Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2017 г. N Ф09-7916/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
05 сентября 2017 г. |
Дело N А76-10668/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономного муниципального учреждения муниципального образования "город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 июля 2017 года по делу N А76-10668/2017 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие представители:
автономного муниципального учреждения муниципального образования "город Снеженск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" - Шушаркин Г.В. (доверенность от 01.03.2017),
государственного учреждения - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 - Гуськова Е.Н. (доверенность от 31.12.2016 N 61).
Автономное муниципальное учреждение муниципального образования "город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - заявитель, АУ "МФЦ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ЧРО ФСС РФ, Фонд) о признании незаконными решений от 26.01.2017 N 3 осс(д), от 25.04.2017 N 66 (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области (далее - третье лицо)
Решением арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу от 04.07.2017 в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности АУ "МФЦ" ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции при принятии решения по настоящему делу не учел тот факт, что фондом при проведения проверки не установлено, в каком именно размере получаемая заявителем субсидия направляется на оплату труда работников АУ "МФЦ" и уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем, не учел положения ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а также пп. 1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения по настоящему делу не принято во внимание то обстоятельство, что фондом не установлена вина учреждения в совершении вмененного ему правонарушения.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, представив ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области; в данном ходатайстве также содержится указание на то, что третье лицо поддерживает правовую позицию Фонда.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая учреждению в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной ГУ - ЧРО ФСС РФ в лице филиала N 9 выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации АУ "МФЦ", фондом 15.12.2016 был составлен акт N 136 осс-д, а 26.01.2017 вынесено решение N 3осс(д) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Данным решением АУ "МФЦ" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафу за неполную уплату сумм страховых взносов в размере 125 423,03 руб. Также указанным решением страхователю доначилены страховые взносы в сумме 627 115,16 руб. и начислены пени, составившие 60 673,76 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужили выводы фонда об отсутствии у АУ "МФЦ" правовых оснований для применения пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с пп. "я2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, учитывая, что в целях определения возможности реализации указанной льготы доля доходов от оказания услуг по основному виду экономической деятельности исчислена с учетом средств целевого финансирования, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, основным видом экономической деятельности АУ "МФЦ" является управление эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2); учреждение применяет специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В силу условий пп. "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а именно, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является управление недвижимым имуществом.
Согласно части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
В силу условий п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются:
доходы;
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно ч. 2 ст. 346.14 НК РФ, выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в проверяемые периоды), налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении объекта налогообложения не учитываются:
1) доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса;
2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;
3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Фондом при проведении проверки установлено, что деятельность, осуществляемая АУ "МФЦ" в рамках выполняемого муниципального задания финансируется из местного бюджета субсидией.
Согласно пункту 2.2 устава учреждения основной целью деятельности АУ "МФЦ" является непосредственное предоставление, а также организация взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями для централизованного предоставления через автономное учреждение государственных и муниципальных услуг в соответствии с заданием учредителя.
Из содержания пункта 2.1.1 соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий от 29.12.2012 (с последующими изменениями) следует, что предметом данных соглашений является предоставление учредителем субсидий АУ "МФЦ" из местного бюджета на возмещение расходов на оказание услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам, связанных с выполнением установленного муниципального задания, в связи с чем, учредитель обязуется предоставлять АУ "МФЦ" субсидии:
а) на возмещение расходов на оказание услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам);
б) на возмещение расходов на содержание недвижимого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя);
в) на приобретение, настройку и ввод в эксплуатацию программно-аппаратного комплекса "Удостоверяющий центр "КриптоПро";
г) на приобретение, настройку и ввод в эксплуатацию программно-аппаратного комплекса "Система электронного документооборота";
д) на приобретение и установку антивирусного и общесистемного программного обеспечения;
е) на приобретение и установку ВЭБ-сервера администрации;
ж) на содержание и обслуживание помещений по адресу ул. Свердлова, д. 1, в которых расположены общественная приемная главы города Снежинска.
Фонд оплаты труда работников АУ "МФЦ", непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования (субсидии), как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий год.
Согласно пункту 4.3 Положения о порядке формирования и использования доходов от оказания платных услуг, иной приносящей доход деятельности (Приложение к приказу от 10.01.2012 N 1б) полученные средства от оказания платных услуг, иной приносящей доход деятельности распределяются учреждением в рамках утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности на основании настоящего Положения.
Учреждение должно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы бюджетными средствами в суммах, рассчитанных в Плане финансово-хозяйственной деятельности по определенному установленному тарифу. Указанные суммы должны исчисляться и направляться в АУ "МФЦ" бюджетным департаментом муниципального образования.
Таким образом, в случае применения страхователем льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с исполнением муниципальных заданий, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны.
По результатам анализа представленных документов за 2013, 2014, 2015 годы (расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за проверяемый период формы 4-ФСС; книги учета доходов и расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения; информационное письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области о переходе на упрощенную систему налогообложения; устав; муниципальное задание на оказание услуг; отчеты об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)); планы финансово-хозяйственной деятельности) фонд пришел к выводу о том, что льготный тариф применен страхователем к общему фонду оплаты труда, то есть как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемого из доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
В ходе проверки выявлены расхождения данных о полученном доходе от приносящей доход деятельности, отраженных страхователем в расчете по форме 4-ФСС, в книгах доходов и расходов и отчетах об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности.
Сумма доходов от деятельности, приносящей доход, согласно данным табл. 4.3 раздела 1 формы 4-ФСС указана страхователем в следующих размерах:
- в 2013 году в размере 6 443 097 руб. (из них сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ составляет 90 % об общей суммы дохода);
- в 2014 году в размере 7 182 716,52 руб. (из них сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ составляет 87 % об общей суммы дохода);
- в 2015 году в размере 7 645 125,01 руб. (из них сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ составляет 87 % об общей суммы дохода).
Согласно представленных книг учета доходов и расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, декларации по УСН, установлено:
1) в 2013 году страхователь получил доход в сумме 6 443 097 руб., в том числе:
- доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 5 830 300 руб.;
- предоставление посреднических услуг (ОКВЭД 70.3) - 231 854,84 руб.;
- доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 72.2) - 380 942 руб.;
2) в 2014 году страхователь получил доход в сумме 7 182 716,52 руб., в том числе:
- доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 6 224 795,91 руб.;
- предоставление посреднических услуг (ОКВЭД 70.3) - 520 579,15 руб.;
- доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 72.2) - 437 341,46 руб.;
3) в 2015 году страхователь получил доход в сумме 7 645 125,01 руб., в том числе:
- доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 6 665 697,12 руб.;
- предоставление посреднических услуг (ОКВЭД 70.3) - 546 391 руб.;
- доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 72.2) - 433 036,89 руб.
Страхователем в табл. 4.3 раздела 1 формы N 4-ФСС за 2013 - 2015 годы при заявлении права на льготу указаны только те показатели, которые учитывались при налогообложении доходов, полученных учреждением от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания.
Сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, согласно таблице "Сведения по доходам в соответствии с видами экономической деятельности", согласно отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, оборотно-сальдовых ведомостей за проверяемый период составила:
1) за 2013 год - 16 016 137 руб., из них:
- субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания - 9 573 040 руб.;
- приносящая доход деятельность - 6 443 097 руб. (в том числе доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 5 830 300 руб.;
- предоставление посреднических услуг (ОКВЭД 70.3) - 231 855 рублей;
- доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 72.2) - 380 942 руб.;
2) за 2014 год - 14 449 837 руб., из них:
- субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания - 7 267 157 руб.;
- приносящая доход деятельность - 7 182 680 руб. (в том числе доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 6 224 796 руб.;
- предоставление посреднических услуг (ОКВЭД 70.3) - 520 579 руб.;
- доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 72.2) - 437 305 руб.;
3) за 2015 год - 15 849 156 руб., из них:
- субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания 8 204 031 руб.;
- приносящая доход деятельность 7 645 125 руб. (в том числе доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 6 665 697 руб.;
- предоставление посреднических услуг (ОКВЭД 70.3) - 546 400 руб.;
- доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 72.2) - 433 028 руб.
Доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, составила всего:
- в 2013 году - 36 % (5 830 300 / 16 016 137 х 100 %);
- в 2014 году - 43 % (6 224 796 / 14 449 837 х 100 %);
- в 2015 году - 42 % (6 665 697 / 15 849 156 х 100 %).
В этой связи арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на то, что основной вид деятельности учреждения не отвечает условиям, предусмотренным пунктом 8 части 1 и части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку доход от управления недвижимым имуществом составляет: в 2013 году - 36 %; в 2014 году - 43 %; в 2015 году - 42 % от общих доходов учреждения.
Фондом на основании анализа сводов начислений и удержаний, карточки индивидуального учета начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 год, расчетных листков, установлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму 35 871,63 руб. за декабрь 2015 года, что квалифицировано, как нарушение ч. 1 ст. 7, ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Фондом при этом установлено, что страхователем в результате неверного определения предельной величины базы для начисления страховых взносов, неправильно заполнена гр. 6 стр. 3 табл. 3 формы 4-ФСС за 2015 год (сумма, превышающая предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленная в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в размере 35 871,63 рублей. Предельная величина базы для начисления страховых взносов по К.Н.А. страхователем применена в размере 624 000 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 N 1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 года", предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, предусмотренная ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ подлежит индексации с 1 января 2015 года в 1,073 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 670 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2015 года.
Страхователем в данном случае занижена база для начисления страховых взносов на сумму 35 871,63 рублей (659 871,63 - 624 000).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
По указанному эпизоду страхователю доначислены страховые взносы в размере 1040,28 руб.
Каких-либо доводов в отношении данного эпизода в апелляционной жалобе учреждения не приведено.
По результатам проверки ГУ - ЧРО ФСС РФ в лице филиала N 9, АК "МФЦ" правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 фондом 31.03.2017 был составлен акт N 845 оос, а 25.04.2017 вынесено решение N 66 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым АУ "МФЦ" привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафу за неполную уплату страховых взносов в размере 52 928,94 руб. Также указанным решением страхователю доначислены и предложены к уплате страховые взносы в сумме 254 644,70 руб. и начислены пени, составившие 13 154,57 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужили выводы фонда об отсутствии у АУ "МФЦ" правовых оснований для применения пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с пп. "я2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, учитывая, что в целях определения возможности реализации указанной льготы доля доходов от оказания услуг по основному виду экономической деятельности исчислена с учетом средств целевого финансирования, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Основным видом экономической деятельности, согласно представленному страхователем расчету формы 4-ФСС за 2016 год является "Управление недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 70.32).
Деятельность, осуществляемая АУ "МФЦ" в рамках выполняемого муниципального задания, финансируется из местного бюджета субсидией.
Согласно пункту 2.2 устава заявителя, основной целью деятельности АУ "МФЦ" является непосредственное предоставление, а также организация взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями для централизованного предоставления через Автономное учреждение государственных и муниципальных услуг в соответствии с заданием учредителя.
Пунктом 1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 18.01.2016 (с изменениями) предусмотрено, что учредителем предоставляется субсидия из местного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 18.01.2016, учредителем в 2016 году предоставляется субсидия:
а) на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в многофунциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в соответствии с распоряжением администрации Снежинского городского округа от 23.06.2011 N 207-р "Об утверждении перечня услуг, оказываемых через МАУ "МФЦ";
б) на предоставление консультационной и информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
в) на содержание (эксплуатацию) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности.
Фонд оплаты труда работников АУ "МФЦ", непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования (субсидии), как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий год.
Согласно пункту 4.3 Положения о порядке формирования и использования доходов от оказания платных услуг АУ "МФЦ" (приложение к приказу от 26.01.2017 N 60) полученные средства от оказания платных услуг распределяются учреждением в рамках утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности на основании настоящего Положения.
Учреждение должно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы бюджетными средствами в суммах, рассчитанных в Плане финансово-хозяйственной деятельности по определенному установленному тарифу. Указанные суммы должны исчисляться и направляться в АУ "МФЦ" бюджетным департаментом муниципального образования.
Таким образом, в случае применения страхователем льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с исполнением муниципальных заданий, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны, хотя согласно части 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ льготный размер страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования в 2016 году применяется для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 8 части 1 названной статьи, то есть рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Из представленных документов за 2016 год (расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за проверяемый период формы 4-ФСС; книги учета доходов и расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения; информационное письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области о переходе на упрощенную систему налогообложения; устав; муниципальное задание на оказание услуг; отчеты об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)); план финансово-хозяйственной деятельности), следует, что льготный тариф применен страхователем к общему фонду оплаты труда, то есть как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемого из доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Сумма доходов от деятельности, приносящей доход, согласно данным табл. 4.3 раздела 1 Формы 4-ФСС указана страхователем в 2016 году в размере 7 944 879,10 руб., из них сумма доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ составляет 6 653 739,60 руб., что составляет 83,75 % об общей суммы дохода.
На основании данных книг учета доходов и расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения установлено, что в 2016 году страхователь получил доход в сумме 7 944 879,10 руб., в том числе:
- доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 6 653 739,60 руб.;
- деятельность в области права (ОКВЭД 74.11) - 657 021,76 руб.;
- доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.3) - 187 233,31 руб.;
- обработка данных (ОКВЭД 72.30) - 446 884,43 руб.
Страхователем в табл. 4.3 раздела 1 формы 4-ФСС за 2016 год при заявлении права на льготу указаны только те показатели, которые учитывались при налогообложении доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг.
Сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, согласно отчетам об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности за проверяемый период составила за 2016 год 17 549 421,05 руб. из которых:
- субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания - 8 925 397,95 руб.;
- субсидии на иные цели - 679 144 руб.,
- приносящая доход деятельность - 7 944 879,10 руб. (в том числе доход от деятельности по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) - 6 653 739,60 руб.; деятельность в области права (ОКВЭД 74.11) - 657 021,76 руб.; доход от посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.3) - 187 233,31 руб.; обработка данных (ОКВЭД 72.30) - 446 884,43 руб.).
Доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ составила в 2016 году 37,91 % (6 653 739,60 / 17 549 421,05 х 100 %), что свидетельствует о том, что основной вид деятельности учреждения не отвечает условиям, предусмотренным пунктом 8 части 1 и части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации льготный тариф был применен учреждением к общему фонду оплаты труда, включая как фонд, образуемый из средств целевого бюджетного финансирования, так и фонд оплаты труда, финансируемый из доходов, полученных вне связи с выполнением государственного (муниципального) задания.
Таким образом, при применении учреждением льготного тарифа при исчислении страховых взносов, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, происходило необоснованное удержание учреждением бюджетного финансирования, выделенного в том числе на оплату страховых взносов.
Кроме того, в проверяемый период льготный тариф, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, применялся только при исчислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта. Действия учреждения по применению льготного тарифа при исчислении страховых взносов, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, являются неправомерными.
Подателем жалобы не учитывается, что возможность применения пониженного тарифа страховых взносов некоммерческими организациями появилась с 01.01.2012, а именно, с введением в действие Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ нормы пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, из состава которой однако исключены государственные и муниципальные учреждения.
Данное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.10.2014 N 2335-О, согласно которой нормативно-правовое регулирование в сфере освобождения от уплаты страховых взносов учитывает специфику муниципальных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с формируемым для них муниципальным заданием и, как правило, за счет финансового обеспечения выполнения этого задания в виде субсидий из соответствующего бюджета (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). В частности, указанный порядок финансирования деятельности муниципальных автономных учреждений предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников учреждения с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Что же касается иных доходов, получаемых автономным учреждением от осуществления им своей деятельности, то указанные доходы поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения уставных целей с учетом обязанности уплаты всех законно установленных налогов и сборов (статьи 7 - 9 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Указанная правовая позиция в равной степени относится и к муниципальным автономным учреждениям.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что фондом не установлена вина учреждения в неполной уплате страховых взносов, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие содержанию оспариваемых решений фонда.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции, не усматривается.
Излишне уплаченная автономному муниципальному учреждению муниципального образования "город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" по платежному поручению от 26.07.2017 N 525 государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату автономному муниципальному учреждению муниципального образования "город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 июля 2017 года по делу N А76-10668/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономного муниципального учреждения муниципального образования "город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" - без удовлетворения.
Возвратить автономному муниципальному учреждению муниципального образования "город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 26.07.2017 N 525 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10668/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2017 г. N Ф09-7916/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное учреждение Автономное муниципального образования "Город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"
Ответчик: ГУ Филиал N9 Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области