г. Пермь |
|
11 сентября 2017 г. |
Дело N А50-12276/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 5 - Сидорова Е.И., паспорт, доверенность от 04.09.2017 года; Гоголев С.Н., паспорт, приказ от 30.08.2016 года;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края (ОГРН 1065917020641, ИНН 5917594523) - Чеурина М.Э, удостоверение, доверенность от 30.12.2016 года;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2017 года
по делу N А50-12276/2017, принятое судьей Герасименко Т. С.,
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 5
(ОГРН 1025901893918, ИНН 5917103694)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края (ОГРН 1065917020641, ИНН 5917594523)
о признании частично недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.04.2017 N 203V12170000197,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 5 (далее - заявитель, Учреждение, МБОУ ВСОШ N 5) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.04.2017 N 203V12170000197, вынесенного Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края (далее - Управление Пенсионного фонда, Фонд).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда) от 14.04.2017 N 203V12170000197 в части доначисления взносов в сумме 320 193,01 руб., соответствующих сумм пени и штрафа по п. 1 ст. 47 Федерального закона N212-ФЗ. Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N5. Кроме того, с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N5 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Фонд настаивает на том, что у заявителя имеется обязанность по применению дополнительного тарифа страховых взносов, в том числе в отношении лиц, выработавших льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и получающих пенсию. По мнению фонда, суд пришел к неверному выводу о том, что у работников-пенсионеров не исчисляется льготный стаж. В соответствии с действующим законодательством для исчисления льготного стажа необходимо два условия: занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу.
Согласно действующему законодательству граждане, которые получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Министерства обороны РФ, МВД России, ФСБ России и некоторых других силовых ведомств, имеют право не только на военную пенсию, но и на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий для ее назначения (п. 6 ст. з Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ). Полагающуюся страховую пенсию по старости еще называют "вторая пенсия". Получение ее происходит по линии ПФР.
МБОУ ВСОШ N 5 представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управление Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка Общества, оформленная актом от 13.02.2017 N 203V10170000186.
В проверки Управлением выявлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявитель неправильно исчислил страховые взносы в виду неприменения дополнительного тарифа страховых взносов к базе для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 809 791,49 руб., поскольку необоснованно не применил дополнительный тариф в отношении выплат и вознаграждений в указанной сумме, начисленных в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в п.п. 17 ст. 27 Закона N173- ФЫЗ (с 01.01.2015 - п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона N400-ФЗ) и выработавших льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и получающих пенсию.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.04.2017 N 203V12170000197, которым плательщику страховых взносов, в том числе доначислены страховые взносы в сумме 320 193,01 руб., соответствующие суммы пени и штрафа по п. 1 ст. 47 Закона N212-ФЗ.
Не согласившись с решением Управления в вышеуказанной части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, исходил из того, что работники данного образовательного учреждения являются работниками учреждений, созданных для обеспечения деятельности уголовно - исправительной системы ФСИН России, следовательно, заявитель обязан применять дополнительный тариф страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений сотрудникам, непосредственно занятых на работах с осужденными.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 58.3 Закон N 212-ФЗ установлено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: в 2013 году 2,0 процента, в 2014 году 4,0 процента, в 2015 и последующие годы 6,0 процентов.
Материалами дел подтверждено и заявителем не опровергнуто, что в соответствии с п. 1 ч.1 Устава учреждения, МБОУ ВСОШ 5 является некоммерческой организацией и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 29.12.2012 N 271- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно - исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста РФ N61, Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 70 и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти.
В соответствии с п. 19 ч.2 Устава МБОУ ВСОШ N 5, предметом деятельности данной образовательной организации является обучение граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Согласно п.27 ч.3 Устава, МБОУ ВСОШ N 5 обеспечивает прием всех осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих начального, основного, среднего общего образования, по представлению администрации исправительных учреждений.
Следовательно, МБОУ ВСОШ N 5, является учреждением, которое специально создано для обеспечения деятельности уголовно - исполнительной системы и находится на территории исполнительной колонии.
Организация получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, регулируется договорами, заключенными с ФКУ "Исправительная колония N 18 ГУФСИН по Пермскому краю" и с ФКУ "Исправительная колония N 40 ГУФСИН по Пермскому краю". Иных услуг, МБОУ ВСОШ N 5 не оказывает.
Таким образом, работники данного образовательного учреждения являются работниками учреждений, созданных для обеспечения деятельности уголовно - исправительной системы ФСИН России, постоянно и непосредственно заняты на работах с осужденными.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 этого же закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (п. 1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 (далее - Постановление N 85). Постановлением Правительства РФ от 26.08.1996 N 999 этот список дополнен п. 4, в который включены работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в частности мастера производственного обучения и преподаватели.
Следовательно, заявитель обязан применять дополнительный тариф страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений сотрудникам, непосредственно занятых на работах с осужденными.
Заявитель применяет дополнительный тариф в отношении выплат соответствующим сотрудникам, в связи с чем, претензий у заинтересованного лица в ходе проверки относительно указанных сотрудников не возникло.
При этом, Учреждением не начислены страховые взносы по дополнительным тарифам исключительно на выплаты работающим пенсионерам, выработавших льготный стаж, получающих пенсию и продолжающих трудиться.
По мнению заинтересованного лица, несмотря на то, что льготный стаж для целей получения трудовой пенсии по старости данными работниками выработан и больше не исчисляется, выплаты в пользу указанных работников, все равно должны облагаться дополнительными взносами, в течение всего периода занятости по соответствующей должности.
Суд полагает, что позиция Управления по данному эпизоду основана на неверном применении норм материального права и противоречит действующему законодательству, по смыслу которого, персональным целевым назначением выполняемых работодателем в пользу работников выплат страховых взносов является обеспечение прав граждан на получение пенсий по обязательному пенсионному страхованию в размерах, эквивалентных суммам страховых взносов, учтенным на индивидуальных лицевых счетах работников.
Выплаты страховых взносов работодателем за своих работников носят персонифицированный характер и учитываются на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде РФ.
Действующим законодательством предусматривается необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией, которая достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии.
Предназначением страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии. Соответственно, страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу с сумм выплат, производимым только тем работникам, которые зарабатывают право на досрочное получение пенсии.
Работающим пенсионерам Учреждения уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости.
Повторного назначения трудовой пенсии по старости и соответственно, исчисление какого-либо стажа для ее назначения действующее законодательство не предусматривает.
В случае выполнения платежей страховых взносов по дополнительному тарифу за работающих пенсионеров после назначения им льготной по сроку пенсии, рассматриваемые платежи начинают носить индивидуально безвозмездный характер относительно лиц, в пользу которых они производятся, что не соответствует социально-правовой природе страховых взносов, раскрытой Конституционным Судом РФ в постановлениях от 10.07.2007 N 9-П, от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 22.03.2007 года N 4-П.
Таким образом, выплаты работникам пенсионерам, занятым на работах с осужденными, обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу не подлежат, в том числе и потому, что не исчисляется льготный стаж, занимая такое рабочее место, работник пенсионер исключает возникновение обязательств со стороны Пенсионного фонда по досрочному назначению пенсии.
Таким образом, решение заинтересованного лица в оспариваемой части подлежит признанию недействительным как несоответствующее законодательству о страховых взносах и нарушающее права и законные интересы заявителя. Требования заявителя подлежат удовлетворению, на Управление возлагается обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2017 года по делу N А50-12276/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12276/2017
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 5
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края