Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф04-5425/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
05 сентября 2017 г. |
Дело N А81-1032/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7458/2017) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2017 по делу N А81-1032/2017 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8904038130, ОГРН 1048900316948) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8904038010, ОГРН 1028900627524) об оспаривании решения от 29.11.2016 N 030S19160002205 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Учреждение) об оспаривании решения от 29.11.2016 N 030S19160002205 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2017 по делу N А81-1032/2017 заявленные Инспекцией требования удовлетворены, решение Пенсионного фонда от 29.11.2016 N 030S19160002205 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, принятое в отношении Инспекции признано недействительным, на Пенсионный фонд возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Инспекции.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Инспекция представила сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за июль 2016 года только 28.10.2016 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в отношении 133 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.10.2016, в связи с чем к Инспекции правомерно была применены финансовые санкции оспариваемым решением.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Пенсионного фонда, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Пенсионный фонд, Инспекция, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
28.10.2016 - с нарушением установленного законом срока (10.08.2016) заявителем представлены в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за июль 2016 года.
28.10.2016 должностным лицом Учреждения составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 030S18160002586.
29.11.2016 должностным лицом органа Пенсионного фонда вынесено решение N 030S19160002205, которым Инспекция привлечена к ответственности в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 66500 руб. (133 застрахованных лица * 500 руб.).
Не согласившись с принятым Пенсионный фондом решением, Инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
06.04.2017 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно оспариваемому решению Пенсионного фонда в качестве объективной стороны состава правонарушения Учреждению вменено непредставление в определенные Законом N 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, как следует из заявления Инспекции, приложенных к нему документов, заявитель 10.08.2016 представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года. Указанная отчетность была получена пенсионным фондом 10.08.2016. Указанные обстоятельства подтверждаются скриншотом реестра выгрузки отчетов СЭВ-М, скриншотом - технического канала связи "Контур-Экстерн", протоколом контроля отчетности от 11.08.2016, извещением о доставке от 10.08.2016, что не было опровергнуто Пенсионным фондом.
При этом, как усматривается из содержания представленных в Учреждение документов Инспекцией в указанной отчетности была допущена ошибка- вместо наименования отчетного периода "за июль", указано "за август".
Вместе с тем, что Пенсионный фонд считает, что 10.08.2016 заявителем представлена отчетность именно за август, а за июль 2016 года отчетность была представлена с нарушением срока - 28.10.2016, что не может быть признано судом апелляционной инстанции обоснованным.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией N 987н и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции N 987н в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, согласно пункту 34 Инструкции N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 Инструкции N 987н установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Таким образом для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
При этом статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Таким образом, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 32 Инструкции).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как было указано ранее, заявитель в установленный законом срок - 10.08.2016 представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года. Указанная отчетность была получена Пенсионным фондом 10.08.2016, что подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств и представленных сторонами: скриншотом реестра выгрузки отчетов СЭВ-М, скриншотом - технического канала связи "Контур-Экстерн", протоколом контроля отчетности от 11.08.2016 года, а также извещением о доставке от 10.08.2016 года.
Однако, в указанной отчетности была допущена ошибка - вместо наименования отчетного периода "за июль", указано "за август". Самостоятельно обнаружив указанную ошибку, Инспекция повторно направило в адрес заинтересованного лица соответствующую отчетность, в которой правильно был указан отчетный период "июль".
При этом доводы Учреждения о том, что 10.08.2016 заявителем была представлена отчетность за август 2016 года, а 28.10.2016 года - с нарушением срока представлена отчетность за июль 2016 года являются несостоятельными, поскольку 10.08.2016 не могла быть сформирована отчетность за август 2016 года, сроки представления которой 10.09.2016, то есть по истечении отчетного периода (август 2016 года), учитывая, что Учреждению доподлинно известно, что 10.08.2016 года - срок представления отчетности именно за июль 2016 года.
Несмотря на указанные выше обстоятельства, оспариваемым решением от 29.11.2016 заявитель неправомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 66500 руб.без учета того, что у страхователя имеется право на корректировку сведений в случае самостоятельного выявления ошибки на основании инструкции N 987н.
Наличие в отчёте ошибки в наименования отчетного периода, учитывая, что этот отчёт был сформирован и подан Инспекцией в отношении застрахованных лиц, по отношению к которым оно является страхователем, не свидетельствует о том, что требуемый отчёт был представлен несвоевременно.
Учитывая, что в рассматриваемом случае заявитель исправил допущенную ошибку, а также принимая во вниманию практику применения данных норм (Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805 по делу N А48-326/2014, Определение ВС РФ от 30.09.2014 г. N 310-КГ14-1896, Определение ВС РФ от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558) суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Учреждения правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьями 40, 42, 43 Закона N 212-ФЗ, пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, зарегистрированной Министерством юстиции от 16.02.2010 N 16440), пришел к правильному выводу о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные заявителем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством. При этом в действиях заявителя отсутствует событие нарушения, выразившегося в несвоевременном представлении отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные Инспекцией требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2017 по делу N А81-1032/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1032/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф04-5425/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа