г.Самара |
|
13 сентября 2017 г. |
Дело N А55-31456/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от акционерного общества "Теплант" - представителя Зеленина И.В. (доверенность от 01.08.2017),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Нескоромновой О.Н. (доверенность от 30.12.2016),
от третьих лиц: ОАО "МРСК Волги" - представитель не явился, извещено,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 сентября 2017 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2017 года по делу N А55-31456/2016 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Теплант" (ОГРН 1026300898887, ИНН 6314004328), г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третьи лица: ОАО "МРСК Волги", г.Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным решения, выраженного в сообщении от 28.10.2016 N 63/001/820/2016-5038 об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Теплант" (далее - АО "Теплант", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) об отказе АО "Теплант" в государственной регистрации права собственности на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, район Куйбышевский, ул. Заводская, 5, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 28.10.2016 N исх. 63/001/820/2016-5038, а также обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Теплант" путем осуществления государственной регистрации права собственности АО "Теплант" на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N4, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, район Куйбышевский, ул.Заводская, 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "МРСК Волги", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены, решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе АО "Теплант" в государственной регистрации права собственности на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, район Куйбышевский, ул.Заводская, 5, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 28.10.2016 N исх. 63/001/820/2016-5038 признано незаконным. На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности АО "Теплант" на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N4, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, район Куйбышевский, ул.Заводская, 5.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение органа регистрации прав соответствовало требованиям действующего законодательства, доказательств обратного в ходе судебного разбирательства представлено не было.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц: ОАО "МРСК Волги", ТУ Росимущества в Самарской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель АО "Теплант" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Росреестра по Самарской области, АО "Теплант", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.06.2016 АО "Теплант" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, район Куйбышевский, ул.Заводская, 5, кадастровый номер 63:01:0420004:661 (далее - кабельная линия).
Управлением Росреестра по Самарской области 27.06.2016 было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на кабельную линию по причине того, что к заявлению о государственной регистрации прав не приложены документы, необходимые для её проведения. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 27.06.2016 N исх. 63/001/820/2016-5038 (далее - уведомление о приостановлении) регистрирующий орган указал, что к заявлению о государственной регистрации не приложены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4, на котором осуществлялось строительство, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах АО "Теплант" не период строительства на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4 не содержится; заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона от залогодателя АО "Теплант" либо от залогодержателя ПАО "Сбербанк России" на государственную регистрацию не представлено.
В целях устранения причин приостановления государственной регистрации права собственности на кабельную линию заявитель в установленный срок представил в Управление Росреестра по Самарской области дополнительные документы, указанные в описях документов, принятых МФЦ для оказания государственных услуг от 25.10.2016 N (N) 63/:001/324/2016-2156 (-2159), в том числе следующие документы: 1) сопроводительное письмо заявителя от 25.10.2016 исх. N 03-02/ИхП/1140 с приложением документов, уточняющих способ прокладки кабельной линии в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0420004:4 (технический паспорт от 30.09.2016 и технический план от 05.10.2016), а также согласие собственника данного земельного участка (ТУ Росимущества в Самарской области) на размещение кабельной линии на указанном земельном участке; 2) заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона.
После возобновления регистрационных действий Управление Росреестра по Самарской области сообщением об отказе в государственной регистрации от 28.10.2016 N исх. 63/001/820/2016-5038 (далее - сообщение об отказе) отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на кабельную линию по причине якобы непредставления заявителем документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. В сообщении об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган указал, что к заявлению о государственной регистрации не приложены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4, на котором осуществлялось строительство, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах АО "Теплант" не период строительства на земельный участок с кадастровым номером 63:01. 0420004:4 не содержится; согласно схеме расположения сооружения на земельном участке часть сооружения расположена также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Как указал регистрирующий орган, к заявлению о государственной регистрации не приложены правоустанавливающие документы на указанный земельный участок, на котором осуществлялось строительство, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах АО "Теплант" на период строительства на указанный земельный участок не содержится; заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона от залогодателя АО "Теплант" либо от залогодержателя ПАО "Сбербанк России" на государственную регистрацию не представлено.
В соответствии с п.2 ст.16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Исходя из ст.9, 13 Закона о регистрации, регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Правовая экспертиза регистрирующего органа сводится к проверке представленных на регистрацию документов на предмет их полноты и соответствия требований Закона о регистрации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации прав. В пункте 1 данной статьи указано такое основание отказа: если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом для государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы регистрирующим органом было установлено, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки на период осуществления реконструкции спорного сооружения.
Арбитражный суд первой инстанции не согласился с данным доводом регистрирующего органа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, в котором, в числе прочих, предусмотрено непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно ч.1 ст.25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 ст.51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.51 ГрК РФ).
Также в соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально направленного бурения" в целях формирования единой правоприменительной практики осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, а также устранения практики принятия решений об отказе в осуществлении такой регистрации по причине отсутствия прав на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части таких сооружений, разъяснено, что если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется. Установить указанные характеристики объекта недвижимости государственный регистратор может, в том числе на основании документов, представляемых для осуществления его государственного кадастрового учета, содержащих сведения о характеристиках такого сооружения, свидетельствующих о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков
В соответствии с п.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как следует из пунктов 5, 6 приказа Росрегистрации от 08.06.2007 N ИЗ "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества", целью представления предусмотренных статьей 25 Закона о государственной регистрации документов является подтверждение факта правомерности создания объекта и удостоверение того, что созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой.
Как следует из материалов дела, в 2012 году на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0420004:500, принадлежащем заявителю на праве собственности, заявитель своими силами и за свой счет на основании разрешения на строительство N RU 63301000-058 от 26.07.2010 в связи с открытием в городе Самаре нового производства минераловатного волокна построил несколько объектов капитального строительства, основным из которых является здание производственного назначения - производственный корпус МВП N 2 (копии свидетельств на землю и здание в приложениях N 15, N 16 к заявлению).
Одним из указанных объектов является кабельная линия, строительство которой велось в соответствии с проектной документацией N 18/08-9-ЭК от 2008 года, с соблюдением технических условий, выданных филиалом ОАО "МРСК Волги - "Самарские распределительные сети". Согласно проектной документации кабельной линии данный объект предназначен для электроснабжения производственного корпуса МВП N 2, строительство которого велось одновременно с кабельной линией и расположенного с ней на одном земельном участке.
По завершении строительства все указанные в разрешении на строительство объекты, в том числе и кабельная линия, были введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-035э от 07.09.2012.
С заявлением на государственную регистрацию права собственности на кабельную линию заявитель под расписку в получении документов представил, в том числе следующие документы: разрешение на строительство N RU 63301000-058 от 26.07.2010, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-035э от 07.09.2012, кадастровый паспорт сооружения N 63-00- 102/13-338839 от 16.07.2013.
Создание спорного объекта на основании необходимых разрешений в отсутствие нарушения градостроительных и строительных норм и правил подтверждается представленным в материалы дела разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, которое в силу статьи 55 ГрК РФ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Кроме того, частью 3 статьи 55 ГрК РФ также предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представление правоустанавливающего документа на земельный участок.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) кабельная линия электропередачи - это линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы, на кабельные конструкции.
В силу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из заключения кадастрового инженера, изложенного в техническом плане кабельной линии от 05.10.2016, выполненном ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", следует, что кабельная линия является сооружением электроэнергетики, имеет общую протяженность 740 м, состоит из двух участков: надземного (по эстакаде) - 404 м, подземного (на глубине 0,7 м, в железобетонном канале) - 336 м, расположена согласно схеме технического плана в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0420004:500, 63:01:0420004:4.
В ситуационном плане технического паспорта кабельной линии от 30.09.2016 также видны оба участка сооружения: весь надземный участок и часть подземного участка кабельной линии расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0420004:500 (далее - участок заявителя), оставшаяся часть подземного участка кабельной линии расположена под землей, государственная собственность на которую не разграничена, и под земельным участком с кадастровым номером 63:01:0420004:4.
Исходя приведенных технико-экономических характеристик, кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4 является подземно-надземным линейным сооружением.
Из сообщения об отказе следует, что причиной отказа в государственной регистрации, в том числе послужило отсутствие у заявителя прав на землю, государственная собственность на которую не разграничена, и на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4 в период строительства кабельной линии.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:01:0420004:4 от 09.04.2015 г. N 63-00-102/15-302371 данный участок расположен по адресу: Самарская область, г.Самара, район Куйбышевский, ул.Заводская, дом 3-А, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, имеет разрешенное использование "Подстанция "Кряжская" (копия кадастрового паспорта в приложении N 22 к заявлению).
Техническими условиями, выданными филиалом ОАО "МРСК Волги" - "Самарские распределительные сети" (балансодержателем подстанции "Кряжская"), было предусмотрено, что присоединение кабельной линии выполняется к подстанции "Кряжская", которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0420004:4. При этом прокладка кабельной линии со стороны земельного участка заявителя осуществляется в земле на глубине 0,7 м в железобетонном канале, исключая размещение каких-либо элементов кабельной линии на поверхности земель Российской Федерации. Других способов присоединения минуя земельный участок, на котором расположена подстанция "Кряжская" не существует.
ОАО "МРСК Волги", являясь фактическим владельцем земельного участка, который полностью занят подстанцией "Кряжская", согласовало проектную документацию кабельной линии, в том числе прокладку кабельной линии под земельным участком с кадастровым номером 63:01:0420004:4, до начала строительства кабельной линии.
Таким образом, вся разрешительная документация кабельной линии, являющейся линейным объектом, была согласована в установленном порядке, на плане-схеме прокладки кабельной линии видна трасса кабельной линии, а также границы земельных участков, в пределах которых она расположена, на схеме имеются штампы и подписи должностных лиц департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Самарского филиала ОАО "МРСК Волги" (копия плана-схемы рабочей документации в приложении N 17 к заявлению).
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
По общему правилу для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации необходимы: правоустанавливающий документ, подтверждающий, что в период строительства земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимого имущества, принадлежал или был предоставлен для указанных целей создавшему его лицу; разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.
Однако положения названной нормы закона о регистрации права собственности на вновь созданный объект на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из данного определения следует, что под земельным участком понимается часть поверхности земли, и, соответственно, прохождение сооружения под поверхностью земельного участка исключает реализацию владельцем сооружения приобретения права на данный участок в порядке статей 30, 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года.
Указанное обстоятельство, с учетом положений статьи 6 ЗК РФ, согласно которой земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, указывает на то, что представление правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части сооружения, при государственной регистрации прав на подземные объекты недвижимости не требуется.
Данная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения".
Такой подход может быть применен и при регистрации аналогичных линейных объектов, поскольку опирается на нормы действующего законодательства.
С учетом позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме N 6013-ПК/Д23и, в данном случае предоставление документов, подтверждающих предоставление заявителю на период строительства соседних земель, под которыми расположен подземный участок кабельной линии, законодательством не предусмотрено.
Из положений статей 51 и 55 ЗК РФ следует, что при выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом проводится проверка необходимых документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок.
Заявитель представил на государственную регистрацию права собственности на кабельную линию разрешение на строительство N RU 63301000-058 от 26.07.2010 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-0035э от 07.09.2012, выданные главой городского округа Самара, которые не оспорены и не признаны недействительными в судебном порядке. Согласно разрешению на строительство N RU 63301000-058 от 26.07.2010 разрешено строительство кабельной линии 6,0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4 - протяженность 740,0 м. Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-0035э от 07.09.2012 разрешен ввод данного объекта в эксплуатацию.
В связи с изложенным суд первой инстанции посчитал, что отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в связи с непредставлением заявителем правоустанавливающих документов на соседние земельные участки, под которыми расположена кабельная линия, не соответствуют закону. При этом суд принял во внимание, что из указанной нормы следует, что основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
По смыслу статьи 51 ЗК РФ, при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом градостроительного плана земельного участка не требуется.
Между тем в соответствии с положениями статей 23, 78, 89, 90 ЗК РФ нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. В данном случае собственник инженерных коммуникаций имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях установления сервитута на земельный участок в соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ, статьи 23 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах непредставление заявителем в регистрирующий орган иных правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположен подземный линейный объект, размещение и эксплуатация которого на земельном участке допускается путем установления сервитута, не могло послужить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на линейный объект. К аналогичному выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, изложенному в Определении от 11.11.2015 N 310-КГ15-14023 по делу N А54-6835/2013.
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на значительном количестве земельных участков (в том числе под их поверхностью), которые принадлежат различным лицам, относятся к различным категориям и имеют различные виды разрешенного использования.
Действовавшее на момент выдачи разрешения на строительство законодательство в полной мере не учитывало особенности линейных объектов. Указание всех земельных участков, через которые проходят линейные объекты, законом не требовалось.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания требовать от заявителя представления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходит кабельная линия, за исключением земельного участка, на котором располагается здание производственного назначения - производственный корпус МВП N 2, для электроснабжения которого предназначена кабельная линия. Согласно действующему земельному законодательству возможно использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", вступившему в силу с 01 марта 2015 года, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В связи с тем, что часть трассы кабельной линии проходит от земельного участка заявителя к подстанции "Кряжская" под землями, правообладателем которых является Российская Федерация, с учетом положений статьи 39.36 ЗК РФ, пользование вышеуказанными земельными участками в целях размещения кабельной линии с 01 марта 2015 года возможно без их предоставления и установления сервитутов.
Управление Росреестра по Самарской области в отзыве полагает, что в силу положений статьи 222 ГК РФ, статьи 25 Закона о регистрации для регистрации права собственности на кабельную линию необходимо наличие прав заявителя на земельные участки, в пределах которых расположена подземная часть спорного сооружения. При этом Управление Росреестра по Самарской области в отзыве утверждает, что право собственности заявителя на земельный участок, на котором расположена надземная часть кабельной линии, и разрешения на ввод в эксплуатацию, подтверждающего законность создания кабельной линии, не достаточно для государственной регистрации права собственности на данный объект.
Однако из буквального толкования вышеназванных норм следует, что данные положения законодательства предусматривают возведение, создание и регистрацию объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, и не учитывают специфику регистрации линейного сооружения, в том числе инженерной коммуникации, а также порядок предоставления земельного участка под строительство подземного линейного объекта.
Кроме того, согласно нормам действующего законодательства (пункты 1, 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300) подземная кабельная линия отнесена к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Данное постановление принято после окончания строительства кабельной линии, однако заявление на регистрацию подано в период, когда оно вступило в силу, следовательно, оно распространяется на отношения, возникающие при регистрации указанных в нем объектов. Несмотря на то, что кабельная линия была завершена строительством до принятия указанного постановления, на что указывает заинтересованное лицо в отзыве, данное постановление в совокупности с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 175-0, письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.016 N 6013-ПК/Д23, действующими нормами земельного и градостроительного законодательства устанавливает правила размещения сложных объектов недвижимости и использования земельных участков на которых они расположены.
Таким образом, строительство кабельной линии осуществлялось на законных основаниях, было согласовано с уполномоченными органами, а также с согласия правообладателей земельных участков, в пределах которых она расположена.
Также Управление Росреестра по Самарской области по вопросу об отсутствии в уведомлении о приостановлении указания на расположение сооружения на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, ссылается на техническую ошибку, допущенную при постановке сооружения на кадастровый учет, что явилось следствием недостоверности сведений Государственного кадастра недвижимости.
Данный довод заинтересованного лица суд не принял, поскольку сведения о том, что часть кабельной линии расположена под земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, согласно кадастровому паспорту сооружения N 63-00-102/13- 338839 от 16.07.2013 содержались в ГКН на момент подачи заявления на государственную регистрацию прав, и данный документ был представлен на регистрацию, что подтверждается соответствующей распиской.
Относительно решения об отказе в государственной регистрации ипотеки, выраженного в сообщении от 31.10.2016 N 63/001/324/2016-2159, о котором заявителю стало известно в судебном заседании по делу 09.03.2017, суд первой инстанции принял довод заявителя о том, что обществу данное сообщение регистрирующим органом не направлялось в установленном законом порядке и заявитель его не получал. Доказательств обратного суду не представлено.
Заявление о государственной регистрации ипотеки заявитель не отзывал и результаты его рассмотрения не были известны заявителю на момент подачи заявления в арбитражный суд. Соответственно, учитывая удовлетворение арбитражным судом заявленных требований по настоящему делу, отказ в регистрации ипотеки от 31.10.2016, который согласно отзыву на заявление был вынесен в связи с отказом в регистрации права собственности на сооружение, является также незаконным.
При этом Управление Росреестра по Самарской области в отзыве на заявление подтверждает факт подачи заявления на государственную регистрацию ипотеки, следовательно, причина, послужившая отказом в проведении государственной регистрации прав на кабельную линию, которая указана в сообщении об отказе, отсутствует.
Исходя из пункта 8 статьи 90 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оформления прав на вышеуказанные земельные участки не требовалось, поэтому требование о представлении документа, подтверждающего отвод земельного участка под строительство объекта, не основано на пункте 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации, с учетом положений пунктов 2.1 и 3 данной статьи, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов только лишь в случае, если в течение срока приостановления государственной регистрации не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав.
Однако, несмотря на устранение причин приостановления государственной регистрации путем представления заявителем дополнительных документов и недостающего заявления о регистрации ипотеки, Управление Росреестра по Самарской области, вопреки вышеназванным нормам Закона о регистрации, отказало в государственной регистрации права собственности на кабельную линию на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав в сообщении об отказе помимо прежних причин, указанных в уведомлении о приостановлении, новую причину - часть кабельной линии расположена также на неразграниченной земле.
В связи с этим решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности на кабельную линию на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, изложенное в сообщении об отказе, не соответствует требованиям статей 16, 17, 18, 19, 20 Закона о регистрации, в силу чего оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя.
Установив, что при обращении в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, АО "Теплант" представило все необходимые документы, суд первой инстанции посчитал, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации от 28.10.2016 N исх.63/001/820/2016-5038 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворив заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы о законности оспариваемого решения регистрирующего органа несостоятельны, не подтверждаются материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что в приведенной норме ЗК РФ формулировка "на земельном участке" предполагает, в том числе все, что находится в проекции границ земельного участка на определенной глубине, не принимается. Указанное обстоятельство (понятие земельного участка как трехмерного объекта) само по себе не свидетельствует о необходимости предоставления земельного участка для размещения подземной части линейных объектов, к числу которых относится и кабельная линия, с учетом его специфических черт, в том числе залегания на глубине, отсутствия необходимости использования поверхности земельного участка.
Ссылка Управления Росреестра по Самарской области на то, что на момент получения заявителем разрешения на строительство сооружения постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 не было принято, несостоятельна. учитывая, что заявителем заявление на регистрацию было подано уже после вступления указанного постановления Правительства РФ в действие, его нормы были правомерно применены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 08 июня 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением Росреестра по Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2017 года по делу N А55-31456/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31456/2016
Истец: АО "ТЕПЛАНТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: ОАО "МРСК Волги", Территориальное управление Росимущества в Самарской области