Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2017 г. N Ф07-14484/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А13-18770/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 сентября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от заявителя Кочетковой Т.Г. по доверенности от 05.02.2016 N дов/др-16-0000002,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домнаремонт" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2017 года по делу N А13-18770/2015 (судья Лудкова Н.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Домнаремонт" (ОГРН 1023501242390, ИНН 3528036321; место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, улица Комарова, дом 18; далее - общество, ОАО "Домнаремонт") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области (ОГРН 1023501245074, ИНН 3528076797; место нахождения: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Труда, дом 49; далее - управление, УПФ) о признании недействительным решения от 12.10.2015 N 04502715РВ0000487 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и предложения обществу уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 111 869 руб. 87 коп. (в том числе с превышения предельной базы для начисления страховых взносов - 10 727 руб. 02 коп.), 19 463 руб. 29 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии, 24 577 руб. 52 коп. - по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), 27 958 руб. 70 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пени и штрафы в соответствующих суммах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Осипова Юлия Леонидовна, Седельникова Татьяна Алексеевна, Федорова Антонина Алексеевна, Терехов Виктор Валентинович.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2017 года по делу N А13-18770/2015 признано не соответствующим требованиям Закона N 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017, и недействительным решение управления от 12.10.2015 N 04502715РВ0000487 в части доначисления обществу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 111 869 руб. 87 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 19 463 руб. 29 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 27 958 руб. 70 коп., страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 2064 руб. 23 коп., пеней и штрафов в соответствующих суммах. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ОАО "Домнаремонт" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности положений Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки деятельности общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 управлением составлен акт от 15.09.2015 N 04502715АВ0000487 (том 1, листы 135-144) и принято решение от 12.10.2015 N 04502715РВ0000487 (том 1, листы 31-49), которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафов в общей сумме 334 791 руб. 10 коп. Указанным решением заявителю доначислено и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 1 673 955 руб. 50 коп. и пени в общей сумме 301 387 руб. 01 коп.
Частично не согласившись с решением УПФ, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований общества в признании недействительным решения управления по эпизоду, изложенному в пункте 7, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В пункте 7 оспариваемого решения управлением сделан вывод о том, что обществом неправомерно не исчислены и не уплачены страховые взносы за работников, занятых во вредных условиях труда по профессии маляр 3 разряда, маляр 4 разряда строительно-монтажного участка.
В ходе проверке выявлено и в пункте 7 оспариваемого решения отражено, что обществом не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закон N 173-ФЗ, а именно работников, занятых во вредных условиях труда по профессии маляр 3 разряда и маляр 4 разряда строительно-монтажного участка.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ общество относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, которое обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Положениями части 1 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона).
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
В силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, условием исчисления работодателем дополнительных тарифов является занятость его работников на определенных видах работ.
Исчисление организацией страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат и вознаграждений в пользу работника, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьями 7, 8 и 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 указанного Закона не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 данного Закона.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Частью 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, на 2013 год дополнительный тариф страхового взноса установлен в размере 2%., за 2014 год - 4%.
Не оспаривая факт отнесения условий труда маляров - третьих лиц - к классу условий труда не ниже 3 класса опасности, общество последовательно отмечает, что выполнение указанными лицами работ с вредными веществами и средствами менее чем 80 процентов рабочего времени не влечет обязанность общества исчислять страховые взносы по дополнительному тарифу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Согласно Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях право на льготное пенсионное обеспечение имеют маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код 23200000-13450).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, работа по указанной специальности относится к дающим право на досрочное назначение пенсии по наименованию с учетом условий выполнения работы по указанной специальности (маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ, где предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2014), периоды работы, предусмотренные подпунктами 2 - 18 пункта 1 настоящей статьи, и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
До указанной даты пункт 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ был изложен в следующей редакции: "Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом".
В силу пункта 7 статьи 7 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, с 01.01.2014.
Между тем согласно пункту 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации и при этом для целей, определенных статьей 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.
В рассматриваемом случае согласно картам аттестации рабочего места по условиям труда N 1.6.17.12, N 1.6.10.6, N 1.6.10.4 класс условий труда маляров установлен - 3.4, в строке 040 "Гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда" указано в графе "Вид гарантий и компенсаций" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 - список N 2 (том 9, листы 62-70).
Маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, которым утвержден Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.
При этом следует отметить, что при рассмотрении вопроса о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу не может предрешаться вопрос о праве застрахованных лиц на назначение пенсии по льготным основаниям, при том, что застрахованные лица, ознакомленные с результатами оценки условий труда имеют право на обжалование данной оценки.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2017 года N 304-КГ16-20142 законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда.
В соответствии с трудовыми договорами от 01.04.2013 N 89, от 12.04.2013 N 137, от 26.06.2013 N 311, N 334 третьи лица - Федерова А.А., Терехов В.В., Седельникова Т.А. - приняты заявителем на работу на должность маляра 4 разряда на постоянной основе, Осипова Ю.Л. - на должность маляра 3 разряда на постоянной основе (том 9, л.д. 142-153).
Представленные ответчиком табели учета рабочего времени, расчетные листки с начислениями заработной платы и иных выплат за 2013-2014 годы подтверждают занятость указанных работников в качестве маляров в течение полных рабочих дней, то есть занятых на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (том 10, л.д. 22-140; том 11, л.д. 1-52).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в судебном заседании 20.10.2016 маляры Федорова А.А., Седельникова Т.А., Осипова Ю.Л., представитель Терехова В.В. указали на выполнение третьими лицами работ с вредными веществами в течение полных рабочих дней, включая подготовку поверхностей и кистей для работы, составление необходимых для выполнения трудовых функций смесей, содержащих вредные вещества.
При этом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств выполнения третьими лицами работ с вредными веществами менее 80 % в течение рабочего дня либо перевода названных работников в установленном порядке на осуществление работ по иной специальности.
Раздельный учет рабочего времени занятости на работах с вредными и допустимыми условиями труда и раздельный учет начислений заработной платы за работу в разных условиях труда заявителем не велся.
В связи с этим апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что управлением правомерно дополнительные страховые взносы в сумме 22 513 руб. 29 коп. начислены на выплаты и вознаграждения физических лиц, занятых в течение полного рабочего дня в соответствии с условиями трудовых договоров и табелей учета рабочего времени на видах работ, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ. Маляры, в отношении которых доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам, в спорный период являлись занятыми на работах, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, и в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ общество обязано начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в их пользу.
Ссылка заявителя на вступившее в законную силу решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.08.2016 по делу N 2-7349/2016 (том 11, листы 146-154), которым Терехову В.В. отказано в признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку суд общей юрисдикции исходил из отсутствия в рамках рассматриваемого дела доказательств полной занятости названного лица на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
На основании изложенного оснований для признания недействительным решения управления в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013-2014 годы в сумме 22 513 руб. 29 коп. у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Выводы суда, изложенные в решении от 05.06.2017, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Оснований для отмены решения суда в оспариваемой обществом части не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2017 года по делу N А13-18770/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домнаремонт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-18770/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2017 г. N Ф07-14484/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Домнаремонт"
Ответчик: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Череповце и Череповецком районе
Третье лицо: Осипова Юлия Леонидовна, Седельникова Татьяна Алексеевна, Терехов Виктор Валентинович, Федорова Антонина Алексеевна, ООО "Северсталь-Вторчермет", Отдел адресно-справочной работы УФМС по ВО