г. Красноярск |
|
14 сентября 2017 г. |
Дело N А33-26192/2014к59 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Белан Н.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Поповой Е.С.,
в судебном заседании после отложения участвуют: от уполномоченного органа: Витер И.В., представителя по доверенности от 11.08.217 N 139;
от государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Крафт Н.А., представителя по доверенности от 22.12.2016 N 147; Четверикова П.А., представителя по доверенности от 01.01.2017 N 64, служебное удостоверение от 23.01.2014 N 1215;
от конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Сибирская губерния" Степанова Бориса Валентиновича: Пасынковой О.В., представителя по доверенности от 07.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Сибирская губерния" Степанова Бориса Валентиновича
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 мая 2017 года по делу N А33-26192/2014к59,
принятое судьёй Григорьевой Ю.В.,
установил:
30.01.2017 в Арбитражный суд Красноярского края нарочным поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника - открытого акционерного общества "Сибирская губерния" задолженности по капитализированным платежам в размере 18 115 820 рублей 41 копейка - основной долг.
Определением от 06.02.2017 требование Федеральной налоговой службы принято к производству арбитражного суда, установлен срок для предъявления возражений относительно заявленного требования. Определением от 06.03.2017 определена дата судебного заседания по рассмотрению требования кредитора на 29.03.2017. Протокольным определением от 29.03.2017, от 03.05.2017 судебное разбирательство по делу отложено на 03.05.2017, на 15.05.2017 соответственно.
Определением Арбитражного суда от 19.05.2017 требование удовлетворено частично. Включено требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника - открытого акционерного общества "Сибирская губерния" в размере 14 401 410 рублей 17 копеек - основной долг.
В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2017, конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Сибирская губерния" Степанов Борис Валентинович обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что обжалуемым определением капитализированные платежи в сумме 12 406 899 рублей 37 копеек повторно включены в реестр требований кредиторов должника, так как первоначально были включены определением суда от 04.07.2016 по делу N А33-26192/2014. Заявитель просит судебный акт отменить в части включения в реестр кредиторов должника требования Федеральной налоговой службы в части основного долга в сумме 12 406 899 рублей 37 копеек.
Управление ФНС по Красноярскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования ( далее- фонд) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству.
Протокольными определениями от 10.07.2017, 20.07.2017, 30.08.2017 судебное заседание откладывалось, из Арбитражного суда Красноярского края запрошено дело А33-18269/09к213.
В судебном заседании от 10.07.2017 представитель конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Сибирская губерния" Степанова Бориса Валентиновича поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласен с определением суда первой инстанции. Дал пояснения на вопросы суда, в зале судебного заседания представил суду определение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-18269/2009к213.
Представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании от 20.07.2017 председательствующим объявлено, что из Арбитражного суда Красноярского края по запросу суда апелляционной инстанции поступило обособленное дело N А33- 18269-213/2009, а также 18.07.2017 от государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации поступила сравнительная таблица размера капитализируемых платежей и личные дела лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и получивших профессиональное заболевание в период работы в ОАО "Сибирская губерния" - всего на 105 л.
Представитель конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Сибирская губерния" Степанова Бориса Валентиновича дала дополнительные пояснения, сославшись на определение Арбитражного суда Красноярского края от 04.07.2016 по делу N А33-26192/2014 о введении наблюдения, просит производство по делу прекратить. В материалы дела представлен расчет суммы капитализированных платежей, предъявленных в настоящем деле и ранее включенных в реестр требований кредиторов определением Арбитражного суда Красноярского края от 04.07.2016 по делу NА33-26192/2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении жалобы в силу следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ в редакции от 27.07.2010 N 219-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Сообщение исполняющего обязанности конкурсного управляющего об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "КоммерсантЪ" N 225 от 03.12.2016. Требование кредитора предъявлено в суд 30.01.2017, о чем свидетельствует соответствующая отметка "получено нарочным", то есть в пределах двухмесячного срока и, соответственно, до закрытия реестра. Таким образом, суд приходит к выводу, что требование заявлено в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
При этом в силу пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом. Согласно пункту 2 статьи 28 Закона о банкротстве Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет".
Во исполнение статьи 28 Закона о банкротстве принят Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" (далее - Приказ N 178).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.3 Приказа N 178 сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются в сети "Интернет" по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Сообщение об обращении кредитора с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 15.02.2017 (уведомление N 1608949).
Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
Согласно пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
На основании статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Уполномоченный орган основывает свои требования на следующих обстоятельствах.
ГУ Красноярское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ для включения в реестр требований кредиторов ОАО "Сибирская губерния" представило уведомление о наличии у должника задолженности по капитализируемым платежам для обеспечения выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицам, имеющим право на их получение в размере 18 115 820 рублей 41 копейки.
Основанием возникновения указанной задолженности является расчет размера капитализируемых платежей и личные дела пострадавших лиц, получивших травму в период работы в ОАО "Сибирская губерния":
1. Иванов В.Н. (получил травму 25.09.1986, подтверждается решением суда от 08.10.2009 N 2-188/09);
2. Лесникова Т.Л. (профзаболевание установлено 29.03.2007, подтверждается актом о случае профессионального заболевания 02.04.2007);
3. Мирошкин Н.А. (получил травму 25.03.2005, подтверждается актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 07.04.2015 N 1);
4. Ремкус Т.И. (профзаболевание установлено 29.03.2007, подтверждается актом о случае профессионального заболевания 30.03.2007);
5. Сидорова С.Н. (профзаболевание установлено 27.03.2007, подтверждается актом о случае профессионального заболевания 29.03.2007);
6. Сорокин Е.А. (получил травму 03.10.2004, подтверждается актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 15.10.2004 N 1);
7. Шаповалов М.С. (получил травму 06.02.2007, подтверждается актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 19.02.2007 N 1).
Расчет размера капитализируемых платежей производится на дату открытия конкурсного производства в отношении должника в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72 (далее также Методика).
Сумма капитализируемых платежей ОАО "Сибирская губерния" состоит из двух частей:
1) суммы обеспечения ежемесячными страховыми выплатами;
2) суммы оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавшего, на его медицинскую и социальную реабилитацию (в т.ч. санаторно-курортное лечение, проезд к месту санаторно-курортного лечения, приобретение лекарств).
Согласно расчету фонда сумма капитализируемых платежей для обеспечения пострадавших, а также лиц имеющих право на получение страховых выплат ежемесячными страховыми выплатами составляет 12 463 293 рубля 01 копейку. Исчисляется путем умножения размера ежемесячных страховых выплат, назначенных и выплачиваемых Фондом социального страхования РФ пострадавшим лицам, а также лицам, имеющим право на получение страховых выплат, на коэффициент капитализации, указанный в таблице N 1.1 и N 1.21 Методики с учетом полных лет лиц, получающих обеспечение на дату введения конкурсного производства.
Сумма капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию в размере 5 662 527 рублей 40 копеек исчисляется путем умножения сумм нормативов по дополнительным расходам, утвержденных приказом ГУ - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 20.02.2016 N 163, на коэффициент капитализации таблиц по соответствующему виду обеспечения (N 1.4, N 1.9 и N 1.11 Методики) с учетом полных лет пострадавшего лица на дату введения конкурсного производства.
Таким образом, сумма задолженности капитализируемых платежей ОАО "Сибирская губерния" перед Фондом социального страхования Российской Федерации по расчету уполномоченного органа составляет 18 115 820 рублей 41 копейка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения уполномоченного органа в суд с требованием о включении суммы капитализируемых платежей в реестр требований кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Согласно пункту 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Закона об обязательном страховании возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), осуществляется Фондом в порядке, установленном данным Законом, путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В силу требований подпункта 10 пункта 2 статьи 18 Закона об обязательном страховании страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее также Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализированных платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.
В разделе 1 Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72 (далее также Методика) указано, что она базируется на применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - это специфические для страховщика показатели, которые применяются для расчета стоимости средств в стоимостном выражении. Они разрабатываются страховщиком самостоятельно. Согласно разделу 2 Методики, капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57), ФСС, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника- страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Соответствующее требование ФСС, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования не требуется.
В соответствии с разделом вторым Методики расчет размера капитализированных платежей определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и открытии конкурсного производства на каждого получателя путем умножения коэффициента капитализации на соответствующие социальную норму или экономический норматив формирования средств на обеспечение по страхованию.
Капитализированные платежи, поступившие в случае ликвидации страхователей, являются лишь одним из источников формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 20 Закона об обязательном страховании).
При этом капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным застрахованным лицом.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Кроме того, в момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных в пункте 2 статьи 23 Закона о социальном страховании обязательных капитализированных платежей. Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит.
Расчет Фонда социального страхования произведен на основании Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также Методики, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2011 N 72 во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Должник заявил возражения, указав, что при банкротстве должника капитализации подлежат только повременные платежи в виде ежемесячных страховых выплат, дополнительные расходы на медицинскую и социальную реабилитацию не подлежат включению в реестр.
Суд отклонил указанные доводы, указав, что денежные средства в сумме 5 652 527 рублей 40 копеек являются дополнительными расходами, подлежащими возмещению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьей 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция также изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2016 N 307-ЭС16-9486, от 17.10.2016 N 306-ЭС16-13004 по делу N А12-34248/2014.
С учетом изложенного, суд первой инстанции отклонил возражения должника о необоснованном требовании уполномоченного органа в части задолженности в сумме 5 652 527 рублей 40 копеек по капитализированным платежам по дополнительным расходам на медицинскую и социальную реабилитацию.
Конкурсный управляющий также заявил возражения относительно заявленного требования, указав, что уполномоченный орган не представил доказательства в отношении Иванова В.Н., подтверждающие переход к должнику в порядке правопреемства прав и обязанностей Енисейской Птицефабрики, которая указана в качестве работодателя Иванова В.Н. в акте о несчастном случае на производстве от 26.09.1986.
Соответственно, Федеральная налоговая служба не подтвердила наличие правовых оснований для включения в реестр требований кредиторов капитализированных платежей в сумме 3 714 410 рублей 21 копейка. Уполномоченный орган не представил доказательства, подтверждающие переход к должнику в порядке правопреемства прав и обязанностей ООО "Камарчагский завод комбикормов", который указан в качестве работодателя в акте о несчастном случае на производстве N 1 от 26.03.2005.
В своих возражениях уполномоченный орган указал, что факт трудовых отношений между Ивановым В.Н. и Енисейской птицефабрикой подтверждается следующими документами:
- актом о несчастном случае на производстве от 25.09.1986;
- справкой от 10.08.1987, выданной КГУП "Птицефабрика "Енисейская" о том, что Иванов В.Н. работал в качестве рабочего стройцеха;
- решением Советского районного суда от 08.10.2009.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие переход к должнику в порядке правопреемства прав и обязанностей Енисейской птицефабрики, которая указана в качестве работодателя Иванова В.Н. в акте о несчастном случае на производстве от 26.09.1986.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Федеральная налоговая служба не подтвердила наличие правовых оснований для включения в реестр требований кредиторов капитализированных платежей в сумме 3 714 410 рублей 21 копейка, их них 202 814 рублей 24 копейки - обеспечение ежемесячными платежами, 76 882 рубля 90 копеек - приобретение лекарств, 639 822 рубля 10 копеек - протезирование, 645 034 рубля 50 копеек - санаторно-курортное лечение, 149 856 рублей 50 копеек - проезд к месту лечения.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования уполномоченного органа в сумме 14 401 410 рублей 17 копеек = (18 115 820 рублей 41 копейка - 3 714 410 рублей 24 копейки) являются обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что определением от 12.01.2012 по делу N А33-18269/2009-к213 в реестр требований кредиторов включена задолженность по капитализированным платежам в размере 15 015 653 рубля 46 копеек. Из представленного расчета усматривается, что в составе данной задолженности по делу N А33-18269/2009-к213 в реестр требований кредиторов включены капитализированные платежи, исчисленные в отношении Лесниковой Т.Л., Мирошкина Н.А., Ремкус Т.И., Сидоровой С.Н., Сорокина Е.А.,Шаповалова М.С. в общей сумме 11 249 678 рублей 68 копеек (том 1, л.д.83 дела N А33-18269/2009-к213).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 22.07.2014 по делу N А33- 18269/2009 утверждено мировое соглашение между ОАО "Сибирская Губерния" и конкурсными кредиторами, прекращено производство по делу о банкротстве должника.
Согласно пункту 2 статьи 167 Закона о банкротстве в случае возбуждения производства по новому делу о банкротстве должника объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением.
Определением от 04.07.2016 (резолютивная часть от 27.06.2016) по делу N А33-26192/2014 в отношении ОАО "Сибирская губерния" введена процедура наблюдения по заявлению уполномоченного органа, в реестр требований кредиторов включена сумма по обязательным платежам в сумме 145 619 209 рублей 70 копеек - основной долг по мировому соглашению, которое было утверждено определением от 22.07.2014 по делу N А33- 18269/2009.
Таким образом, в объеме требований уполномоченного органа, в отношении которых заключено мировое соглашение в размере 217889324,70 руб., в том числе:
145 619 209 рублей 70 копеек - основной долг, 72 270 115 рублей - штрафные санкции, требования уполномоченного органа, установленные ранее в деле N А33-18269/2009-к213 (в том числе по капитализированным платежам в отношении Лесниковой Т.Л., Мирошкина Н.А., Ремкус Т.И., Сидоровой С.Н., Сорокина Е.А.,Шаповалова М.С. в общей сумме 11 249 678 рублей 68 копеек ) и не оплаченные должником, признаны судом 27.06.2016 обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Сибирская Губерния".
С учетом изложенного, на дату введения конкурсного производства указанные платежи были включены в реестр требований кредиторов повторно, т.е. необоснованно.
Доводы фонда и уполномоченного органа о праве требования включения в реестр требований кредиторов суммы капитализируемых платежей на дату введения конкурсного производства -28.11.2016, отклоняются, поскольку расчет произведен с учетом изменения применяемых коэффициентов капитализации, изменения размера выплат, подлежащих индексации, изменения сумм нормативов и периода начисления, но с включением в расчет уже ранее исчисленных спорных сумм, т.е. с задвоением, что следует из представленных расчетов и уточненных требований фонда (т.2, л.д.11-13, 2-5).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу, основаны на неверном толковании норм права, отклоняются. При исчислении размера требования на дату введения конкурсного производства следует исключить ранее включенную сумму 11 249 678 рублей 68 копеек.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что требования уполномоченного органа в сумме 3 151 731 рубль 50 копеек = (18 115 820 рублей 41 копейка - 3 714 410 рублей 24 копейки - 11 249 678 рублей 68 копеек) являются обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов. В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
На основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 19 мая 2017 года по делу N А33-26192/2014к59 изменить. Изложить резолютивную часть определения в следующей редакции: "Включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника - открытого акционерного общества "Сибирская губерния" (ОГРН 1082404001130, ИНН 2404011989, Красноярский край, Березовский район, Бархатовский сельсовет) частично в размере 3151731 рубль 50 копеек - основной долг. В остальной части заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26192/2014
Должник: ОАО "Сибирская губерния", ОАО Сибирская губерния
Кредитор: ООО "АГРАВИС"
Третье лицо: - МИФНС N 26 по КК, - НП Дальневосточная МСОАУ, Мишин А. М. (представитель участника должника), Мишин А. М. представитель ОАО "Сибирская губерния", НП Сибирская МСОАУ, ООО Лагуна Голд
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2729/2023
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-392/2023
20.03.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-104/2023
15.12.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5630/2022
16.11.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5631/2022
02.09.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1804/2022
02.09.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1803/2022
28.07.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3259/2022
06.05.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7076/2021
13.07.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3283/2021
04.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6485/20
30.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4193/20
08.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
08.07.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3760/19
04.06.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1676/19
21.05.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
21.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6219/18
08.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6185/18
21.01.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4142/15
21.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6070/18
27.12.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5951/18
06.11.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5294/18
23.10.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3230/18
23.10.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3233/18
18.07.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
07.06.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
05.06.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
29.05.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1692/18
21.03.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-233/18
20.02.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7256/17
15.02.2018 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7257/17
09.01.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7763/17
20.12.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6770/17
23.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4776/17
10.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4798/17
05.10.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5069/17
14.09.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3416/17
15.08.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
07.08.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
26.07.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4241/17
26.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2875/17
26.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2876/17
14.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3119/17
03.05.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
20.04.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1177/17
30.01.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7929/16
20.01.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6501/16
02.12.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
25.11.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6737/16
11.11.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6318/16
11.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5398/16
11.10.2016 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4142/15
27.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
20.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
14.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
08.09.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
18.08.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4231/16
04.07.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14
01.07.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3068/16
03.02.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-171/16
21.09.2015 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4847/15
03.09.2015 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4142/15
21.05.2015 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26192/14