Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2018 г. N Ф09-8111/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
15 сентября 2017 г. |
Дело N А07-16546/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Уютный дом" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2016 по делу N А07-16546/2016 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Никоноров В.Я. (доверенность от 31.12.2016 N 119/1-72),
Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - Вахитов А.Р. (доверенность от 19.06.2017), Шарафутдинов Н.Ф. (доверенность от 19.07.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", истец) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Уютный дом" (далее - ООО УК "Уютный дом", ответчик) о взыскании 2 089 115,59 руб. - долга по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС за февраль, март 2016 года, 38 671,41 руб. - неустойки, предусмотренной п.6.4 ст.13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", начисленной за период с 17.03.2016 по 14.06.2016 (с учетом уточнения исковых требований).
Определениями арбитражного суда первой инстанции от 20.09.2016, 02.11.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - МУП "Уфаводоканал", ГКТ РБ, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2016 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений к ней) ответчик с судебным решением в части взыскания долга в размере, превышающем 1 605 705,92 руб., не согласился, ссылаясь на то, что расчет количества тепловой энергии, необходимой для подогрева потребленного в спорный период ресурса, необоснованно произведен истцом, исходя из количества теплоты, необходимого для приготовления 1 куб.м горячей воды, превышающего величину 0,0568 Гкал/куб.м, примененную ГКТ РБ при установлении тарифов на горячую воду для населения за указанный период. Апеллянт полагает, что поскольку объем обязательств управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией не может быть больше объема обязательств конечных потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений) перед управляющей организацией, следовательно, истец при расчете количества отпущенной тепловой энергии не вправе был применять величину, превышающую 0,0568 Гкал/куб.м. Применение истцом рассчитанной самостоятельно величины в размере 0,0677 Гкал/куб.м, ответчик находит неправомерным, поскольку полномочия на установление норматива расхода тепловой энергии в данном случае принадлежат ГКТ РБ.
Ответчиком в жалобе произведен самостоятельный расчет стоимости 1 куб.м горячей воды как суммы стоимости 1 куб.м холодной воды (по установленному для истца тарифу в размере 21,16 руб./куб.м) и стоимости тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м холодной воды, определенной, в свою очередь, как произведение установленного истцу тарифа (1 774,31 руб./Гкал) на количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м холодной воды (0,0568 Гкал/куб.м). Полученная величина составила 121,94 руб./куб.м (21,16 руб./куб.м + 1 774,31 руб./Гкал * 0,0568 Гкал/куб.м = 121,94 руб./куб.м). Рассчитав аналогичным образом стоимость 1 куб.м горячей воды, исходя из количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м холодной воды, равного 0,0677 Гкал/куб.м, и получив результат в сумме 141,28 руб./куб.м (21,16 руб./куб.м + 1 774,31 руб./Гкал * 0,0677 Гкал/куб.м = 141,28 руб./куб.м), ответчик пришел к выводу о завышении истцом стоимости 1 куб.м горячей воды на 19,34 руб. и, как следствие - о завышении стоимости отпущенного в спорный период ресурса.
Кроме того, ООО УК "Уютный дом" считает принятое судом решение противоречащим сложившейся судебной практике.
С учетом данных доводов ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании 1 605 705,92 руб. основного долга, в части неустойки решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель истца с доводами апеллянта не согласился, полагая решение суда законным и обоснованным.
Из представленного отзыва на апелляционную жалобу, письменных и устных объяснений истца следует, что, по мнению ООО "БашРТС", ответчик неправомерно исчисляет стоимость поставленного в спорный период ресурса с применением величины 121,94 руб. за 1 куб.м горячей воды, поскольку в данный период действовал установленный истцу двухкомпонентный тариф, включающий отдельные составляющие на холодную воду (21,16 руб. за 1 куб.м холодной воды) и тепловую энергию (1 774,31 руб. за 1 Гкал), не предусматривающий возможность его перевода в одноставочный (121,94 руб. за 1 куб.м горячей воды).
Кроме того, истец находит необоснованным и не подтвержденным доказательствами утверждение ответчика об исчислении стоимости коммунального ресурса (горячей воды) для населения по тарифу 121,94 руб./куб.м, то есть с применением величины тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м холодной воды в размере 0,0568 Гкал. Напротив, согласно произведенным истцом расчетам (л.д.113 т.2), ответчик выставляет населению платежи за горячую воду с применением иной величины - 0,0796 Гкал/куб.м.
Более того, ресурсоснабжающая организация полагает, что указанная ответчиком величина (0,0568 Гкал/куб.м) была учтена ГКТ РБ при установлении тарифа на 2013 год, тогда как в спорный период уже действовал другой тариф. Также истец обращает внимание суда на то, что норматив тепловой энергии на подогрев 1 куб.м холодной воды в спорном периоде ГКТ РБ установлен не был, однако был определен им впоследствии в размере, фактически соответствующем рассчитанным истцом самостоятельно для спорного периода величинам, составляющим 0,0627 Гкал/куб.м для домов, не оборудованных полотенцесушителями, и 0,0677 Гкал/куб.м для домов, оборудованных полотенцесушителями.
Представители третьего лица ГКТ РБ против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, в своих устных и письменных объяснениях сослались на то, что тепловая энергия, идущая на подогрев воды в целях обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения, является ресурсом, вырабатываемым ресурсоснабжающей организацией ООО "БашРТС", и подлежит оплате ответчиком за счет денежных средств конечных потребителей (населения и иных потребителей).
По сведениям ГКТ РБ в спорный период действовал двухкомпонентный тариф, установленный им для ООО "БашРТС" постановлением от 18.12.2015 N 875, включающий компонент на холодную воду (21,16 руб./куб.м) и компонент на тепловую энергию (1 774,31 руб./Гкал), что, по мнению третьего лица, соответствует требованиям ч.9 ст.32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406. При этом ГКТ РБ дополнительно отмечено, что с января 2014 года тарифы на горячую воду для ООО "БашРТС" устанавливались только в виде двухкомпонентных тарифов, установление "результирующей" величины компонентов которых, действующим законодательством предусмотрено не было.
Третье лицо также указало на то, что норматив расхода тепла на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению был установлен лишь с 01.07.2017 (постановление ГКТ РБ от 29.09.2016 N 121), в спорный период такого норматива не существовало. Применяемая ответчиком величина в размере 0,0568 Гкал/куб.м является не нормативной, а расчетной величиной, исчисленной ГКТ РБ применительно к периоду 2013 года по формуле, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, который в спорный период не подлежал применению в связи с внесением в феврале 2015 года изменений в "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно расчету, представленному ГКТ РБ по запросу суда 22.08.2017, расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды в целях предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определенный для спорного периода расчетным путем в соответствии с формулой 23.1 приложения N 1 к Правилам N 306 и на основании данных о продолжительности отопительного сезона 2015-2016 гг., полученных от Администрации городского округа город Уфа, составляет для домов с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками 0,0671 Гкал/куб.м (при наличии полотенцесушителей) и 0,0622 Гкал/куб.м (при отсутствии полотенцесушителей).
Представители ответчика и третьего лица МУП "Уфаводоканал" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
С учетом мнения явившихся в судебное заседание представителей и в соответствии со ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В отсутствие возражений сторон и в соответствии с ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части, то есть в части взыскания 483 409,67 руб. основного долга (2 089 115,59 руб. - 1 605 705,92 руб. = 483 409,67 руб.).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и было правильно установлено арбитражным судом первой инстанции, ООО "БашРТС" (ресурсоснабжающей организацией) и ООО УК "Уютный дом" (исполнителем коммунальных услуг) был заключен договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС (л.д.6-18 т.1), по условиям которого истец обязался поставлять на объекты, находящиеся в управлении ответчика, горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а ответчик - оплачивать принятую горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Срок действия договора установлен с 01.10.2013 (п.6 договора).
Постановлением ГКТ РБ от 18.12.2015 N 875 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям Республики Башкортостан с использованием закрытой системы горячего водоснабжения" установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду: для населения 21,16 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 774,31 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны с учетом НДС), для иных потребителей 17,93 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 503,65 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны без учета НДС).
Для оплаты ресурса, поставленного по договору в феврале и марте 2016 года, истец выставил ответчику счета-фактуры от 29.02.2016 N 1_00000867 (с учетом корректировочных счетов-фактур от 23.05.2016 N 1_00002814, от 12.07.2016 N 1_00004221) и от 31.03.2016 N 1_00001541 (с учетом корректировочного счета-фактуры от 12.07.2016 N 1_00004223), сформированные с применением установленного двухкомпонентного тарифа, на общую сумму 2 089 115,59 руб.: за февраль 2016 года на сумму 1 079 535,32 руб., в том числе 163 969,85 руб. - за холодную воду, 915 565,47 руб. - за тепловую энергию; за март 2016 года на сумму 1 009 580,27 руб., в том числе 153 539,25 руб. - за холодную воду, 856 041,02 руб. - за тепловую энергию (л.д.29, 32, 114-116 т.1).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате поставленного в спорный период ресурса, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя в полном объеме исковое требование о взыскании основного долга, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами обязательственных отношений, обусловленных заключенным договором горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС, установленного факта поставки истцом горячей воды, а также отсутствия доказательств оплаты поставленного ресурса.
Данные выводы суда являются правильными.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Уютный дом" является управляющей организацией (исполнителем коммунальных услуг) и договор горячего водоснабжения с ООО "БашРТС" (ресурсоснабжающей организацией) заключен в целях оказания коммунальных услуг населению.
Деятельность по оказанию коммунальных услуг населению, а также в сфере водоснабжения относится к регулируемым видам деятельности в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Тариф на горячую воду при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится к тарифам, подлежащим государственному регулированию (п.4, 5 ст.31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и утвержденными им Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.9 ст.32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей в спорный период), тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В спорный период действовали двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, установленные постановлением ГКТ РБ от 18.12.2015 N 875: для населения 21,16 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 774,31 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны с учетом НДС), для иных потребителей 17,93 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 503,65 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны без учета НДС).
Ответчик, не оспаривая самого факта поставки истцом в спорный период ресурса "горячая вода" в многоквартирные жилые дома, находящиеся у него в управлении, а также данных о количестве поставленной воды (в куб.м) и примененных истцом тарифов, установленных указанным выше постановлением ГКТ РБ, вместе с тем не согласился с предъявленным к оплате количеством тепловой энергии, определенным истцом расчетным методом с применением величины на подогрев 1 куб.м воды в размере, превышающем 0,0568 Гкал/куб.м.
Данные возражения ответчика судом обоснованно отклонены в силу следующего.
Как уже говорилось ранее, деятельность теплоснабжающей организации по оказанию услуг горячего водоснабжения является регулируемой. Определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), в том числе и отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по определенным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования.
Согласно п.1 Основ ценообразования этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.88, 89, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб.м холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб.м холодной воды и платы за 1 куб.м холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Таким образом, действующим в спорный период законодательством было предусмотрено установление только двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящего из компонента на холодную воду (руб./куб.м) и компонента на тепловую энергию (руб./Гкал), без установления какой-либо результирующей величины стоимости горячей воды, измеряемой в руб./куб.м.
Именно таким образом и были установлены ГКТ РБ тарифы в постановлении от 18.12.2015 N 875: для населения 21,16 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 774,31 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны с учетом НДС), для иных потребителей 17,93 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 503,65 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны без учета НДС).
Действительно, ранее при рассмотрении аналогичных споров за ноябрь-декабрь 2013 года (дела N А07-7072/2015, N А07-6992/2015) ГКТ РБ представляло расчет, позволяющий установить некую "результирующую" величину двухкомпонентного тарифа в размере 74,08 руб. за 1 куб.м горячей воды, фактически соответствующую применению действовавшего на тот период двухкомпонентного тарифа, если количество потребленной тепловой энергии определяется с применением величины 0,0568 Гкал/куб.м. Однако, существование указанного расчета было обусловлено тем, что изначально постановлением ГКТ РБ от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 были установлены одноставочные тарифы, определяющие цену 1 куб.м горячей воды: для населения - 63,43 руб./куб.м (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб./куб.м (без учета НДС).
В дальнейшем постановлением ГКТ РБ от 01.07.2013 N 156 в постановление от 27.11.2012 N 590 были внесены изменения, а именно тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены в виде двухкомпонентных тарифов, но с применением "результирующей" величины: для населения - 74,08 руб./куб.м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб./куб.м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
Далее, постановлением ГКТ РБ от 27.09.2013 N 195 в постановление от 27.11.2012 N 590 вновь были внесены изменения, на период с момента вступления данного постановления в силу и по 31.12.2013 оставлен только двухкомпонентный тариф без указания "результирующей" величины.
Таким образом, определение ГКТ РБ расчетным путем "результирующей" составляющей двухкомпонентного тарифа, действовавшего в ноябре-декабре 2013 года, было обусловлено изначальным включением указанной величины в тариф при его установлении.
Суд также обращает внимание на то, что величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб.м была определена тарифным органом не в качестве норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, устанавливаемого на 3 года, а лишь как расчетная величина применительно к определенному периоду времени, в который действовали тарифы, установленные постановлением от 27.11.2012 N 590, которые, в свою очередь, были трансформированы из одноставочных в двухкомпонентные.
Данный расчет был произведен ГКТ РБ в соответствии с действовавшим в тот период законодательством: постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". Так, в соответствии с п.58 упомянутых Методических указаний, одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб.м в закрытых системах теплоснабжения рассчитывались по формуле с применением показателя - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды согласно утвержденной формуле: Qт/э = с?р?(tгвс-tхвс)(1+Kn), где с - 0,000001 Гкал/кг?1оС, р - 983,24 кг/куб.м (плотность воды при температуре, равной tгвс и среднему по году давлению воды в трубопроводе), tгвс - 60оС (средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения), tхвс - 9,8оС (средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения). В соответствии с приведенной формулой (0,000001?983,24?(60-9,8)(1+0,15)=0,05676) данный показатель составил 0,05676 Гкал/куб.м (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001), именно эта величина и была применена при расчетах тарифов: 12,98 руб./куб.м (компонент на холодную воду) + 1 075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию) ? 0,0568 Гкал/куб.м = 74,08 руб./куб.м (одноставочный тариф).
Таким образом, применение величины 0,0568 Гкал/куб.м к иному периоду, в частности к спорному по настоящему делу периоду февраль-март 2016 года, в котором действовали другие тарифы, установленные постановлением ГКТ РБ от 18.12.2015 N 875, по мнению суда апелляционной инстанции, не является правильным.
Судом обозревались материалы тарифного дела, представленные ГКТ РБ во исполнение определений от 05.07.2017, 25.07.2017, из которых следует, что при установлении тарифов на спорный период февраль-март 2016 года постановлением от 18.12.2015 N 875 не применялась расчетная величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды, которая использовалась при установлении тарифов постановлением от 27.11.2012 N 590, действовавших в ноябре-декабре 2013 года. Этот же вывод следует и из устных и письменных объяснений представителей ГКТ РБ, данных в ходе рассмотрения настоящего дела.
Более того, законодательство, регулировавшее спорные правоотношения в ноябре-декабре 2013 года, в дальнейшем существенно изменилось. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 были внесены изменения в Правила N 306, в частности п.24 дополнен абзацем вторым, согласно которому при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду предусмотрено установление норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (далее - норматив потребления горячей воды), определяемого исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Соответственно, в приложение N 1 к Правилам N 306 введен п.24(1), которым для определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб.м), установлена формула 23.1: Nтэгвс = с ? р ? (tгв - tхв) ?(1+Kn), в которой c - удельная теплоемкость воды (1?10-6 Гкал/(кг ?°C), p - плотность воды при температуре, равной tгв, и среднем за год давлении воды в трубопроводе, определяемая в соответствии с таблицей 5.1, tгв - температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.2496-09), tхв - температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа, Кn - коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемый на основании таблицы 5.2. В этом же пункте приложения приведены упомянутые таблица 5.1 "Определение плотности воды в диапазоне температур от 5 °C до 75 °C" и таблица 5.2 "Коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения".
Указанные изменения действующего законодательства исключают возможность определения в спорном периоде февраль-март 2016 года количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды по формуле, содержащейся в п.58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, по которой была определена величина 0,0568 Гкал/куб.м для ноябрь-декабрь 2013 года (переходного периода с одноставочных на двухкомпонентные тарифы).
Кроме того, внося изменения в п.24 Правил N 306 и приложения N 1 к этим правилам, законодатель предусмотрел не только формулу расчета, но и особый порядок установления норматива. Так, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Исполняя возложенную на него обязанность, ГКТ РБ постановлением от 29.09.2016 N 121 утвердил нормативы расхода тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые подлежат применению с 01.07.2017.
Таким образом, в спорный период февраль-март 2016 года еще не существовало установленного в определенном законом порядке норматива расхода тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанное обстоятельство в совокупности с отсутствием измерительных приборов, позволяющих зафиксировать количество тепловой энергии, затраченной на приготовление коммунального ресурса "горячая вода", привело к тому, что истец, являющийся ресурсоснабжающей организацией и обеспечивающий непрерывный процесс поставки указанного ресурса в жилые дома, вынужден был самостоятельно расчетным путем определять искомую величину.
Как следует из объяснений истца, количество тепловой энергии, затраченной для приготовления коммунального ресурса "горячая вода", поставленного в спорный период в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, было определено им из расчета количества тепловой энергии, необходимой на подогрев 1 куб.м воды, равного 0,0677 Гкал/куб.м (для жилых домов с полотенцесушителями) и 0,0627 Гкал/куб.м (для жилых домов без полотенцесушителей). Данный факт ответчиком не оспаривался.
Третьим лицом ГКТ РБ суду также представлен расчет количества тепловой энергии, необходимой на подогрев 1 куб.м воды, равного 0,0671 Гкал/куб.м (для жилых домов с полотенцесушителями) и 0,0622 Гкал/куб.м (для жилых домов без полотенцесушителей).
Анализ представленных расчетов свидетельствует о том, что названные величины удельного количества тепловой энергии были исчислены истцом и третьим лицом по приведенной выше формуле 23.1 из п.24(1) приложения N 1 к Правилам N 306, при этом результаты вычислений совпадают с точностью до 0,001. Разница в десятитысячных долях обусловлена отличиями, допущенными при определении средней температуры холодной воды в сети водопровода в отопительный период 2015-2016 гг.: по данным истца - 9°C, по данным тарифного органа - 9,41°C. Данная величина также является расчетной и определяется по формуле 24, содержащейся в п.25 приложения N 1 к Правилам N 306: tx = ( ? nот + ? (n - nот))/n, где - температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5°C, - температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15 °C, n - количество суток в году (365 или 366), nот - продолжительность отопительного периода (суток). При этом ООО "БашРТС", осуществляя начисления за февраль и март 2016 года, принимало в расчетах продолжительность отопительного периода равную 221 суткам, то есть по данным предыдущего отопительного периода 2014-2015 гг., так как точная продолжительность отопительного периода 2015-2016 гг. еще не была известна. В расчете же ГКТ РБ, произведенном в рамках настоящего судебного спора, учтена уже фактическая продолжительность отопительного периода 2015-2016 гг., который был завершен 20.04.2016, по данным, полученным от Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - 204 суток.
Поскольку расчеты истца и третьего лица выполнены в соответствии с Правилами N 306, привели к практически одинаковым результатам (с точностью до 0,001), а незначительные расхождения вызваны объективными причинами (невозможностью на момент формирования счетов-фактур за февраль и март 2016 года точно определить продолжительность еще не завершенного отопительного периода 2015-2016 гг.), суд соглашается с правильностью осуществленного истцом расчета. Кроме того, у истца имеется возможность корректировок начислений по результатам уже прошедшего отопительного периода 2015-2016 гг. в следующем периоде.
При этом суд отмечает, что описанные выше действия как истца, так и третьего лица по определению величины тепловой энергии, необходимой на подогрев 1 куб.м воды, не являются действиями по установлению норматива, а сводятся лишь к расчетному определению искомой величины для спорного периода, для которого отсутствовал норматив, установленный в определенном законодательством порядке.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о необходимости определения количества тепловой энергии, затраченной в спорный период на приготовление коммунального ресурса "горячая вода", исходя из величины количества тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды в размере 0,0568 Гкал/куб.м, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Ссылки ответчика на то, что объем его обязательств перед ресурсоснабжающей организацией не может быть больше объема обязательств конечных потребителей, суд во внимание не принимает, так как из представленных в дело доказательств не следует, что начисления собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах ответчик производит с применением величины 0,0568 Гкал/куб.м.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены (изменения) судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в данном случае относятся на ответчика.
Оснований для наложения судебного штрафа на ГКТ РБ суд не усматривает с учетом предоставления истребованных документов в судебное заседание 29.08.2017.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2016 по делу N А07-16546/2016 в части взыскания 483 409,67 руб. основного долга оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Уютный дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16546/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2018 г. N Ф09-8111/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО УК "Уютный дом", ООО управляющая компания "Уютный дом"
Третье лицо: Государственный комитет РБ по Тарифам, МУП "Уфаводоканал"
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8111/17
15.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4018/17
22.03.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3193/17
03.03.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1337/17
22.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-16546/16