г. Чита |
|
05 сентября 2017 г. |
Дело N А19-1670/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 сентября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Капитал Групп" Ожогина М.А. (доверенность от 12.05.2017), Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Канышевой О.А. (доверенность от 16.05.2017), Администрации города Иркутска Григорьева В.О. (доверенность от 30.11.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Капитал Групп" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2017 года по делу N А19-1670/2017 (суд первой инстанции - Щуко В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал Групп" (ОГРН 1053808141200, ИНН 3808125937, далее - истец, ООО "Капитал Групп") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, далее - ответчик, администрация) о признании недействительным расчета арендной платы согласно приложению N 1 к договору аренды земельного участка N 5393 от 12.08.2016 года, устанавливающий размер арендной платы для истца с даты подписания договора, об обязании Администрации города Иркутска осуществить перерасчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:2574 по договору аренды земельного участка N 5393 от 12.08.2016 года на 2016 год аренды земельного участка N 5393 от 12.08.2016 года на 2015 год, исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, равной 31 976 руб. 24 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ИНН 3812153253, ОГРН 1143850004627), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2017 года по делу N А19-1670/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Капитал Групп" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Администрация в отзыве с доводами апелляционных жалоб не согласилась.
Определением суда от 27.06.2017 года судебное разбирательство отложено на 09 час. 10 мин. 1 августа 2017 года.
Определением суда от 01.08.2017 года судебное разбирательство отложено на 10 час. 00 мин. 29 августа 2017 года.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судей Желтоухова Е.В. и Каминского В.Л. в отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2017 года судья Желтоухов Е.В. заменен на судью Сидоренко В.А., судья Каминский В.Л. заменен на судью Никифорюк Е.О.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 03.06.2017, 28.06.2017, 02.08.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы на жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14.04.2015 года между Администрацией города Иркутска (концедент) и ООО "Капитал Групп" (концессионер) заключено концессионное соглашение N 010-64-345/5.
Предмет соглашения изложен в пункте 1 раздела 1: по настоящему Соглашению Концессионер обязуется за свой счет реконструировать нежилое 1 -этажное здание, общей площадью 173,4 кв. м., инв. N 15051, лит. А. расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Авиастроителей. 47, кадастровый номер N 38:36:000000:0:975, находящееся в собственности муниципального образования г. Иркутск, предназначенное для организации отдыха граждан, состав и описание которого приведены в Приложении N 1 к настоящему Соглашению (далее - Объект Соглашения) и осуществлять деятельность, предусмотренную условиями настоящего Соглашения, связанную с организацией парка развлечений с аттракционами и проведением культурно-массовых и иных мероприятий (далее - парк развлечений) с использованием Объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 раздела Соглашения объектом Соглашения является нежилое 1-этажное здание, общей площадью 173.4 кв. м., инв. N 15051. лит. А, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Авиастроителей, 47, кадастровый номер N 38:36:000000:0:975, находящееся в собственности муниципального образования г. Иркутск, предназначенное для организации отдыха граждан, которое подлежит реконструкции. Балансовая стоимость 2 766 116,93 (два миллиона семьсот шестьдесят шесть тысяч сто шестнадцать) рублей 93 коп. Остаточная стоимость 1 797 976, 00 (один миллион семьсот девяносто семь тысяч девятьсот семьдесят шесть) рублей 00 коп.
Пунктом 3 раздела 2 Соглашения установлено, что вместе с Объектом Соглашения Концессионеру передается иное имущество, предназначенное для использования по общему назначению для осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной условиями настоящего Соглашения состав и описание которого приведены в Приложении N 2 к настоящему Соглашению (далее - иное передаваемое имущество). Объект Соглашения и иное передаваемое имущество находится на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000009:2574, расположенном по адресу г. Иркутск, ул. Авиастроителей, 47, площадью 84 148 кв. м. под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционами.
В соответствии с пунктом 13 раздела 3 Соглашения договор аренды земельного участка заключается на срок, указанный в пункте 32 Соглашения.
В соответствии с пунктом 32 раздела 6 Соглашения срок реконструкции объекта установлен 5 лет с даты подписания соглашения.
Дополнительным соглашением от 11.08.2015 года к концессионному соглашению установлено, что договор аренды земельного участка заключается на срок действия Соглашения (п. 31 раздела 6 Соглашения - срок действия Соглашения установлен на 25 лет со дня его подписания).
По акту приема-передачи от 15.10.2015 года объект концессионного соглашения: административное здание, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Авиастроителей. 47, кадастровый номер N 38:36:000000:0:975 с иным имуществом переданы ООО "Капитал Групп".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области на стороне Общества с ограниченной ответственностью "Капитал Групп" обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Иркутска о признании отказа Администрации города Иркутска, оформленного письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска от 10.12.2015 года N 505-70-16703/15 в предоставлении ООО "Капитал Групп" земельного участка кадастровый N 38:36:000009:2574 и заключении договора аренды незаконным и не соответствующим п. 1 ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 8, п. 5 ч.1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также п. 10 концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14.04.2015 года; обязать Администрацию города Иркутска устранить допущенные указанным отказом нарушения прав и законных интересов ООО "Капитал Групп" путем осуществления подготовки и подписания проекта договора аренды земельного участка кадастровый N 38:36:000009:2574 в соответствии с п. 10 концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14.04.2015 года, п. 1 ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ и направления в адрес ООО "Капитал Групп" указанного проекта договора для подписания в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения по делу А19-3423/2016.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2016 года по делу А19-3423/2016 утверждено мировое соглашение в следующей редакции:
"1. Настоящее мировое соглашение заключается сторонами в соответствии со статьями 49, 138-140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для урегулирования по согласию сторон возникшего спора, явившегося причиной предъявления требований Заявителем к Ответчику о признании отказа Ответчика, оформленного письмом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 10 декабря 2015 года N 505-70-16703/15 в предоставлении ООО "Капитал Групп" земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574 и заключении договора аренды незаконным; об обязании устранить допущенные указанным отказом нарушения прав и законных интересов ООО "Капитал Групп" путем заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574 в соответствии с пунктом 10 Концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14 апреля 2015 года, пунктом 4 статьи 8, пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115 -ФЗ "О концессионных соглашениях" по делу N А19-3423/2016.
2. Настоящим Мировым соглашением стороны определили, что с момента вступления в законную силу определения Арбитражного суда Иркутской области об утверждении настоящего Мирового соглашения:
2.1. Заявитель отказывается от всех своих требований к Ответчику при условии точного и своевременного исполнения Ответчиком своих обязательств, вытекающих из настоящего Мирового соглашения.
2.2. Ответчик в соответствии пунктом 4 статьи 8, пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", с пунктом 10 концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14 апреля 2015 года, в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента утверждения Арбитражным судом Иркутской области настоящего мирового соглашения обязан передать Заинтересованному лицу земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Авиастроителей, 47, с кадастровым номером 38:36:000009:2574 и разрешенным использованием: под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционов в соответствии с кадастровым паспортом от 26 апреля 2016 года N 3800/601/16-221155 (далее именуется - "Земельный участок") в аренду на срок действия Концессионного соглашения N 010 -64-345/5 от 14 апреля 2015 года.
Ответчик и Заинтересованное лицо договорились о том, на частях Земельного участка могут быть установлены сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, расположенных на Земельном участке.
2.3. Заинтересованное лицо обязуется в течение четырнадцати рабочих дней с момента заключения договора аренды Земельного участка сдать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области документы для государственной регистрации договора аренды Земельного участка.
2.4. Заинтересованное лицо обязано соблюдать условия использования Земельного участка и режим хозяйственной деятельности в зонах, где расположены объекты местного значения, в соответствии с законодательством РФ.
3. Заявитель, Ответчик, Заинтересованное лицо не имеют друг к другу иных требований финансового, правового, материального характера, в том числе требований о взыскании штрафов, убытков, судебных расходов, включая расходов на услуги представителя, в рамках дела N А19-3423/2016.".
12.08.2016 года между Администрацией г. Иркутска (арендодатель) и ООО "Капитал Групп" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5393, предметом которого является земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район. Авиастроителей ул., д. 47, кадастровый N 38:36:000009:2574, площадью 84 148 кв.м из земель населённых пунктов, именуемый в дальнейшем "Объект" или "земельный участок" (п. 1.1 договора).
Основанием для заключения договора указано мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2016 года по делу N А19-3423/2016.
Пунктом 1.6 договора аренды цель использования земельного участка указана - под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционов.
Пунктом 1.7 договора установлено, что данный договор действует с 12.08.2016 г. по 14.04.2014 г.
Приложением N 1 к договору размер арендной платы установлен за период с 12.08.2016 года по 31.12.2016 года в размере 979 759 руб. 37 коп.
По акту от 17.11.2016 года объект аренды передан арендатору.
17.11.2016 года между сторонами подписан протокол разногласий, согласно которому уточнены объекты, расположенные на данном земельном участке, уточнен срок действия договора: с 17.11.2016 года по 14.04.2040 года, конкретизирована ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств арендатором, начальная дата начисления арендной платы установлена с 17.11.2016 года.
Обращаясь с иском, истец ссылается на то, что ответчиком в договоре установлен размер арендной платы в завышенном размере вследствие неправомерного увеличения кадастровой стоимости данного земельного участка; следовало применять кадастровую стоимость земельного участка 31 976 руб. 24 коп., действовавшую на дату заключения мирового соглашения от 09.06.2016 года по делу N А19-3423/2016.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
К правоотношениям сторон подлежат применению нормы главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из материалов дела, 14.04.2015 г. между Администрацией города Иркутска (концедент) и ООО "КАПИТАЛ ГРУПП" (концессионер) заключено концессионное соглашение N 010-64-345/5, предметом которого является реконструкция нежилого 1-этажное здания, общей площадью 173,4 кв. м., инв. N 15051, лит. А. расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Авиастроителей. 47, кадастровый номер N 38:36:000000:0:975, находящегося в собственности муниципального образования г. Иркутск. Кроме того, с указанным объектом Концессионеру передается иное имущество, предназначенное для использования по общему назначению для осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной условиями настоящего Соглашения состав и описание которого приведены в Приложении N 2 к настоящему Соглашению. Объект Соглашения и иное передаваемое имущество находится на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000009:2574, расположенном по адресу г. Иркутск, ул. Авиастроителей. 47, площадью 84 148 кв. м. под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционами.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2016 г. по делу А19-3423/2016 утверждено мировое соглашение по иску Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области на стороне общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ГРУПП" к Администрации города Иркутска о признании отказа Администрации города Иркутска, оформленного письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска от 10.12.2015 г. N 505-70-16703/15 в предоставлении ООО "Капитал Групп" земельного участка кадастровый N 38:36:000009:2574 и заключении договора аренды незаконным и не соответствующим п. 1 ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 8, п. 5 ч.1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также п. 10 концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14.04.2015 г.; об обязании Администрацию города Иркутска устранить допущенные указанным отказом нарушения прав и законных интересов ООО "Капитал Групп" путем осуществления подготовки и подписания проекта договора аренды земельного участка кадастровый N 38:36:000009:2574 в соответствии с п. 10 концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14.04.2015 г., п. 1 ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ и направления в адрес ООО "Капитал Групп" указанного проекта договора для подписания в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения по делу А19-3423/2016.
В рамках утвержденного судом мирового соглашения Администрация города Иркутска в соответствии пунктом 4 статьи 8, пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", с пунктом 10 концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14 апреля 2015 года, в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента утверждения Арбитражным судом Иркутской области настоящего мирового соглашения обязалась передать ООО "Капитал Групп" земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Авиастроителей, 47, с кадастровым номером 38:36:000009:2574 и разрешенным использованием: под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционов в соответствии с кадастровым паспортом от 26 апреля 2016 года N 3800/601/16-221155 (далее именуется - "Земельный участок") в аренду на срок действия Концессионного соглашения N 010-64-345/5 от 14 апреля 2015 года.
12.08.2016 г. между Администрацией г. Иркутска (арендодатель) и ООО "Капитал Групп" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5393, предметом которого является земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Авиастроителей, д. 47, кадастровый N 38:36:000009:2574, площадью 84 148 кв.м из земель населённых пунктов (п. 1.1 договора).
Основанием для заключения договора указано мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2016 г по делу N А19-3423/2016.
Пунктом 1.6 договора аренды цель использования земельного участка указана: под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттакционов.
Пунктом 1.7 договора установлено, что данный договор действует с 12.08.2016 г. по 14.04.2014 г.
Приложением N 1 к договору размер арендной платы установлен за период с 12.08.2016 г. по 31.12.2016 г. в размере 979 759 руб. 37 коп.
По акту от 17.11.2016 г. объект аренды передан арендатору.
17.11.2016 г. между сторонами подписан протокол разногласий, согласно которому уточнены объекты, расположенные на данном земельном участке, уточнен срок действия договора: с 17.11.2016 г. по 14.04.2040 г., конкретизирована ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств арендатором, начальная дата начисления арендной платы установлена с 17.11.2016 г.
Таким образом, ООО "Капитал Групп" получило в аренду земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Авиастроителей, д. 47, кадастровый N 38:36:000009:2574, площадью 84 148 кв.м, для исполнения целей, указанных в концессионном соглашении от 14.04.2015 г. N010-64-345/5.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно п.1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п.1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 422 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Как следует из содержания оспариваемого расчета арендной платы, являющегося приложением N 1 к договору аренды земельного участка N 5393 от 12.08.2016 г., расчет произведен сторонами с учетом постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с указанной статьей постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года (приложение 1) и результаты определения средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования (приложение 2).
Названным постановлением определено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждены результаты применительно к кадастровым номерам земельных участков.
Приложением N 2 утверждены результаты по кадастровым кварталам в разрезе разрешенного вида использования.
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:2574 поставлен на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) 10.02.2010 г. со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для эксплуатации административного здания и размещения парка; площадь - 84 148 кв.м.
На момент постановки земельного участка на ГКУ его кадастровая стоимость определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 (далее - Методические указания), с применением удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) в размере 4341 руб. 28 коп. /кв.м., утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 г. N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" для седьмой группы видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", и составила 365 310 029 руб. 44 коп.
21.07.2010 г. на основании распоряжения заместителя мэра-председателя КУМИ г. Иркутска от 07.07.2010 г. N 504-02-3747/10 разрешенное использование земельного участка изменено на следующее - "Для эксплуатации административного здания".
В связи со вступлением в силу 13.03.2012 г. Приказа Минэкономразвития РФ от 17.11.2011 г. N 673 "О внесении изменений в Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N222", кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была пересчитана в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 г. N277-пп "О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2008 г. N101 -пп" (далее - Постановление от 08.11.2010 г. N277-пп) с применением УПКС в размере 1554 руб. 43 коп. для девятой группы видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", и составила 130 802 175 руб. 64 коп. В государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) изменения сведений о кадастровой стоимости внесены 23.04.2013 г.
16.07.2013 г. разрешенное использование земельного участка изменено - "Под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционов" в соответствии с Распоряжением заместителя мэра-председателя КУМИ г. Иркутска от 13.03.2013 г. N 504-02-756/13 "Об уточнении вида разрешенного использования". Кадастровая стоимость земельного участка пересчитана в соответствии с Постановлением от 08.11.2010 г. N 277-пп, действовавшим на момент изменения разрешенного использования, и составила 366 298 768 руб. 44 коп. (УПКС-1353,03 руб./кв.м., соответствующий седьмой группе видов разрешенного использования земельных участков).
В связи с проведением в 2012 г.-2013 г. государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574 в порядке информационного взаимодействия (ст. 15, п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") 11.12.2013 г. внесены изменения. Кадастровая стоимость земельного участка составила 360 699 560 руб. 52 коп. земельный участок соответствует девятой группе видов разрешенного использования и определен исходя из характеристик земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г.
В соответствии с пунктом 2.4. Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
18.02.2014 г. в связи с тем, что в период проведения государственной кадастровой оценки земель в сведения о разрешенном использовании земельного участка вносились изменения (а именно 16.07.2013 г. изменился вид разрешенного использования), его кадастровая стоимость определена в соответствии с п. 2.4 Методических указаний с применением УПКС в размере 5 180 руб. 59 коп./кв.м., соответствующего семнадцатой группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", и составила 435 936 287 руб. 32 коп.
В связи со вступлением в силу 25.05.2014 г. постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 г. N 239-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N517-пп", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 03.12.2013 г., в сведения о кадастровой стоимости в порядке информационного взаимодействия 17.07.2014 г. были внесены изменения. Кадастровая стоимость составила 87 147 876 руб. 20 коп. (УПКС- 1035 руб. 65 коп./кв.м. для девятой группы видов разрешенного использования).
12.08.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с п. 2.4 Методических указаний с применением УПКС в размере 5 180 руб. 59 коп../кв.м., соответствующего семнадцатой группе видов разрешенного использования, и составила 435 936 287 руб. 32 коп.
В рамках гарантийных обязательств по государственному контракту от 22.11.2012 г. N 88 "На выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и ООО "ФинГрупп", проведены работы по внесению изменений в постановление N 517-пп, в том числе и по земельному участку с кадастровым номером 38:36:000009:2574 в части определения кадастровой стоимости.
12.09.2015 г. вступило в силу постановление Правительства Иркутской области от 26.08.2015 г. N 422-пп "О внесении изменений в приложение N1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп", в соответствии с которым в отношении земельного участка 38:36:000009:2574 утверждена кадастровая стоимость в размере 31976 руб. 24 коп. (УПКС - 0,38 руб./кв.м., соответствующий четырнадцатой группе видов разрешенного использования - "Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами". Сведения о кадастровой стоимости в размере 31 976 руб. 24 коп. внесены в ГКН 27.10.2015 г. в порядке информационного взаимодействия.
По состоянию на 26.04.2016 г. в ГКН содержались сведения о разрешенном использовании земельного участка - "Под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционов", кадастровая стоимость составила 31976 руб. 24 коп.
Таким образом, судом правильно установлено, что расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым N 38:36:000009:2574 (Приложение N1 к проекту договора аренды N 5393 от 12.08.2016) произведен на основании приложения N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп, Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21.07.2015 N 031-06-697/5 (далее - Порядок определения размера арендной платы), постановления Администрации города Иркутска от 11.12.2015 N 031-06-1174/5 "Об утверждении размера коэффициента (Ка) к базовой ставке арендной платы на 2016 год", с правомерным применением кадастровой стоимости земельного участка в размере 435 936 287 руб. 32 коп. /кв.м.
Спорный договор аренды земельного участка был заключен между сторонами 12.08.2016 г.
Пунктом 5 Порядка определения размера арендной платы предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда арендная плата подлежит перерасчету с 1 января - календарного года, в котором было подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В иных случаях сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда для целей определения арендной платы подлежат применению с момента их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, при заключении договора аренды земельного участка Администрация города Иркутска должна была руководствоваться той кадастровой стоимостью земельного участка, которая была установлена в отношении него на момент заключения договора аренды - то есть по состоянию на 12.08.2016 г.
В случае изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, согласно которым кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, при расчете арендной платы за земельный участок с измененным видом разрешенного использования применяется удельный показатель кадастровой стоимости из Приложения N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп.
Следовательно, применение при расчете арендной платы за земельный участок с кадастровым N 38:36:000009:2574 результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2012, указанных в Приложении N 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп, противоречит как Методическим указаниям, так и сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости.
Письмом от 28.09.2016 N 505-70-10506/16 Администрация г. Иркутска сообщила истцу о том, что по результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N517-пп, земельный участок с кадастровым N 38:36:000009:2574 отнесен к 17 виду разрешенного использования.
Пунктом 6 Порядка определения размера арендной платы, установлено, что если разрешенное использование земельного участка, указанное в кадастровом паспорте земельного участка, включает два и более вида разрешенного использования и невозможно провести разделение земельного участка на самостоятельные земельные участки, то расчет арендной платы производится по проценту к кадастровой стоимости того вида разрешенного использования земельного участка, для которого определена наибольшая кадастровая стоимость.
Вместе с тем, учитывая социальную направленность использования земельного участка - для организации парка развлечений с аттракционами и проведения культурно-массовых мероприятий, расчет арендной платы произведен ответчиком с применением положений, определенных пунктом 7 Порядка определения размера арендной платы, а именно: при использовании арендатором площади земельного участка (части площади земельного участка) по двум и более видам разрешенного использования, расчет арендной платы выполняется в соответствии с настоящим порядком пропорционально площади (части площади земельного участка), используемого для каждого из них.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что с учетом цели использования спорного земельного участка "под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционов", установленной пунктом 1.6. договора аренды N 5393 от 12.08.2016 г., указанный земельный участок правомерно отнесен в приложении N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп к 17 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" и кадастровая стоимость данного земельного участка применительно к соответствующим площадям земельного участка обоснованно применена с учетом указанного вида разрешенного использования.
Апеллянтом указывается на то, что фактически на указанном земельном участке установлено два вида разрешенного использования, относящихся к следующим видам:
- 14 вид разрешенного использования а именно: "Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами";
- 17 вид разрешенного использования, а именно: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Виды разрешенного использования установлены в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000009:2574 в соответствии с распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 13 марта 2013 года N 504-756/13 имеет вид разрешенного использования: "под административное здание, парк с площадками для отдыха и аттракционов". Указанный вид разрешенного использования соответствует 17 виду, установленному Постановлением N 517-пп.
Иного вида разрешенного использования на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000009:2574 в настоящее время не установлено.
Довод о том, что администрацией города Иркутска при расчете арендной платы на части указанного земельного участка применен коэффициент, который подлежит применению при 14 виде разрешенного использования, не свидетельствует о том, что на участке установлен какой-либо иной вид.
Так, коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за земельный участок, полностью соответствует виду разрешенного использования 17.
Как следует из материалов дела, действительно, на часть земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574 при расчете аренды применяются коэффициенты, не относящиеся к 17 виду разрешенного использования, а относящиеся к 5 и 7 видам, а именно: "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", так как на этой части участка расположены объекты торговли и административное здание.
В данном случае суд апелляционной инстанции полагает, что ответчик вправе поступить таким образом при применении исключительно коэффициента в формуле расчета арендной платы, однако сам расчет обязательно должен осуществляться на основании кадастровой стоимости конкретного вида разрешенного использования, в данном случае, 17,
В случае если в пределах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574 было бы установлено более одного вида разрешенного использования, администрация города Иркутска обязана бы была применять при расчете арендной платы те показатели, которые относятся к виду разрешенного использования, для которого указанное значение является наибольшим, что соответствует пунктам 2.3.7, 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222.
Кроме того, такая позиция ответчика соответствует Постановлению администрации города Иркутска от 21 июля 2015 года N 031 -06- 697/5 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска" (пункт 6), Приказу Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 год N 39 "06 утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (пункт 2.7.1).
Истец указывает на то, что часть земельного участка, переданного по договору аренды, занимает парк, из чего полагает, что применение расчетов должно было осуществляться при условии разных видов разрешенного использования.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что в рамках настоящего дела заявлялось требование о понуждении администрации города Иркутска к заключению договора аренды на весь земельный участок.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что при определении размера арендной платы по оспариваемому расчету ответчиком не нарушены принципы и правила её определения.
Расчет арендной платы за земельный участок выполнен исходя из утвержденных результатов определения кадастровой стоимости с учетом фактического использования указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерности определения арендной платы на основе кадастровой стоимости из приложения N 2 к Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", поскольку именно указанным приложением определена кадастровая стоимость применительно к разрешенным видам использования, тогда как исчисление арендой платы исходя из разрешенного вида использования соответствует указанному принципу экономической обоснованности, предписывающему учитывать вид разрешенного использования земельного участка.
Довод истца о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, мотивированный тем, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка произошло в момент действия обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Иркутской области от 26.04.2016 г. по делу N А19-3423/2016, судом обоснованно отклонен.
Определением от 24.04.2016 г. в рамках дела N А19-3423/2016 судом приняты обеспечительные меры в виде: запрета Администрации города Иркутска совершать действия, которые прекращают существование земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574, расположенного по адресу: г. Иркутск ул. Авиастроителей 47, площадью 84148 кв.4 м. в установленных границах, путем издания распорядительных актов, направленных на раздел земельного участка, на перераспределение участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574; запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, его структурным и подведомственным организациям вносить изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 38:36:000009:25/4, государственную регистрацию прав на образованные земельные участки из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574, площадью 84148 кв. м. и снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574.
Вместе с тем, в период действия обеспечительных мер Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574, пересчитанная в соответствии с видом разрешенного использования спорного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области" по внесению изменений кадастровой стоимости спорного земельного участка в период действия обеспечительных мер арбитражного суда, противоречили закону.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует о недействительности расчета арендной платы согласно приложению N 1 к договору аренды земельного участка N 5393 от 12.08.2016 г., поскольку арендная плата была определена сторонами на основании действовавших в период заключения договора нормативно-правовых актов муниципального образования.
Более того, на дату заключения спорного договора аренды обеспечительные меры, принятые определением от 24.04.2016 г., не действовали, поскольку определением от 20.07.2016 г. по делу N А19-3423/2016 принятые судом обеспечительные меры отменены.
Заявитель жалобы-третье лицо, указывая на неправомерность оспариваемого судебного акта, ссылается на то, что судом первой инстанции не учтены доводы о неправомерности действий регистрирующего органа, осуществившего изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000009:2574.
Вместе с тем, предметом спора по настоящему делу не является оспаривание законности действий регистрирующего органа. Истец не лишен права обратиться в установленные главой 24 АПК РФ сроки и порядке в суд с заявлением об оспаривании действий регистрирующего органа, которые могли привести к нарушению его прав.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения положений пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах".
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" при рассмотрении споров, возникающих из договоров, включая те, исполнение которых связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, судам следует принимать во внимание следующее.
В тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела. Так, в частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным, а также учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на соответствующем рынке, наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях и т.д.
Как следует из материалов дела, истец, получив проект договора аренды земельного участка, предоставил со своей стороны протокол разногласий, который был согласован арендодателем, после чего данный договор подписан арендатором, что свидетельствует о принятии последним всех условий, установленных данным договором, в том числе, и условия относительно порядка определения арендной платы и ее размера.
Договор аренды земельного участка, заключенный между администрацией города Иркутска и ООО "Капитал групп", принят сторонами на условиях с учетом разногласий, поступивших со стороны последнего. Таким образом, подписывая договор аренды и принимая его условия, ООО "Капитал Групп" не могло не знать и не предполагать о наличии определенных обязательств по арендной плате и установлению ее размера, такие условия были добровольно приняты со стороны истца.
Довод истца о том, что не подписание договора аренды в редакции арендодателя могло привести к расторжению концессионного соглашения от 14.04.2015 г. N 010-64-345/5, обоснованно отклонен судом как не подтвержденный документально; при этом пунктом 69 названного соглашения установлен закрытый перечень оснований для его расторжения, к числу которых не подписание проекта договора аренды не отнесено.
Судами двух инстанций не установлено обстоятельств, препятствовавших истцу передать разногласия относительно размера арендной платы, возникшие при заключении оспариваемого договора аренды, на рассмотрение суда в порядке статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае несогласия с кадастровой стоимостью спорного земельного участка, истец не лишен права обратиться с соответствующим заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2017 года по делу N А19-1670/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1670/2017
Истец: ООО "Капитал Групп"
Ответчик: Администрация города Иркутска
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6502/17
05.09.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3115/17
24.04.2017 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1670/17
15.03.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1670/17