г. Владивосток |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А51-8878/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5559/2017
на решение от 19.06.2017
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-8878/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Гаражно-лодочного кооператива "Пятачок" (ИНН 2539094669, ОГРН 1082539006120)
к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424)
об оспаривании отказов,
при участии:
от Департамента лесного хозяйства Приморского края: представитель Степаненко К.Е. по доверенности от 06.07.2017, сроком действия до 31.12.2017, паспорт;
от Гаражно-лодочного кооператива "Пятачок": представитель Дружинина О.А. по доверенности от 10.04.2017, сроком действия на 3 года, паспорт; председатель Калайда В.П. на основании протокола N 2 общего собрания членов Гаражно-лодочного кооператива "Пятачок" от 01.10.2016, паспорт;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель Лепеха Н.В. по доверенности от 10.03.2017 N 03-1821, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-лодочный кооператив "Пятачок" (далее по тексту - заявитель, кооператив, ГЛК "Пятачок") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказа Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 01.03.2017 N 38-05-05/990 в проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - управление, ТУ ФАУГИ в Приморском крае) от 21.03.2017 N 08-2207 в проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, и обязании провести государственную экспертизу проектов освоения лесов (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2017 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконным отказ департамента от 01.03.2017 N 38-05-05/990; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент провести государственную экспертизу проекта освоения лесов в отношении лесного участка с кадастровым номером 25:28:000000:639.
Не согласившись с принятым решением, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Настаивая на правомерности оспариваемого отказа, департамент указывает, что лесные участки, расположенные на территории Владивостокского городского округа, имеют статус земель населенных пунктов, в отношении которых департамент утратил права на осуществление переданных ему полномочий в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе полномочия по проведению государственной экспертизы освоения лесов.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Кооператив и управление по тексту представленных письменных отзывов, поддержанных представителями в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
21.04.2016 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ГЛК "Пятачок" (арендатор) заключен договор аренды N 54/41 для осуществления рекреационной деятельности, согласно пункту 2 которого кооперативу предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 9,6 га, местоположение: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, часть выдела 6 и выдел 9 квартала 68. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 202/1105028- 2010-06, кадастровый номер: 25:28:000000:639.
Срок действия договора определен сторонами 49 лет с момента государственной регистрации. Государственная регистрация договора аренды произведена 27.05.2011, о чем в ЕГРН произведена запись N 25-25- 01/069/2011-211.
В связи с выявлением несоответствия фактических границ арендуемого участка границам, указанным в договоре аренды, решением Арбитражного суда Приморского края от 17.06.2015 по делу N А51-19407/2014, пункт 2 договора аренды N 54/41 изложен в следующей редакции: "Лесной участок площадью 3 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 68, часть выделов 6, 9".
Согласно условиям договора аренды лесного участка от 21.04.2011 N 54/41 на арендатора возложена обязанность разработать проект освоения лесов и представить его арендодателю с положительным заключением государственной экспертизы; Арендатор вправе приступить к использованию лесного участка, в том числе после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (пункт 10, подпункт "в" пункта 11 договора).
Во исполнение указанных условий договора 21.11.2016 кооператив обратился в департамент с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Письмом от 22.11.2016 N 38-05-05/4854 департамент отказал в проведении государственной экспертизы проекта, указав, что с 01.01.2016 утратил права на осуществление переданных полномочий и рекомендовал обратиться в ТУ ФАУГИ в Приморском крае.
09.01.2017 кооператив направил аналогичное заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов в управление, на которое 21.03.2017 за исх. N 08-2207 получен ответ об отсутствии полномочий у ТУ ФАУГИ в Приморском крае по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов с приложением разъяснений Федерального агентства по управлению государственным имуществом, согласно которым государственную экспертизу проектов освоения лесов должен проводить департамент.
01.03.2017 ГЛК "Пятачок" повторно обратился с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов в департамент, на которое этим же числом получил ответ (исх. N 38-05-05/990) об отказе в связи с утратой права на осуществление переданных полномочий в проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Не согласившись с отказами департамента и управления, посчитав, что они не соответствуют закону и препятствуют использованию предоставленного по договору аренды лесного участка, нарушая тем самым права и законные интересы ГЛК "Пятачок", кооператив оспорил их в арбитражном суде.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене на основании следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности, и с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций
Положениями статьи 88 ЛК РФ устанавлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 89 ЛК РФ государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи.
В частности, согласно части 3 статьи 89 ЛК РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса (то есть в случае, если федеральным органом не переданы соответствующие полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Органом местного самоуправления проводится муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности (часть 4 статьи 89 ЛК РФ).
Таким образом, по общему правилу, проведение экспертизы проекта освоения лесов относится к компетенции уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 89 ЛК РФ.
Как следует из материалов дела, ГЛК "Пятачок" по договору аренды от 21.04.2016 N 54/41 предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3 га, имеющий местоположение: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 68, часть выделов 6, 9.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
При этом ЛК РФ прямо относит к федеральной собственности только лесные участки в составе земель лесного фонда (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Следовательно, ЛК РФ допускает возможность расположения лесных участков не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий.
Положениями пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда; земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 2 статьи 8 ЛК РФ).
Статьей 8 ЗК РФ устанавливаются критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Из приведенных положений следует, что перевод земель из одной категории в другую не зависит от формы собственности земельного участка и не влечет ее изменение.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 5 статьи 14 указанного Закона определено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному Решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119, в границы ВГО вошли земли лесного фонда из состава Владивостокского лесничества (Садгородское, Седанское, Лазурное, Островное участковые лесничества) общей площадью 17.917 га, территории которых ранее не входили в границы ВГО.
Таким образом, территории, вошедшие в состав ВГО, в том числе представляющие собой лесные участки, имеют единую категорию земель населенных пунктов, а потому, не находясь в составе земель лесного фонда, не могут быть отнесены исключительно к федеральной собственности по основанию, установленному частью 1 статьи 8 ЛК РФ.
В то же время изменение категории земель в отношении спорного земельного участка не повлекло изменение формы собственности на него.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:639 сведения о правах на него не зарегистрированы.
Таким образом, арендуемый ГЛК "Пятачок" лесной участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в государственной собственности, которая до настоящего времени не разграничена.
Оснований полагать, что он находится в федеральной или муниципальной собственности по основаниям, приведенным в статьях 17 и 19 ЗК РФ, как верно указал суд первой инстанции, не имеется.
При указанных обстоятельствах спорный лесной участок не попадает под исключения, установленные частями 3 и 4 статьи 89 ЛК РФ, согласно которым государственная экспертиза проектов освоения лесов должна проводиться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации либо проект освоения лесов подлежит муниципальной экспертизе.
Статьей 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов переданы полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Во исполнение статьи 89 ЛК РФ разработан Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
В соответствии с Положением о департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па, департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края.
В силу подпункта 2.15 Положения к полномочиям департамента входит проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Постановлением Губернатора Приморского края от 23.06.2015 N 41-пг утвержден административный регламент департамента лесного хозяйства Приморского края по предоставлению государственной услуги "Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов", которым определены сроки и последовательность административных действий при предоставлении государственной услуги и действует до утверждения соответствующего административного регламента федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время такой административный регламент федеральным органом исполнительной власти не утвержден.
С учетом установленных обстоятельств коллегия соглашается с выводом арбитражного суда о том, что полномочия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесные участки Приморского края, право государственной собственности на которые не разграничены, возложены на департамент, который организует и проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в соответствии с Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядок его разработки" и Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 1.2 действующего Административного регламента государственная услуга "Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов" предоставляется по заявлению лиц либо их уполномоченных представителей, которым лесные участки в установленном законом порядке предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду.
Из материалов дела усматривается, что ГЛК "Пятачок" направило соответствующее заявление с приложением проекта освоения лесов в 3-х экземплярах в бумажном и электронном виде согласно требованиям Административного регламента.
Следовательно, у департамента отсутствовали основания для отказа в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, поскольку такая обязанность возложена законодательством на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом довод департамента об утрате полномочий по распоряжению спорного лесного участка со ссылкой на подписанный 13.04.2016 между управлением и департаментом акт приема-передачи договоров аренды, безвозмездного (срочного) пользования лесных участков, вошедших в границы Владивостокского городского округа, подлежит отклонению, поскольку на основании пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
При указанных обстоятельствах следует заключить, что департамент необоснованно отказал кооперативу в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов арендуемого ГЛК "Пятачок" лесного участка.
Соответственно отказ департамента от 01.03.2017 N 38-05-05/990 в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные кооперативом требования в данной части.
Что касается требования кооператива о признании незаконным отказа ТУ ФАУГИ в Приморском крае от 21.03.2017 N 08-2207, то, учитывая, что полномочия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении спорного участка возложены на департамент, суд первой инстанции обоснованно отказал в его удовлетворении.
Учитывая результаты рассмотрения спора, возложение на департамент обязанности провести государственную экспертизу проекта освоения лесов в отношении лесного участка с кадастровым номером 25:28:000000:639 соответствует принципу восстановления нарушенного права, предусмотренному пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на департамент судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2017 по делу N А51-8878/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8878/2017
Истец: ГАРАЖНО-ЛОДОЧНЫЙ КООПЕРАТИВ "ПЯТАЧОК"
Ответчик: департамент лесного хозяйства Приморского края, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ