Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2018 г. N Ф10-5631/17 настоящее постановление отменено
город Воронеж |
|
7 сентября 2017 г. |
Дело N А14-15980/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 сентября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
от ООО "РВК-Воронеж": Красноусова А.М., по доверенности от 26.12.2016;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области: Мещеряковой М.В., по доверенности от 19.01.2017;
от Общества с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения": Русляковой Н.А., по доверенности от 09.01.2017; Кашникова Е.С., по доверенности от 09.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2017 по делу N А14-15980/2016 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению ООО "РВК-Воронеж" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (ОГРН 1043600077762, ИНН 3664060362) о признании недействительной Программы контроля состава и свойств сточных вод ООО "ЛОС" на 2016-2022 гг., третье лицо Общество с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "РВК-Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительной Программы контроля состава и свойств сточных вод ООО "ЛОС" на 2016-2022 гг., согласованной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспприроднадзора) по Воронежской области 02.08.2016.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Общества с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения".
Решением суда от 07.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что точки отбора проб не являются канализационными колодцами. Они расположены на территории ООО "ЛОС". ООО "РВК-Воронеж" доступа к ним не имеет. Следовательно, управление должно было отказать в согласовании Программы. Ходатайство о проведении экспертизы было необоснованно отклонено.
В отзыве на жалобу ООО "Левобережные очистные сооружения" указывает, что указанные в программе точки отбора проб являются единственно возможными, поскольку иных не существует. Указанные точки отбора указывались в Программе более 50 лет, никто их не оспаривал и не подвергал сомнению объективность отобранных проб из данных мест.
Как видно из материалов дела, ООО "РВК-Воронеж", является гарантирующей организацией в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению сточных вод на территории городского округа г.Воронеж.
ООО "ЛОС" эксплуатирует очистные сооружения, являющиеся частью системы водоотведения в левобережной части городского округа город Воронеж.
ООО "ЛОС" и ООО "РВК-Воронеж" являются организациями ВКХ, оказывающими услугу водоотведения в левобережной части городского округа город Воронеж. ООО "РВК-Воронеж" в части транспортировки сточных вод, ООО "ЛОС" в части транспортировки и очистки сточных вод.
Между ООО "ЛОС" (эксплуатант) и ООО "РВК-Воронеж" (гарантирующая организация) заключен договор N 237/15 на очистку сточных вод от 16.06.2015.
Между ООО "ЛОС" и ООО "РВК-Воронеж" заключен с разногласиями договор на очистку сточных вод N 237/15 от 16.06.2015, согласно условий которого ООО "ЛОС" (ЭКСПЛУАТАНТ) осуществляет прием и очистку сточных вод (в том числе поверхностных сточных вод), принимаемых и транспортируемых ООО "РВК-Воронеж" (ГАРАНТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ) от его абонентов и от объектов ООО "РВК-Воронеж".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.12.2015 по делу N А14-11069/2015, оставленным без изменения судебными постановлениями апелляционной и кассационной инстанции, а также определением Верховного суда РФ от 29.12.2016, урегулированы разногласия сторон указанного договора.
Судом предписано принять пункт 2.3 в следующей редакции: ГАРАНТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ должна вносить ЭКСПЛУАТАНТУ плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (объектов централизованной системы водоотведения Эксплуатанта), в порядке, размере и сроки, которые определены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для абонента (Гарантирующая организация) и организации ВКХ (Эксплуатант)".
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области 02.08.2016 согласована Программа контроля и свойств сточных вод ООО "ЛОС" на 2016-2022 г.г.
Копия данной программы направлена в адрес ООО "РВК-Воронеж" письмом N 4084а/03/КИ от 04.08.2016.
В Программу в качестве абонента включено ООО "РВК-Воронеж".
Для осуществления планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении ООО "РВК-Воронеж" определены следующие места отбора проб:
Точка N 1: самотечная канализация по ул. Новосибирской. Колодец К-7 на территории ООО "ЛОС".
Точка N 2: напорные коллекторы ГКНС. Камера гашения I технологической линии ООО "ЛОС".
Точка N 3: напорные коллекторы КНС-51. Камера переключения напорных коллекторов на территории ООО "ЛОС".
Точка N 4: напорный коллектор ООО "УГМК Рудгормаш-Воронеж", камера гашения I технологической линии ООО "ЛОС".
Считая, что программа не соответствует постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" в части определения точек отбора проб и нарушает права заявителя в предпринимательской деятельности, ООО "РВК-Воронеж" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что указанные точки отбора проб сточных вод, поступающих от ООО "РВК-Воронеж" на очистные сооружения ООО "ЛОС", являются единственными возможными и законными местами отбора проб сточных вод ООО "РВК-Воронеж". Программа контроля и свойств сточных вод ООО "ЛОС" на 2016-2022 г.г., а также действия Управления Росприроднадзора по Воронежской области по ее согласованию соответствуют требованиям действующего законодательства РФ
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии со ст. 30 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусматривает право организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 85 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" предписано, что контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и должна включать в себя: а) перечень абонентов; б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных води основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод; в) указание мест отбора проб сточных вод (пункты 4-5 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525).
Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения (п.п. 23-24 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N525).
Из указанных правил следует, что для предотвращения негативного воздействие сбрасываемых сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (объекты централизованной системы водоотведения Эксплуатанта) и для определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ООО "ЛОС" обязано периодически осуществлять отбор проб сточных вод, поступающих на объекты централизованной системы водоотведения, эксплуатируемые ООО "ЛОС", от своих абонентов, в том числе от ООО "РВК-Воронеж".
ООО "РВК-Воронеж" является абонентом ООО "ЛОС", что установлено в рамках дела N А14-11069/2015.
В силу положений п. 20 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N525 содержание мест отбора проб сточных вод обязаны обеспечить абоненты организации водопроводно-канализационного хозяйства, в рассматриваемом случае ООО "РВК-Воронеж".
При невыполнении ООО "РВК-Воронеж" указанной обязанности отбор проб сточных вод должен осуществляться из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод ООО "РВК-Воронеж", ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента.
При рассмотрении дела в суде области с учетом анализа схемы водоотведения было установлено, что места отбора проб сточных вод "точка N 1: самотечная канализация по ул.Новосибирской. Колодец К-7 на территории ООО "ЛОС"", "точка N 2: напорные коллекторы ГКНС. Камера гашения I технологической линии ООО "ЛОС"", "точка N 3: напорные коллекторы КНС-51. Камера переключения напорных коллекторов на территории ООО "ЛОС"", "точка N 4: напорный коллектор ООО "УГМК Рудгормаш-Воронеж". Камера гашения I технологической линии ООО "ЛОС"", расположены на сетях ООО "ЛОС" в местах ближайших канализационным выпускам ООО "РВК-Воронеж" в сети ООО "ЛОС".
Иные контрольные канализационные колодцы между указанными точками отбора проб сточных вод и сетями ООО "РВК-Воронеж" отсутствуют.
При рассмотрении дела заявителем не было представлено доказательств, что существуют иные точки отбора проб сточных вод, которые бы полностью бы соответствовали предъявляемым к ним требованиям.
Следовательно, точки отбора проб сточных вод, поступающих от ООО "РВК-Воронеж" на очистные сооружения ООО "ЛОС", являются единственными возможными и законными местами отбора проб сточных вод ООО "РВК-Воронеж".
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Обязанность по определению контрольных точек абонент также не представил в момент, когда Управление согласовывало Программу контроля.
Данное обстоятельство подтверждается Управлением письмами ООО "РВК-Воронеж" N 9682/16 от 15.07.2016, N 10667/6 от 01.08.2016.
На основании вышеизложенного, Программа контроля и свойств сточных вод ООО "ЛОС" на 2016-2022 г.г., а также действия Управления Росприроднадзора по Воронежской области по ее согласованию соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, в том числе Правилам осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, Постановлению правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие сложившейся арбитражной практике. Кроме того, они фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции акте, были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области об отсутствия правовых оснований для признания незаконной Программы контроля состава и свойств сточных вод ООО "ЛОС" на 2016-2022 гг., и действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспприроднадзора) по Воронежской области по ее согласованию.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с заявлением в суд апелляционной инстанции, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная по платежному поручению N 2301 от 20.04.2017 госпошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2017 по делу N А14-15980/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15980/2016
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ВО
Третье лицо: ООО "ЛОС"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5631/17
12.11.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3417/17
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15980/16
22.01.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5631/17
07.09.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3417/17
07.04.2017 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15980/16