г. Москва |
|
18 сентября 2017 г. |
Дело N А40-254988/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, И.Б. Цымбаренко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Жубоевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ликвидатора ООО "Стратегия" Сабировой Г.К.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-254988/16, принятое судьей В.Д. Поздняковым (93-2266),
по заявлению АО "Славянка"
к 1) Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве, 2) ликвидатору ООО "Стратегия" Сабировой Г.К.
о признании незаконными решения и действий,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчиков: 1) не явился, извещен; 2) Березин М.И. по дов. от 28.03.2017;
УСТАНОВИЛ:
АО "Славянка" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (заинтересованное лицо, налоговый орган) и ликвидатору ООО "Стратегия" Сабировой Г.К. о признании незаконными решений и действий ликвидатора ООО "Стратегия" Сабировой Г.К. и решений и действий Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве по внесению записи в ЕГРЮЛ от 28.10.2016 за ГРН 9167749042661 о прекращении деятельности ООО "Стратегия" в связи с ликвидацией.
Решением от 28.04.2017 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ликвидатор ООО "Стратегия" Сабирова Г.К. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель соответчика (ликвидатора ООО "Стратегия" Сабировой Г.К.) доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и соответчика (Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве) в судебное заседание не явились. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя соответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2016 по делу N А40-209505/14-178-231 "Б" АО "Славянка" признано несостоятельным банкротом, в отношении общества открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2016 конкурсным управляющим заявителя утвержден Прилепин Николай Егорович.
В период процедуры наблюдения временным управляющим должника выявлены ряд сделок, попадающих в категорию подозрительных, что нашло свое отражение в отчете временного управляющего должника по строкам 136 - 137.
Конкурсный управляющий АО "Славянка" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями от 13.07.2016 и от 21.09.2016 о признании сделок (списаний) между АО "Славянка" и ООО "Стратегия" недействительными и применении последствий недействительности.
Конкурсным управляющим АО "Славянка" установлено, что 25.05.2016 единственным участником ООО "Стратегия" принято решение N 5 о ликвидации указанного общества. Сообщение о ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 13.07.2016 N 27(590).
Ликвидатором общества назначена Сабирова Гульжауар Кужиновна, о чем 08.06.2016 внесена запись ГРН в ЕГРЮЛ N 7167747842442.
Согласно сообщению о ликвидации, опубликованному в журнале "Вестник государственной регистрации от 13.07.2016 N 27(590) требования кредиторов могли быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
АО "Славянка" письмом от 01.08.2016 N 2813 (Т 1, л.д. 116) уведомило Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве об имеющемся требовании АО "Славянка" к ООО "Стратегия" и ходатайствовало о приостановлении регистрационных действий по ликвидации ООО "Стратегия".
21.09.2016 ООО "Стратегия" в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией по форме Р16001, а также ликвидационный баланс.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов, регистрирующий орган внес в единый государственный реестр юридических лиц запись с государственным регистрационным номером 9167749042661 о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Стратегия", в связи с его ликвидацией.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Славянка" в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд обоснованно посчитал соблюденным.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно нормам п. 1, 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пп. а) п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу п. 4.2 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 4.4 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции основывался на следующем.
При ликвидации ООО "Стратегия" ликвидатор общества не принял во внимание требования АО "Славянка", указанные конкурсным управляющим в заявлениях об оспаривании сделок, направленных ликвидатору в период ликвидации путем подачи в Арбитражный суд города Москвы заявления об оспаривании сделки.
Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества.
Согласно норме п. 4 ст. 62 ГК РФ, если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Ликвидатор ООО "Стратегия" обязан был прекратить процесс ликвидации организации при получении требования от кредитора, а также определения Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2016 по делу N А40-209505/14-178-231 "Б" о принятии заявлений конкурсного управляющего АО "Славянка" к ООО "Стратегия" об оспаривании сделок должника в процедуре банкротства.
Ликвидация ООО "Стратегия" осуществлена после обращения АО "Славянка" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности сделки, т.е. ликвидированное юридическое лицо не могло не знать о наличии имущественных претензий заявителя.
Кроме того, факт обращения АО "Славянка" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании сделки в деле N А40-209505/14-178-231 "Б" свидетельствует о том, что заявитель принимал меры для защиты своих прав и законных интересов.
Согласно статье 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Учитывая установленный судом факт представления ООО "Стратегия" в регистрирующий орган документов содержащих недостоверную информацию, нарушения ООО "Стратегия" установленного законом порядка ликвидации юридического лица, наличия неразрешенного судебного спора с кредитором, у Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве отсутствовали основания считать ликвидацию завершенной и принимать решение о прекращении деятельности юридического лица ООО "Стратегия" в связи с его ликвидацией.
Суд первой инстанции правомерно заключил, что независимо от наличия судебных актов по оспариваемым сделкам, Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве была не вправе вносить запись о ликвидации ООО "Стратегия".
Вопреки доводам апелляционной жалобы подтвержденный документально факт направления в адрес ликвидируемого общества (Т 1, л.д. 66-68) заявления о признании сделки недействительной подтверждает осведомленность ликвидатора о наличии требований кредитора, которые вопреки требованию п. 2 ст. 63 ГК РФ не были включены в промежуточный ликвидационный баланс, а АО "Славянка" воспользовалось предоставленным правом на предъявление требований в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на толковании правовых норм и оценке фактических обстоятельств отличных от суда первой инстанции, не опровергают правильные выводы арбитражного суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-254988/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254988/2016
Истец: АО "Славянка", АО "Славянка"
Ответчик: ИФНС N46 по Москве, мифнс 46 по москве, ООО Ликвидатор "Стратегия" Сабирова Г. К., Сабирова Гульжауар Кужиновна