Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф05-17262/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А40-53969/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2017 г.
по делу N А40-53969/17
принятое судьей Ласкиной С.О.,
по заявлению Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве,
третье лицо: ИФНС России N 18 по г. Москве об оспаривании решения от 22.08.2016 г.,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Шмелев Е.А. по дов. от 28.09.2016; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее - МИ ФНС N 46, Заинтересованное лицо) от 22.08.2016 г. о прекращении деятельности ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве устранить нарушение прав и законных интересов департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края путем внесения записи об ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" в Единый государственный реестр юридических лиц как о действующем юридическом лице.
Третьим лицом по делу, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС России N 18 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2017 г. заявление Департамента оставлено без удовлетворения.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Представитель МИ ФНС N 46 в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Департамент представил суду ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в соответствии с Положением о департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 г. N 1044 "О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края" (опубликовано на официальном сайте администрации Краснодарского края 18.11.2015 г.), является органом исполнительной власти Краснодарского края, в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает в судах от имени Краснодарского края в рамках своей компетенции.
Департамент является взыскателем по исполнительному производству от 29.08.2014 г. N 81967/14/77003-ИП в отношении должника ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" (ИНН 7718239863), находящемуся в производстве Преображенского РОСП УФССП России по г. Москве.
Задолженность ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" в размере 3 256 818 руб. 88 коп. возникла перед бюджетом Краснодарского края на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2011 г. по делу N А32-4129/2011.
МИ ФНС N 46 22.08.2016 г. прекращена деятельность ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на налоговой отчетности налогоплательщиков.
Полагая, что решение регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" из ЕГРЮЛ от 22.08.2016 г. не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Заявитель обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления Департамента, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.
По смыслу пункта 64.2 ГК РФ и пункта 21.1 Закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Согласно пункту 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются:
-документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
-документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного данной нормой, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого дарственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию из ИФНС России N 18 по г. Москве поступили Справка N 3434-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справка N 13434-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС", по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
29.04.2016 г. было принято Решение N 125403 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" из ЕГРЮЛ.
04.05.2016 г. сведения о предстоящем исключении ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" были опубликованы в Вестнике государственной регистрации (номер журнала 17 (580) 2016).
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 г. N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, Заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
22.08.2016 г. в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 7167748058394 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Довод Заявителя о том, что публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" (номер журнала 17 (580) 2016) не содержит сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" из ЕГРЮЛ правильно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку соответствующие сведения размещены на странице 3 журнала.
В отношении довода Заявителя о нарушении срока публикации решения о предстоящем исключении ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" из ЕГРЮЛ суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В день принятия решения о предстоящем исключении указанного юридического лица из реестра, а именно 29.04.2016 г. Инспекция с использованием автоматизированной системы приема сообщений осуществила выгрузку соответствующего файла в журнал "Вестник государственной регистрации". Указанный файл содержал, в том числе, сведения о предстоящем исключении ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" из реестра. В соответствии со сведениями, содержащимися на сайте журнала "Вестник государственной регистрации", указанный журнал представляет собой еженедельное специализированное печатное издание и выпускается каждую среду.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое решение о предстоящем исключении принято и выгружено в журнал 29.04.2016 г. (пятница), сведения в отношении ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" опубликованы 04.05.2016 г. (среда).
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае регистрирующий орган верно установил признаки недействующего юридического лица, в связи с чем, административная процедура прекращения деятельности юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ соответствуют положениям статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
При названных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для признания решения Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве от 22.08.2016 г. о прекращении деятельности ООО "МЕДИАЛИНК КОРПОРЕЙТ СТРАТЕДЖИС" незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.06.2017 по делу N А40-53969/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53969/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф05-17262/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Департамент инвестиций и развития МСП
Ответчик: Межрайонная ИФНС N46, МИФНС N 46 по г. Москве