за период семь календарных месяцев (ноябрь 2015 года - май 2016 года). Плата выставлялась ООО "Этажи-Энерго" ежемесячно, вместе с оплатой услуг по водоотведению (т. 1, л.д. 88, 90 об., 100 об., 101, 102 об., 103 об).
Судом первой инстанции верно указано, что действия ООО "РВК-Воронеж" по начислению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период, превышающий трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, нарушают предусмотренный нормативным правовым актом (Правилами) порядок ценообразования платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Данные действия ООО "РВК-Воронеж" имеют своим результатом ущемление интересов ООО "Этажи-Энерго", поскольку незаконно возлагают на него обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с нарушением предусмотренного Правилами порядка ценообразования.
Такие действия ООО "РВК-Воронеж" являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решение Воронежского УФАС России от 21.09.2016 N 04-16/3730, выданное на его основании предписание от 21.09.2016 N 04-16/3731 по делу N 317-10К и решение ФАС России от 14.12.2016 N 09/87175/16, вынесенное по жалобе на оспариваемое решение Воронежского УФАС России, касаются одного и того же факта нарушения законодательства о защите конкуренции, неразрывно связаны друг с другом. Предписание и решение ФАС России не имеют под собой самостоятельного фактического основания, отличного от обстоятельств, положенных в основу решения Воронежского УФАС России, предписание имеет своей целью понудить к устранению выявленных нарушений законодательства о конкуренции и к прекращению противоправного поведения в дальнейшем, в связи с чем эти акты антимонопольных органов также соответствуют закону.
Довод апелляционной жалобы о том, что допущенное ООО "РВК-Воронеж" нарушение не является нарушением порядка ценообразования, основан на неправильном толковании действующего законодательства.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения взимается регулярно с каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, чья хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Апелляционная коллегия исходит из того, что допущенное ООО "РВК-Воронеж" нарушение порядка ценообразования согласно абзацу 3 пункта 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, включает в себя не только выбор тарифа, но и любое отклонение от установленного тарифа, в том числе, нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен.
В рассматриваемом случае размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Таким образом, принятие ООО "РВК-Воронеж" решения о начислении ООО "Этажи-Энерго" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и предъявление последнему соответствующего требования с нарушением Правил является нарушением порядка ценообразования.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что согласно абзацу 7 пункта 123 Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 Правил, может быть произведен организацией, осуществляющей водоотведение, только при обнаружении превышения требований, предусмотренных пунктом 114 Правил, до следующего отбора проб, но не более чем за 3 календарных месяца.
Сам по себе учет объема сточных вод (Q) в отсутствие предусмотренных законом оснований, а именно фиксации фактической концентрация i-го загрязняющего вещества () в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, не имеет юридического значения и не может применяться для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, довод ООО "РВК-Воронеж" об отсутствии нарушений в применении переменной Q (объем сточных вод) по формуле, приведенной в пункте 123 Правил, является несостоятельным.
Что касается остальных переменных, используемых для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 Правил, включая переменную Т (тариф на водоотведение), то их фактические или установленные значения также не могли иметь юридического значения и применяться для расчета платы при отсутствии отбора контрольной пробы и фиксации фактической концентрация i-го загрязняющего вещества () в сточных водах абонента за период с февраля 2016 года по апрель 2016 года, а также в мае 2016 года.
Довод о возможном увеличении фактической концентрация i-го загрязняющего вещества () в случае отбора контрольной пробы также несостоятелен, поскольку основан на предположении.
И напротив, в случае наличия отбора контрольной пробы за период с февраля 2016 года по апрель 2016 года, а также в мае 2016 года, с фактической концентрацией i-го загрязняющего вещества () в сточных водах абонента ниже допустимой () при расчете по формуле, приведенной в пункте 123 Правил, получается отрицательный результат, в связи с чем плата за негативное воздействие в период с февраля 2016 года по май 2016 года не могла быть начислена.
Сделанный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.02.2017 N 306-ЭС16-20184 по делу N А57-21519/2015.
Кроме того сторонами признается и подтверждается материалами дела, что, что спорная плата выставлялась по единому договору от 25.09.2014 N 5275 холодного водоснабжения и водоотведения и носила регулярный характер, а её размер не зависел от отбора контрольной пробы и фиксации фактической концентрации i-го загрязняющего вещества (), что по сути привело к неосновательному увеличению цены договора.
Довод о фактическом наличии загрязняющих веществ в сточных водах абонента со ссылкой на продолжающуюся их очистку не является основанием для выставления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, поскольку очистка сточных вод согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" учтена в тарифе на водоотведение.
Выполняя требования законодательства о государственном регулировании цен и тарифов, ООО "РВК-Воронеж" как участник экономической деятельности и самостоятельно осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. В данном случае действия ООО "РВК-Воронеж" нарушают предусмотренный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
ООО "РВК-Воронеж" признает, что трехмесячный срок, в течение которого возможно было выставление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по результатам отбора контрольной пробы в ноябре 2015 года, пропущен. Таким образом, на ООО "Этажи-Энерго" была возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в период отсутствия правовых оснований к этому (с февраля 2016 года по май 2016 года).
Указанные действия ООО "РВК-Воронеж" как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, нарушили права и законные интересы ООО "Этажи-Энерго" (статья 10 Закона о защите конкуренции), которому была выставлена плата в размере 465 807 рублей 27 копеек, вместо правильно рассчитанной платы в размере 183 711 рублей 69 копеек.
Ссылка ООО "РВК-Воронеж" на судебную практику по делам об административных правонарушениях, предусмотренным статьей 14.6 КоАП РФ, несостоятельна, так как действия, образующие объективную сторону правонарушения по статье 14.6 КоАП РФ, не полностью совпадают с действиям, которые являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах требования ООО "РВК-Воронеж" не подлежали удовлетворению.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателей жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию ООО "РВК-Воронеж" при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2016 по делу N А14-592/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-592/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2017 г. N Ф10-5240/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, ФАС России
Третье лицо: ЗАО "Вертикаль", ООО "Этажи-Энерго"