город Омск |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А46-18841/2016 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8184/2017) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Омской области от 15.05.2017 по делу N А46-18841/2016 (судья Захарцева С.Г), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ИНН 5519008642, ОГРН 1065519002515) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области (ИНН 5519007462, ОГРН 1025501701928) о признании решения N 06518160003558 от 18.11.2016 недействительным,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 06518160003558 от 18.11.2016.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.05.2017 (резолютивная часть) по делу N А46-18841/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, заявленные ООО "Прогресс" требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Общество в нарушение Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства" (далее - Закон N 27-ФЗ) в отношении 11 застрахованных лиц сведения по форме СЗМ-М за июнь 2016 года представило с наращением установленного срока, что подтверждается извещением о доставке сведений по телекоммуникационным каналам связи, актом от 10.10.02016 N 065С 18160003871, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого решения N 06518160003558 от 18.11.2016.
Согласно пункту 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 03.07.2017 Обществу было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 04.08.2017.
08.08.2017 ООО "Прогресс" представило отзыв на апелляционную жалобу, который не принимается во внимание и не оценивается судом апелляционной инстанции, поскольку Обществом нарушены требования частей 2, 3 статьи 228 и части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: отзыв представлен за пределом срока, установленного определением суда апелляционной инстанции для предоставления отзыва на апелляционную жалобу.
Кроме того, указанный отзыв не содержит подписи лица, его представившего.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
23.06.2016 года между ООО "Прогресс" и 16 иностранными работниками были заключены трудовые договоры. Принимаемые на работу граждане, как указывает заявитель, плохо владели русским языком, в связи с чем при приеме на работу Обществу потребовалось время для выяснения наличия у граждан оформленных СНИЛС, ИНН и подготовки анкет застрахованных лиц.
04.07.2016 Общество направило в Пенсионный фонд анкету застрахованного лица для получения СНИЛС. В ходе проверки указанной анкеты сотрудниками пенсионного фонда было установлено, что один из работников указанных в анкете, СНИЛС получил ранее.
05.07.2016 г в адрес Общества поступило уведомление о выявленных ошибках, анкета не была принята. После устранения ошибки Общество вновь направило в адрес пенсионного фонда исправленную анкету. В срок до 11.07.2016 номера СНИЛС принимаемых на работу лиц Обществу не поступили.
Как утверждает Фонд, СНИЛСы были получены истцом 12.07.2016, форма СЗВ-М была сдана в Пенсионный фонд 15.07.2016, то есть с нарушением установленного законом срока.
В результате проведенной в установленный законом трехмесячный срок проверки правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ Пенсионным фондом был составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.10.2016 N 065 С 18160003871, которым было предложено привлечь Заявителя к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление сведений.
Начальником УПФР в Любинском районе Омской области Е.В. Смеляк 18.11.2016 в результате рассмотрения акта и материалов проверки было вынесено решение N 06518160003558 о привлечении ООО "Прогресс" к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 5500 рублей.
Полагая, что решение является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.05.2017 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
ООО "Прогресс" в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона N 27-ФЗ, подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В преамбуле Закона N 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Следовательно, для вывода о наличии в поведении страхователя признаков правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, необходимо достоверно установить, что отчётность по форме СЗВ-М за соответствующий период представлена страховщику позднее отведённого установленного срока, либо содержала неполные (или) недостоверные сведения.
Из содержания оспариваемого решения Пенсионного фонда в качестве объективной стороны состава правонарушения Обществу вменено представление дополняющей формы СЗМ-М за июнь 2016 года на 11 работников с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
При этом в решении N 06518160003558 от 18.11.2016 также указано, что срок предоставления сведений за июнь 2016 года установлен не позднее 11.07.2016. 11.07.2016 Общество представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за июнь 2016 года (форма СЗВ-М исходная). 15.07.2016 Общество представило в Пенсионный фонд дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2016 года на 11 работников, информация о которых отсутствовала в первичном отчете (исходной форме СЗВ-М).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией N 987н и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции N 987н в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, согласно пункту 34 Инструкции N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 Инструкции N 987н установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Таким образом, для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
В случае не устранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Наличие в отчётах ошибок в регистрационном номере страхователя, учитывая, что эти отчёты были сформированы и поданы Обществом в отношении застрахованных лиц, по отношению к которым оно является страхователем, не свидетельствует о том, что требуемый отчёт был представлен несвоевременно.
Как установлено в части 1 статьи 9 Закона N 27-ФЗ, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе и при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Частью 2 статьи 9 установлено, при приеме на работу гражданина или заключении с гражданином договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, не имевшего до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в индивидуальном лицевом счете работающего у данного страхователя застрахованного лица, он представляет сведения об этих лицах в сроки, определенные статьей 11 настоящего Федерального закона (каждый гражданин, поступающий на работу, равно как и каждое застрахованное лицо, у которого изменились упомянутые сведения в индивидуальном лицевом счете, в свою очередь предъявляют страхователю документы, подтверждающие сведения о них, и заполняют соответствующие формы).
Частью 3 статьи 9 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что застрахованное лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано, в свою очередь, представить страхователю свое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а в случае его отсутствия -написать соответствующее заявление о выдаче ему страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также сообщить страхователю сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, регистрация в системе обязательного пенсионного страхования (далее - регистрация) осуществляется посредством открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее - лицевой счет).
Датой регистрации считается дата открытия лицевого счета.
Регистрации подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации (далее - гражданин) (пункт 4 Инструкции).
Регистрация граждан осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании анкеты застрахованного лица (пункт 5 "а").
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты застрахованного лица, сведений о государственной регистрации рождения либо заявления гражданина о выдаче универсальной электронной карты принимает решение об открытии лицевого счета либо об отказе в регистрации застрахованного лица (пункт 12).
Документом, подтверждающим регистрацию, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (далее - страховое свидетельство) (пункт 13).
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как было установлено судом апелляционной инстанции, нарушение срока предоставления сведений было связано с необходимостью получения СНИЛС на вновь принятых работников, которые не исполнили свою обязанность о предоставлении соответствующей информации.
В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
В данном конкретном случае заявитель не имел возможности подать сведения в установленный законом срок.
Учитывая, что в рассматриваемом случае заявитель исправил выявленные Пенсионным фондом ошибки, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.05.2017 по делу N А46-18841/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, ошибочно уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 13766 от 25.05.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18841/2016
Истец: ООО "Прогресс"
Ответчик: Государственноме учреждение - Управление Пенсионного фонда в Любинском района Омской области, ГУ-УПФ РФ в Любинском районе Омской области
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8184/17