Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф05-17857/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А40-3947/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Батаевым В.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "Легион"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2017 по делу N А40-3947/17 судьи С.М. Кукиной (130-114)
по заявлению ЗАО "Легион"
к Москомархитектуре
третье лицо: Правительство Москвы
о признании недействительным
при участии:
от заявителя: |
Давыдов В.В. по дов. от 17.03.2017; |
от ответчика: |
Савин А.С. по дов. от 25.11.2016; |
от третьего лица: |
Савин А.С. по дов. от 09.12.2016, Аветисян Э.Л. по дов. от 26.07.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Легион" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, (далее - ответчик, Москомархитектура) о признании недействительным Градостроительного плана земельного участка от 26.10.2016 N RU77-107000-020764, об обязании выпустить новый Градостроительный план земельного участка NRU77-107000-020764.
Решением от 19.05.2017 Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении требований заявителя отказал в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Легион" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что пункт 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) неверно применен судом.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, вынести новый судебный об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.06.2016 ЗАО "Легион" обратилось в Москомархитектуру с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка (далее - ЕПЗУ) 26 октября 2016 года Градостроительный план земельного участка N RU77- 107000-020764 был утвержден приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 3874.
В своем обращении в Москомархитектуру заявитель просил определить назначение земельного участка как земельный участок смешанного использования, а именно: для размещения объектов капитального строительства с целью размещения органов управления производством, торговлей, банковской, страховой деятельностью, а также иной управленческой деятельностью, не связанной с государственным и муниципальным управлением и оказанием услуг (4.1), а также для размещения объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания за плату (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6).
Вопреки этому, в вышеуказанном ГПЗУ основные виды разрешенного использования земельного участка были определены следующим образом: деловое управление (4.1); условно разрешенные виды использования земельного участка: не установлены; вспомогательные виды использования земельного участка: магазины (4.4); банковская и страховая деятельность (4.5).
Испрашиваемые заявителем виды использования земельного участка для размещения объектов общественного питания за плату (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6) в данном ГПЗУ указаны не были.
Не включение Москомархитектура в ГПЗУ именно данного вида использования земельного участка для размещения объектов общественного питания за плату (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6), по мнению заявителя, является необоснованным и вынесенным с нарушением требований закона, в связи с чем, вынесенный Градостроительный план земельного участка N RU77- 107000-020764, утвержденный приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 3874, был обжалован заявителем в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 44 ГрК РФ и ст. 43 ГрК г. Москвы градостроительный план земельного участка является видом документации по планировке территории, а также обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ГПЗУ N RU77-107000- 020764 оформлен в соответствии с действующим на момент оформления ГПЗУ законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 468-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
Часть 8 статьи 43 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК Москвы) устанавливает, что градостроительные планы земельных участков утверждаются Правительством Москвы или органом, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры в случае наделения его соответствующими полномочиями.
Согласно части 9 статьи 43 ГрК Москвы, порядок разработки, оформления, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков, состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок их разработки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
Постановление Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" устанавливает, что Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, а также в сфере архитектуры и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы, и структурно входящим в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" установлен Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение, изменение (переоформление) и отмена градостроительных планов земельных участков" в городе Москве (Приложение 1, далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.2. Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации; - приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка";
- Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы";
- постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы";
- постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы";
- распоряжением Правительства Москвы от 12 мая 2011 г. N 376-РП "О Базовом регистре информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве".
Согласно пункту 9.1. постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП, до вступления в силу правил землепользования и застройки города Москвы (применительно к соответствующей территории) оформление градостроительного плана земельного участка осуществляется Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы после одобрения соответствующего проекта Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, Рабочей группой Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, за исключением следующих проектов градостроительных планов земельных участков, вопрос об одобрении которых не подлежит рассмотрению на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы:
1) Градостроительных планов земельных участков, оформляемых в отношении земельных участков, расположенных в особых экономических зонах.
2) Градостроительных планов земельных участков, оформляемых по заявкам физических лиц, являющихся собственниками следующих земельных участков, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, за исключением земельных участков, расположенных на территории городских округов Троицк и Щербинка, предусматривающих предельные технико-экономические показатели: процент застройки в границах земельного участка - не более 20 процентов, количество этажей - не более трех, плотность застройки - не более 4 тыс. кв. м/га: - земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений; - земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, инженерного оборудования личных подсобных хозяйств; - земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, огородничества, природного, рекреационного назначения.
3) Градостроительных планов земельных участков, расположенных за пределами Центрального административного округа города Москвы, вне границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, вне границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, и предназначенных для размещения отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более трех, общей площадью не более 1500 кв. м, которые не предназначены для постоянного или временного проживания граждан, осуществления торговой деятельности при условии, что указанные земельные участки находятся в собственности физических или юридических лиц либо предоставлены в аренду физическим или юридическим лицам и на таких арендуемых участках расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности указанных лиц.
Вышеуказанные положения закреплены также в п. 2.1.7. постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно- земельной комиссии города Москвы".
Согласно абзацу 1 раздела 1 данного постановления, Градостроительно-земельная комиссия города Москвы создана для оперативного решения вопросов в области градостроительной деятельности, инвестиционной деятельности, земельных отношений, осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно части 5 статьи 78 ГрК Москвы, пункту 10(2) постановления Правительства Москвы N 229-ПП, до вступления в силу правил землепользования и застройки (применительно к соответствующей территории) подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства определяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории, правовыми актами Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурным опорным планом, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
На территорию земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001084:124 проекты планировки территории и проект межевания территории не разработаны, иной документацией, вид разрешенного использования "для размещения объектов общественного питания за плату (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6)" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001084:124 не установлен.
Так как на момент утверждения оспариваемого ГПЗУ проект Правил землепользования и застройки не прошел процедуру публичных слушаний, в связи с чем, отсутствовали основания для учета содержащихся в нем сведений для внесения в ГПЗУ.
Пункт 2.12.1. Административного регламента устанавливает, что результатом предоставления государственной услуги является: - Направление (выдача) утвержденного приказом Комитета градостроительного плана земельного участка. - Направление (выдача) решения об отказе в предоставлении государственной услуги с обоснованием причин отказа.
В соответствии с вышеуказанными положениями нормативных правовых актов, Москомархитектурой на основании обращения ЗАО "Легион" от 06.06.2016 г. N 49805123, и во исполнение Решения ГЗК согласно протоколу от 15.09.2016 N 31 п. 18 (Приложение N 6) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Мясницкая ул., вл.46/2, стр.3, 03.11.2016 г. заявителю был выдан ГПЗУ N RU77-107000-020764, утвержденный приказом Москомархитектуры N 3874 от 26.10.2016, со следующими видами разрешенного использования: Основные - Деловое управление (4.1) Условно разрешенные - не установлены Вспомогательные - магазины (4.4); - банковская и страховая деятельность (4.5).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционной коллегией, так как они заявлялись Обществом в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены.
В силу пункта 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Глава 4 ГрК РФ "Градостроительное зонирование", включающая в себя вышеуказанную статью, регулирует вопросы подготовки документации градостроительного зонирования территории.
Согласно части 1 статьи 34 ГрК Москвы, документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются правила землепользования и застройки.
Пункт 2 статьи 37 ГрК РФ указывает на установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно статье 1 ГрК РФ, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Пункт 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ устанавливает, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Понятие градостроительного регламента, содержащееся в статье 1 ГрК РФ, также указывает на установление видов разрешенного использования земельных участков в составе градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки.
Согласно части 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пункт 1.1. постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 N 286-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Москве" устанавливает порядок подготовки Москомархитектурой проекта правил землепользования и застройки: поэтапная подготовка в 2015-2017 годах.
В порядке статьи 68 ГрК г. Москвы, 22.12.2016 состоялось собрание участников публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки.
Таким образом, на момент оформления ГПЗУ N RU77-107000-020764 приказом Москомархитектуры N 3874 от 26.10.2016, Правила землепользования и застройки, частью которых являются градостроительные регламенты, включающие в себя виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе основные и вспомогательные, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 37 ГрК РФ выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, не были утверждены, в связи с чем, ссылка заявителя на нарушение положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ не обоснована, у заявителя отсутствовало право самостоятельного выбора основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ГПЗУ N RU77-107000- 020764 оформлен в соответствии с действующим в момент издания приказа Москомархитектуры N 3874 от 26.10.2016 законодательством и нормативными правовыми актами.
Кроме того, суд правильно указал, что заявителем не доказано нарушение оформленным ГПЗУ N RU77-107000-020764 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно выписке из ЕГРП N 77/100/140/2016-1786 от 09.06.2016 (Приложение N7) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001084:124, на данный земельный участок наложено обременение в пользу заявителя следующего вида: "Аренда, весь объект "Для эксплуатации здания под административные цели и благоустройства территории".
Согласно информации Публичной кадастровой карты Росреестра, земельный участок имеет следующее разрешенное использование: Для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, по документу: эксплуатации здания под административные цели и благоустройства территории.
Договор аренды земельного участка N М-01-514699 от 30.07.2007 также заключен для эксплуатации здания под административные цели и благоустройство территории, разрешенное использование земельного участка также не предполагает возможность строительства на земельном участке, разрешенное использование: эксплуатация здания под административные цели и благоустройство территории.
Исходя из содержания ГПЗУ N RU77-107000-020764, данный документ не препятствует осуществлению заявителем предпринимательской деятельности в соответствии с разрешенным использованием земельного участка согласно договору аренды, видам разрешенного использования, внесенным в ЕГРН.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащую удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2017 по делу N А40-3947/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3947/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф05-17857/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ЛЕГИОН"
Ответчик: Москомархитектура
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ