Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф09-7771/17 настоящее постановление изменено
г. Челябинск |
|
01 сентября 2017 г. |
Дело N А07-2168/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О, рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции дело Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2168/2017 по исковому заявлению Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан к Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка; аннулировании записи о государственной регистрации прав; взыскании неосновательного обогащения.
В заседании приняли участие представители:
истца (Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан) - Фахретдинов Эдуард Юнерович (доверенность от 16.01.2017);
ответчика (Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан) - Рахматуллин Марат Фаткулисламович (доверенность от 01.03.2015);
третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора (акционерного общества "Башкирская содовая компания") - Алексеева Анастасия Юрьевна (доверенность от 15.12.2016 N 01.03.01-08/1010).
Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация Гафурийского района) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация сельского поселения, Бкрановский сельсовет) со следующими требованиями:
- об истребовании из чужого незаконного владения Буруновского сельсовета земельного участка с кадастровым номером 02:19:000000:5, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование: размещение и обслуживание полигона для захоронения промышленных отходов ЗАО "Каустик"; общая площадь 351 747 кв.м.; адрес (местоположение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир южнее д.Базиково; почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Гафурийский;
- об аннулировании записи о регистрации права собственности Буруновского сельсовета от 14.12.2015 года N 02-04/129-04/229/008/2015-626/2.
- о взыскании с Буруновского сельсовета неосновательного обогащения в сумме 14 931 161, 27 (четырнадцать миллионов девятьсот тридцать одна тысяча сто шестьдесят один рубль 27 копеек) рублей в виде необоснованно полученной арендной платы за спорный земельный участок, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 617 089,17 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), акционерное общество "Башкирская содовая компания" (далее АО "БСК", вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2017 (резолютивная часть оглашена 23.05.2017) в удовлетворении исковых требований Администрации района отказано (т. 5 л.д. 41).
Определением от 13.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.07.2017. В судебном заседании 11.07.2017 был объявлен перерыв до 18.07.2017. Определением от 18.07.2017 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судебное заседание назначено на 31.08.2017. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ ФАУГИ в РБ).
Определением от 30.08.2017 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в связи с нахождением в очередном отпуске судьи Пивоваровой Л.В., произведена замена судьи Пивоваровой Л.В. судьей Соколовой И.Ю.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ТУ ФАУГИ в РБ и Управления Росреестра не явились.
С учетом мнения сторон и явившегося третьего лица и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
До начала судебного заседания от вновь привлеченного третьего лица ТУ ФАУГИ в РБ поступил отзыв, в котором указанное лицо возражало против удовлетворения требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях.
Представитель ответчика и АО "БСК" возражали против удовлетворения требований в полном объеме, поддерживая позицию, изложенную в отзывах.
В ходе рассмотрения дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом установлено следующее.
На основании решения Совета сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ от 05.05.2015 года N 90-322з (т.2 л.д. 80), постановления администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ от 05.05.2015 года N22/1 (т.2 л.д.82), 14 декабря 2015 года, в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности Сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан и сделана запись о регистрации права N02-04/129- 04/229/008/2015-626/2 на земельный участок с кадастровым номером 02:19:000000:5, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: "Размещение и обслуживания полигона для захоронения промышленных отходов ЗАО "Каустик", общая площадь 351 747 кв.м., адрес (местоположение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир южнее д. Базиково. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Гафурийский район (т.1 л.д.37).
Указанный земельный участок является объектом аренды по договору N 227/03 от 20.12.2003 с акционерном обществом "Башкирская содовая компания" (правопреемник ЗАО "Каустик") (т.1 л.д.25), арендатором которого изначально выступала Администрация района.
14.09.2015 между Администрацией сельского поселения и арендатором было заключено дополнительное соглашение в части замены стороны договора на нового арендодателя (т.2 л.д.107).
Платежными поручениями от 30.06.2016 N 13454, 25.10.2016 N 22021, от 23.12.2016 N 26515 (т.1 л.д.137-140) арендатор перечислил арендную плату в общей сумме 14 931 161 руб.27 коп., которые поступили в бюджет сельского поселения.
Ссылаясь на отсутствие у Администрации сельского поселения полномочий на распоряжение вышеназванным земельным участком, поскольку спорный участок относится к неразграниченным землям, и полагая в этой связи недействительным основания государственной регистрации права собственности сельского поселения, Администрация района обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела документы и доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В силу ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; а также те земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) внесены изменения в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ. По смыслу положений пункта 2 приведенной статьи наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки. Таким образом, предусмотренный статьей 3.3 Закона 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Указанное и произошло с 01.01.2017, когда Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Апелляционная коллегия отмечает, что право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которое было делегировано органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования (сельского поселения или района).
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Совета сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ от 05.05.2015 года N 90-322з, а также постановление администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ от 05.05.2015 года N22/1, представленные в качестве основания возникновения права собственности сельского поселения, таковыми не являются.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции было установлено, что на спорном земельном участке расположены объекты, входившие ранее в состав имущественного комплекса Стерлитамакского производственного объединения "Каустик" Министерства химическрой и нефтеперерабатывающей промышленности СССР, земельный участок находился у этого лица на праве постоянного бессрочного пользования на основании Государственного акта с 1971 года, впоследствии переоформленного на право аренды.
В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела приобщены копии: государственных актов на право владения, постоянного пользования землей N РБ-19-00063, а также от 24.01.1972, договор аренды имущества Стерлитамакского производственного объединения "Каустик" Министерства химическрой и нефтеперерабатывающей промышленности СССР организацией арендаторов от 27.11.1990 года, Оценки стоимости основных средств ПО "Каустик" по состоянию на 01.10.1990 с пообъектной расшифровкой.
Из указанных выше документов следует, что спорный земельный участок был ранее предоставлен государственному предприятию Стерлитамакский химический завод на основании государственного акта от 24.01.1972 в постоянное пользование под комплекс захоронения токсических отходов.
Объекты, расположенные на этом земельном участке (резервуары, траншеи, ограждения, испарительные бассейны, подъездная автодороги) включены в состав Основных средств Производственного объединения "Каустик" по состоянию на 01.10.1990 (порядковые номера 106-117) Решением совместной комиссии Минхимнефтепрома СССР, Горфинотдела г. Стерлитамак, коллектива ПО "Каустик" (протокол N 13 от 10.12.1990, Решением совместной комиссии Госкомсобственности Республики Башкортостан, КУМС и ГорФу г. Стерлитамак, ЗАО "Каустик" (протокол N 2 от 25.10.2001).
Кроме того, на указанном земельном участке находится введенный в эксплуатацию 15.06.2009 объект недвижимости, принадлежащий АО "БСК" на праве собственности - резервуар V=2*700м3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04АД N 336056.
В силу ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, утвержденных постановлением Верховного Совета СССР от 23.11.1989 N 810-1, выкуп арендованного имущества осуществляется путем внесения арендатором арендодателю всей причитающейся ему арендной платы со стоимости данного на полный амортизационный срок имущества, а также путем возмещения ему арендных платежей с остаточной стоимости имущества, аренда которого согласно договору прекращена до завершения амортизационного срока. Источниками выкупа могут быть любые средства, имеющиеся у арендного предприятия в соответствии с законодательством.
Выкуп трудовым коллективом ПО "Каустик" арендованного имущества состоялся до вступления в силу Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и подтвержден государственным актом о выкупе от 30.10.1991 года.
Согласно пункту 5.4 договора аренды Стерлитамакского производственного объединения "Каустик" Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР организации арендаторов от 27.11.1990 арендодатель передает арендатору безвозмездно в собственность объекты природоохранного назначения указанные в Приложении N 5, в числе которых значится захоронение токсичных отходов /Цветаевка/.
Указанное свидетельствует о том, что объекты, расположенные на спорном земельном участке в составе объекта захоронения токсических отходов (Цветаевка) не вошли в состав имущества, выкупленного согласно государственному акту о выкупе от 30.10.1991 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона РСФСР от 03.07.1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.
Действовавшим в 1990-1991 годах законодательством был установлен специальный порядок передачи государственного имущества в частную собственность и вышеуказанными нормами права не был предусмотрен такой способ приватизации как безвозмездная передача в собственность арендованного имущества.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что АО "БСК" не могло стать на законных основаниях собственником объектов расположенных на спорном земельном участке и включенных в перечень приложения N 5, как захоронение токсичных отходов /Цветаевка/.
До вступления в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", любой объект, включенный в состав основных средств государственного предприятия, не принадлежащий колхозно-кооперативным или общественным организациям либо их правопреемникам и не отчужденный после этого, являлся федеральной собственностью либо в силу отнесения к категории имущества или отрасли народного хозяйства, указанной в Приложении N 1 к Постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения и муниципальную собственность" (далее - Постановления N 3020-1), либо до момента определения соответствующего собственника указанных объектов (абз. 2 п. 3 указанного Постановления).
Как предусмотрено абз. 2 п. 3 Постановления N 3020-1 до момента определения соответствующего собственника объектов, не указанных в Приложениях 1-3 к данному Постановлению, они относятся к федеральной собственности.
Учитывая указанное, апелляционный суд полагает, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, относящиеся к федеральной форме собственности.
В обоснование своих требований о виндикации спорного земельного участка, а также взыскании неосновательного обогащения истец указывает на отнесение спорного земельного участка к неразграниченным землям, распоряжение которыми с 01.01.2017 перешло к Администрации района, то есть, по сути иск направлен на восстановление положения, существовавшего до момента государственной регистрации права собственности ответчика.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Законом N 137-ФЗ.
Статьями 17, 19 ЗК РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В ст. 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
В п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" (далее - Постановление N 576) Министерству имущественных отношений Российской Федерации вменялось осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае предоставления земельных участков государственным унитарным предприятиям, созданным органами государственной власти Российской Федерации, а также в случаях прекращения прав юридических лиц на земельные участки.
Пунктом 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением N 576 (далее - Правила), предусмотрено, что в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) уведомляется в отношении земельных участков, которые были предоставлены, в том числе государственному унитарному предприятию, созданному органами государственной власти Российской Федерации.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных земельных участков для федеральных нужд.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с указанными решениями.
В соответствии с п. 6 этих Правил уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2003, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N КАС03-471 отказано в удовлетворении требований о признании недействующими п. 5 и 6 Правил.
При этом Верховный Суд Российской Федерации в судебных актах по делу N КАС03-471 исходил из того, что обжалуемые пункты Правил регулируют порядок распоряжения не всеми землями, государственная собственность на которые не разграничена, а лишь теми, которые ранее были обременены правом на них федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созданных этими органами унитарных предприятий, учреждений, организаций.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N КАС03-471 указано, что в силу ст. 3 и 4 Закона N 101 потенциальными собственниками таких земель после разграничения государственной собственности являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации в зависимости от того, в чьем пользовании ранее находились земельные участки. С учетом этого Правительство Российской Федерации определило порядок распоряжения указанными землями, позволяющий защитить интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на те земельные участки, на которые у них возникнет право собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю.
В силу ст. 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе: земель сельскохозяйственного назначения; если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Из приведенных норм Закона N 101-ФЗ и Постановления N 576 в их совокупности следует, что законодатель определил основания разграничения права собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.
Оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что на момент разграничения государственной собственности, объекты, расположенные на спорном земельном участке, являлись федеральной собственностью, а земельный участок под этими сооружениями ранее был предоставлен федеральному предприятию на основании Государственного акта от 30.10.1991, в связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что государственная собственность на землю подлежала разграничению исключительно в пользу Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что факт невключения спорного участка в перечень для оформления права собственности в соответствии с порядком, установленным законом, не порождает ни у субъекта Российской Федерации ни у муниципальных образований (района, сельского поселения) возникновения с 01.07.2006 права собственности на этот объект, а также не свидетельствует о неразграничении прав на указанный участок.
На основании изложенного, принимая во внимание положения ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.07.2015 по делу N 302-ЭС14-8088, апелляционный суд полагает, что в силу закона с 01.07.2006 на спорный земельный участок возникло право собственности Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, заявленные в настоящем деле исковые требования Администрации Гафурийского района к Администрации сельского поселения об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, аннулировании записи о государственной регистрации прав, а также взыскании неосновательного обогащения, основанные на положениях, подлежащих применению к неразграниченным землям, удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что решение судом первой инстанции принято о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, оно подлежит отмене на основании п.4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и освобождением истца от уплаты государственной пошлины судебные расходы по делу не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2017 по делу N А07-2168/2017 отменить.
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2168/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф09-7771/17 настоящее постановление изменено
Истец: Администрация МР Гафурийский район РБ, АО "БАШКИРСКАЯ СОДОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация СП Буруновский сельсовет МР Гафурийский рн РБ
Третье лицо: АО "БАШКИРСКАЯ СОДОВАЯ КОМПАНИЯ", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2018 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7771/17
26.04.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4367/18
14.12.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7771/17
01.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7235/17
25.05.2017 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2168/17