город Москва |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А40-217293/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.08.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Поповой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Сасюком Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "ТКО 24"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 30 марта 2018 года по делу N А40-217293/17,
принятое судьей Дубовик О.В.
по иску ООО "ТКО 24" (ИНН 7718741640, ОГРН 1167746239011)
к ООО "Алирс" (ИНН 7203180672, ОГРН 1067203341512)
о взыскании убытков
по встречному иску о взыскании оплаты оказанных услуг и неустойки
третье лицо: ООО "Локотех-Сервис"
при участии в судебном заседании:
от истца Антипенков А.А. по доверенности от 09.11.2017
от ответчика Лауфер С.В. по доверенности от 26.09.2017
от третьего лица представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТКО 24" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Алирс" о взыскании убытков в размере 20 836 935,60 руб.
ООО "Алирс" предъявлен встречный иск к ООО "ТКО 24" о взыскании оплаты оказанных услуг в размере 830 419,39 руб., неустойки в связи с просрочкой в оплате оказанных услугв размере 83 041,94 руб.
Решением суда от 30.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал требования и доводы жалобы, представитель ответчика заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части удовлетворения встречного иска, исходя из следующего.
Установлено, что между ООО "ТКО 24" (заказчик) и ООО "Алирс" (исполнитель) заключен договор от 01.04.2017 N ЮР-07/17 на оказание услуг по обращению с отходами, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класс опасности. Пункт 2.2.3 договора предусматривает, что исполнитель подтверждает, что имеет все необходимые технологии для оказания указанных услуг, а также соответствующие лицензии на оказание услуг.
Как указывает Истец по первоначальному иску, подтверждение наличия необходимых лицензий Ответчиком была представлена копия лицензии серия 072 N 00177 от 14 декабря 2015 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Истцом был направлен адвокатский запрос, в результате чего установлено, что представленная Лицензия серии 072 N 00177 от 14.12.2015 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IIV классов опасности ООО "Алирс" (ИНН-7203180672) не выдавалась. С теми же реквизитами Управлением была выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ООО "Сервис-Град" (ИНН 7206035560). Письмом от 05.10.2017 истец заявил ответчику односторонний отказ от договора N ЮР-07/17 от 01.04.2017 на оказание услуг по обращению с отходами. Считая, что Ответчиком по первоначальному иску представлена поддельная лицензия, в связи с чем Истец не смог выполнить обязательства по заключенному с ООО "ТМХ-Сервис" (заказчиком) договору от 28.02.2017 N 0111-2017/ЗС, размер неполученного дохода составил 20 836 935,60 руб., что является для ООО ТКО 24" убытками.
Применительно к требованиям заказчика о взыскании убытков вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия заявленных ко взысканию убытков вследствие допущенного исполнителем нарушения обязательства и их размера, - основывается на полно и объективно исследованных судом доказательствах, которым дан подробный анализ в соответствии со ст.ст. 68, 69 АПК РФ и правильная оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что в нарушение обязательств из заключенного между ООО ТКО 24" (заказчик) и ООО "Алирс" (исполнитель) договора 01.04.2017 N ЮР-07/17 заказчиком не уплачено исполнителю 830 419,39 руб. платы за оказанные услуги/выполненные работы по вывозу и обезвреживанию отходов 3-4 класса опасности, - что в силу ст.ст. 309, 310, 330, 781 ГК РФ привело к возникновению у исполнителя права требовать в судебном порядке взыскания образовавшейся задолженности по оплате оказанных услуг в размере 830 419,39 руб. и неустойки в связи с просрочкой в оплате оказанных услуг в размере 83 041,93 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного иска.
Апелляционный суд с указанным выводом не соглашается.
По утверждению заказчика, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, ответчик исполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом с нарушением условий договора
Согласно п. 2.2.1. договора N ЮР-07/17 от 01.04.2017 Исполнитель обязан выполнить указанные в п. 1 настоящего Договора работы и в течение 5 (пяти) банковских дней представить Заказчику необходимую документацию (акты оказанных услуг/выполненных работ, договоры, Талоны и иное), подтверждающую надлежащее исполнение своих обязательств (размещение, утилизация, обезвреживание, обработка отходов) в рамках настоящего Договора, а также соблюдение требований природоохранного законодательства РФ.
ООО "Алирс" в материалы дела представлено письмо от 18.08.2017 в адрес ООО "ТКО 24" (том 3 л.д. 146), которым в адрес заказчика направлены документы, подтверждающие выполнение работ по вывозу и обезвреживанию отходов 3-4 класса опасности в объеме 96, 29 тонн на общую сумму 1243 049,99 рублей по СЛД "Тюмень" филиал Западно-Сибирский ООО "ТМХ-Сервис", СЛД "Югра" филиала Западно-Сибирский ООО "ТМХ-Сервис", а также документы по приобретению тары для транспортирования и утилизации отходов в количестве 40 штук на общую сумму 12 800 руб. для принятия работ, подписания актов, оплаты (акты приема-передачи отходов - 22 шт.; акты выполненных работ - 18 шт.; счета на оплату - 10 шт.; счет-фактура - 9 шт".
Каких-либо иных писем и документов об оказании услуг в адрес ООО "ТКО 24" не направлялось.
Таким образом, ООО "Алирс" представил документы, подтверждающие совершение им действий по принятию отходов у ООО "ТКО 24", однако не представил никаких документов, подтверждающих предоставление заказчику необходимой документации (акты оказанных услуг/выполненных работ, договоры, талоны и иное), подтверждающие надлежащее исполнение своих обязательств (размещение, утилизация, обезвреживание, обработка отходов), а также соблюдение требований природоохранного законодательства РФ (п. 2.2.1., п. 3.4.).
ООО "Алирс" не направило ООО "ТКО 24" указанные документы, подтверждающие оказание им услуг не только по сбору, но и по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, ООО "Алирс" при оказании услуг допустило нарушение п. 2.2.1. договора.
Также ООО "Алирс" допустило нарушение п. 2.2.3. Договора N ЮР- 07/17 от 01.04.2017, поскольку не имело лицензии на оказание услуг по договору.
ООО "Алирс" не представлено в материалы дела документов, подтверждающих размещение и утилизацию принятых им отходов.
В соответствии со ст. 13.4. Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Ответчиком не представлено в материалы дела никаких доказательств, подтверждающих наличие у него специализированных площадок для накопления отходов и данные о включении их в реестр площадок накопления отходов.
Как установлено судом временное накопление возможно на срок не более 11 месяцев.
Между тем, ООО "Алирс" представлен в материалы акт накопления отходов N 2 от 21.08.2017. В данном акте, указано, что отходы будут утилизированы до 01.12.2017.
Однако никаких доказательств, подтверждающих утилизацию отходов, не представлено.
Более того, в данном акте накопления N 2 количество отходов 39,780т, в то время как следует из актов выполненных работ, предъявляемых ООО "Алирс" к оплате - количество принятых отходов 58,41т.
Согласно условиям договора N ЮР-07/17 от 01.04.2017 ООО "Алирс" приняло на себя обязательства по оказанию услуг по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-1V классов опасности, а не по накоплению отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.
В соответствии с п. 3.3. договора N ЮР-07/17 от 01.04.2017 расчет по договору Заказчик производит в течение 60 (шестьдесят) дней с момента подписания сторонами Акта оказанных услуг, указанного в п. 2.1.3.
Таким образом, в любом случае услуги ООО "Алирс" подлежат оплате после выполнения данной компанией полного комплекса принятых на себя услуг по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и предоставления ими актов оказанных услуг.
Оплата отдельно услуг только по сбору и транспортировке отходов (как указано в направленных ООО "Алирс" актах услуг) договором не предусмотрена.
В соответствии с п. 2.1.4. договора N ЮР-07/17 от 01.04.2017 сводный акт оказанных услуг должен содержать в себе достоверные сведения, необходимые для составления Технического отчета по обращению с отходами, в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно п. 32 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: "В разделе "Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов" технического отчета приводятся сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам в табличном виде (приложение N 18 к Методическим указаниям).
При фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам для целей обезвреживания и(или) размещения указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV класса опасности данного хозяйствующего субъекта".
В связи с отсутствием у ООО "Алирс" соответствующей лицензии по вине ООО "Алирс" сводный акт не может быть составлен и технический отчет не может быть передан ООО "ТКО 24" в Управлением Росприроднадзора.
Письмом от 05.10.2017 ООО "ТКО 24" заявило ООО "Алирс" односторонний отказ от договора N ЮР-07/17 от 01.04.2017 на оказание услуг по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Таким образом, правовым последствием отказа ООО "ТКО 24" от договора является возможность взыскания понесенных расходов ООО "Алирс", а не оплаты неких услуг по уже недействующему договору.
Однако доказательств несения каких-либо расходов по договору N ЮР-07/17 от 01.04.2017 ООО "Алирс" не представило.
Во исполнение определения Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018 в подтверждение оказания услуг в соответствии с договором в заявленном ко взысканию размере, исполнителем представлены дополнительные доказательства, а именно: акт утилизации б/н от 22.05.2018 с ООО "Институт промышленной экологии" на 10,5 тонн отходов, акт об утилизации отходов б/н от 18.07.2018 с ООО "Институт промышленной экологии" на 45,8 тонн отходов, акт N 002-072/2017 от 17.07.2017 об утилизации промышленных отходов на 7,75 тонн отходов, акт N 001-072/2017 от 10.07.2017 года об утилизации промышленных отходов на 14,24 тонн отходов.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства направления указанных документов в адрес ООО "ТКО 24" до момента одностороннего отказа от договора от 01.04.2017 и обращения ООО "ТКО 24" в суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Более того, общий объем отходов, указанный в данных актах 77,99 тонн, а не 96, 29 тонн, как указано ООО "Алирс" в письме от 18.08.2017 в адрес ООО "ТКО 24.
Таким образом, ООО "Алирс" представлено актов утилизации отходов в размере 77,99 тонн на сумму (исходя из цены договора) 1006 807, 24 руб.
При этом в материалах дела имеются платежные поручения ООО "ТКО 24" о перечислении в адрес ООО "Алирс" авансовых платежей в размере 425 430,60 руб. (том 2 л.д. 21-23).
Представленный ООО "Алирс" акт утилизации б/н от 22.05.2018 с ООО "Институт промышленной экологии" на 10,5 тонн отходов составлен уже после отказа ООО "ТКО 24" от договора в одностороннем порядке и после вынесения решения суда первой инстанции от 30.03.2018 по настоящему делу.
Таким образом, указанный акт не может являться доказательством исполнения ООО "Алирс" своих обязательств по договору N ЮР-07/17 от 01.04.2017 в период действия договора.
Аналогичная ситуация с актом об утилизации отходов б/н от 18.07.2018 с ООО "Институт промышленной экологии" на 45,8 тонн отходов.
Кроме того, из содержания актов утилизации б/н от 22.05.2018 с ООО "Институт промышленной экологии" на 10,5 тонн отходов и об утилизации отходов б/н от 18.07.2018 с ООО "Институт промышленной экологии" на 45,8 тонн отходов невозможно установить собственника отходов, чьи отходы утилизируются, поскольку указанная информация в актах отсутствует.
При таких обстоятельствах невозможно подтвердить, что указанные документы имеют отношение к оказанию услуг по договору N ЮР-07/17 от 01.04.2017.
Таким образом, ООО "Алирс" представлено только два акта утилизации отходов, подтверждающих оказание услуг по договору N ЮР-07/17 от 01.04.2017.
Акт N 002-072/2017 от 17.07.2017 года об утилизации промышленных отходов на 7,75 тонн отходов, составленный ООО "Интер" и акт N 001- 072/2017 от 10.07.2017 года об утилизации промышленных отходов на 14,24 тонн отходов, составленный ООО "Интер".
Таким образом, общий объем утилизированных в период действия договора отходов 21,99 тонн.
Согласно протоколу согласования цены к договору N ЮР-07/17 от 01.04.2017 стоимость оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности составляет 12 909 рублей 44 копейки за одну тонну.
Следовательно, стоимость фактически оказанных услуг по договору составляет 21,99 умножить на 12909,44 = 283 878 рублей 59 копеек.
При этом в материалах дела имеются платежные поручения ООО "ТКО 24" о перечислении в адрес ООО "Алирс" авансовых платежей в размере 425 430 рублей 60 коп (том 2 л.д. 21-23).
Таким образом, какая-либо задолженность ООО "ТКО 24" перед ООО "Алирс" по оказанным услугам отсутствует.
Также в письме ООО "Алирс" от 18.08.2017 в адрес ООО "ТКО 24" необоснованно направлены документы по приобретению тары для транспортирования и утилизации отходов в количестве 40 штук на общую сумму 12 800 рублей для компенсации затрат, поскольку договором компенсация заказчиком каких-либо расходов при оказании услуг не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности заявленного встречного иска и отказе в его удовлетворении.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2018 года по делу N А40-217293/17 отменить в части удовлетворения встречных исковых требований и распределения судебных расходов.
В удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Решение суда в остальной части оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217293/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 декабря 2018 г. N Ф05-20274/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Лауфер Станислав Викторович, ООО "ТКО 24"
Ответчик: ООО "АЛИРС"
Третье лицо: ООО "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС"