Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2018 г. N Ф05-20539/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 сентября 2017 г. |
Дело N А41-8943/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, ЗАО "Зирос": Марохин И.И. по доверенности от 06.06.17 б/н; Коротков В.И. по доверенности от 06.12.16 б/н;
от заинтересованного лица, Министерства строительного комплекса Московской области: Акопян Р.Р. по доверенности от 27.12.16 N 131;
от 3-их лиц, Администрация городского округа Химки Московской области: Санковский М.Ю. по доверенности от 08.09.17 N 66;
Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области: Cемионичев А.С. по доверенности от 28.03.17 N 31Исх-25241/11-28.
Министерство имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2017 года по делу N А41-8943/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению Закрытого акционерного общества "Зирос" к Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в ГПЗУ,
третьи лица: - Администрация городского округа Химки Московской области; - Министерство имущественных отношений Московской области; - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Зирос" обратилось в суд с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области со следующими требованиями (с учётом уточнений, принятых в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Признать незаконным решение от 19.12.2016 г. заместителя министра Министерства строительного комплекса Московской области Е.В. Соколовой, об отказе в удовлетворении жалобы ЗАО "ЗИРОС" по исправлению градостроительного плана земельного участка N RU50301000- MSK005558, по находящемуся в долгосрочной аренде ЗАО "ЗИРОС" земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенному по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, на месте подлежащих сносу жилых домов, расположенных по ул. Чкалова, дом 3 и ул. Ленинский проспект, дом 19/1 и дом 17.
2. Обязать Министерство строительного комплекса Московской области внести изменения в градостроительный план земельного участка N RU50301000-MSK005558, в соответствии с п. 7 ст. 28 Административного регламента (утв. Постановлением Правительства Московской области от 20.06.2016 г. N 462/170, ст. ст. 44, 46, 48 Градостроительного кодекса РФ, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.06.2016 г. N 400/пр, или выдать новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, на месте подлежащих сносу жилых домов, расположенных по ул. Чкалова, дом 3 и ул. Ленинский проспект, дом 19/1 и дом 17, указав в нем основные градостроительные показатели, установленные утвержденным Постановлением Главы Администрации г.о. Химки от 13.06.2007 г. N 899 проектом планировки территории кварталов 2А и 2Б городского округа Химки Московской области, а именно:
Абзац 2 пункта 2.1. ГПЗУ "основные виды разрешенного использования земельного участка: для многоэтажной жилой застройки (код по классификатору 2.6);"
Пункт 2.2. ГПЗУ "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства": многоэтажный жилой дом;
Пункт 2.2.1. ГПЗУ "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, включая площадь": в соответствии с Проектом планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, утвержденным постановлением главы г.о. Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 с учетом действующих нормативов градостроительного проектирования.
Пункт 2.2.2. ГПЗУ "Предельное количество этажей": 17, "или предельная высота зданий, строений, сооружений": не установлено при условии переселения граждан из аварийного и ветхого жилья.
Пункт 2.2.3. ГПЗУ "Максимальный процент застройки в границах земельного участка": в соответствии с Проектом планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, утвержденным постановлением главы г.о. Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 с учетом действующих нормативов градостроительного проектирования.
Пункт 2.2.4. ГПЗУ "Иные показатели (максимальная плотность, максимальный коэффициент застройки": в соответствии с Проектом планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, утвержденным постановлением главы г.о. Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 с учетом действующих нормативов градостроительного проектирования.
Пункт 2.3. ГПЗУ "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке": в соответствии с Проектом планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, утвержденным постановлением главы г.о. Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 с учетом действующих нормативов градостроительного проектирования.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-8943/17 от 13 июня 2017 года требования удовлетворены.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Закрытого акционерного общества "Зирос" заявил об отказе от заявления в части выдачи нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, на месте подлежащих сносу жилых домов, расположенных по ул. Чкалова, д. 3 и ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17.
Арбитражным апелляционным судом отказ истца от указанной части исковых требований принят, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц (ст. 49 АПК РФ).
Производство по делу в данной части подлежит прекращению (п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ).
Представитель Закрытого акционерного общества "Зирос" поддержал заявление в части признания незаконным решение от 19.12.2016 г. заместителя министра Министерства строительного комплекса Московской области Е.В. Соколовой, об отказе в удовлетворении жалобы ЗАО "ЗИРОС" по исправлению градостроительного плана земельного участка N RU50301000- MSK005558, по находящемуся в долгосрочной аренде ЗАО "ЗИРОС" земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенному по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, на месте подлежащих сносу жилых домов, расположенных по ул. Чкалова, дом 3 и ул. Ленинский проспект, дом 19/1 и дом 17.
Представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя 3-го лица - Министерства имущественных отношений Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции отмене в части отказа от заявления, в остальной части заявление подлежит удовлетворению.
Во исполнение инвестиционного контракта от 09.07.2004 N 86 и договора от 10.02.2011 N ЮА-25 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2, ЗАО "ЗИРОС" (Истец, Инвестор), в соответствии со статьями 44 и 51 ГрК РФ, с целью получения разрешения на строительство, направило заявление в Администрацию городского округа Химки Московской области (далее -Администрация) о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2 (исх. N12 от 20.02.2013).
Постановлением от 30.04.2013 N 390 Администрации был утвержден градостроительный план N RU50301000-GPU093213 земельного участка площадью 9500 кв.м. с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенный по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Чкалова и Ленинского проспекта (далее - ГПЗУ).
Однако, при разработке ГПЗУ Химкинской администрацией были допущены существенные нарушения градостроительного законодательства (ст.44 ГрК РФ), а также действующего на тот период приказа Минрегиона России от 10. 05. 2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
В настоящее время в соответствии с Законами Московской области от 24.07.2014 N 106/201403, N 107/2014-03, Положением о Министерстве строительного комплекса Московской области (п. 13.1.), выдача и внесение изменений в ГПЗУ относится к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области (далее - Министерство, Минстрой).
В связи с этим Инвестор (заявитель) обратился в Минстрой МО за получением ГПЗУ.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области (далее - Минстрой МО) от 17.11.2016 N Г63/3912 был утвержден подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области новый градостроительный план земельного участка N RU50301000-MSK005558.
Данный ГПЗУ был разработан Минстроем Московской области также без учета проекта планировки территорий кварталов 2А и 2Б городского округа Химки Московской области, утвержденного постановлением Главы Химкинской администрации от 13.06.2007 N 899.
Как указывает заявитель, все градостроительные показатели, которые необходимо было указать в новом ГПЗУ Минстроем МО предлагается установить заново разработанным проектом планировки территории, который уже разработан и утвержден, но не учитывался при утверждении ГПЗУ.
В обоснование заявления ЗАО "Зирос" указывает, что при разработке ГПЗУ Минстроем Московской области были допущены существенные нарушения градостроительного законодательства (ст.44 Гр.К РФ), а также требования приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В частности:
ГПЗУ предоставлен без учета проекта планировки территорий кварталов 2А и 2Б городского округа Химки Московской области, утвержденного постановлением Главы Химкинской администрации от 13.06.2007 N 899.
В ГПЗУ не указаны основные градостроительные показатели (раздел 2. ГПЗУ), информация о градостроительном регламенте земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, площадь застройки, предельное количество этажей, высота объектов капитального строительства и иные параметры, предусмотренные Градостроительным законодательством.
ГПЗУ не соответствует приказу от 06.06.2016 N 400/пр. Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "Подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков", утвержденный постановлением Правительства Московской области от 20.06.2016 N 462/17 (подпункт 7 пункта 28) предусматривающего обжалование ГПЗУ, выданных с нарушениями действующего законодательства, ЗАО "ЗИРОС" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области (20вх.-1277816 от 13.12.2016) с жалобой об исправлении допущенных при разработке ГПЗУ ошибок.
Однако, решением от 19.12.2016 заместителем министра Минстроя Московской области Соколовой Е.В. ЗАО "ЗИРОС" было отказано в удовлетворении жалобы.
В данном решении заместитель министра указывает на возможность обжалования принятого ею решения в суде.
Полагая, что отказ Министерства имущественного комплекса от 19.12.2016 г. в удовлетворении жалобы ЗАО "ЗИРОС" в исправлении допущенных при разработке ГПЗУ ошибок нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и не соответствует нормам действующего законодательства, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требование в части признания незаконным решение от 19.12.2016 г. заместителя министра Министерства строительного комплекса Московской области Е.В. Соколовой, об отказе в удовлетворении жалобы ЗАО "ЗИРОС" по исправлению градостроительного плана земельного участка N RU50301000- MSK005558, суд первой инстанции, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в п.1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
П.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу части 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Проект планировки территорий кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, разработан по инициативе Администрации городского округа Химки Московской области на основании Распоряжения главы Химкинского района Московской области N 1219 -р от 21.09.2005 г. "О возложении на ЗАО "ЗИРОС" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки" и Решения совета депутатов г.о. Химки Московской области N 21/5 от 13.02.2008 г. "О муниципальной программе развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008 - 2011 гг." и утвержден Постановлением Главы Администрации г/о Химки МО от 13.06.2007 N 899.
Согласно статьи 44 ГрК РФ подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам; той же нормой определены состав сведений и форма ГПЗУ.
В силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса, если физическое или юридическое лицо обращается с заявлением о выдаче ему ГПЗУ в орган местного самоуправления, последний обязан в течение тридцати дней без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории), подготовить, утвердить и выдать ГПЗУ.
ГПЗУ предоставляется для подготовки проектной документации и служит одним из оснований ее разработки (части 6 и 11 статьи 48 ГрК РФ).
Разрешение на строительство, дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям ГПЗУ (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 44 ГрК РФ подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам; той же нормой определены состав сведений и форма ГПЗУ.
В соответствии со статьями 41, 44, 45 ГрК РФ и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В силу части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.
Таким образом, по смыслу статей 41-46 ГрК РФ ГПЗУ по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Названная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13.
Согласно листа "Чертеж планировки территории" в графической части, утверждаемой части ППТ кварталов 2А и 2Б, в квартале 2Б весь земельный участок, на пересечении Ленинского проспекта и ул. Чкалова, предусматривается в зоне жилой застройки, которая указана как участок 4 (Таблица технико-экономических показателей листа "Чертеж планировки территории"), а также размещается в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно листа "Схема архитектурно-планировочной организации территории" в графической части обосновывающей части ППТ кварталов 2А и 2Б, в квартале 2Б на земельном участке, на пересечении Ленинского проспекта и ул. Чкалова, предусмотрено:
размещение 22-х этажного трех секционного жилого дома N 5 (на схеме) общей площадью квартир 19 400 кв.м. количество квартир 315 и площадью встроенных помещений на первом этаже 925 кв.м. Данный дом размещается частично на земельном участке;
размещение 17-х этажного пяти секционного жилого дома N 4 (на схеме) общей площадью квартир 23 600 кв.м. количество квартир 352 и площадью встроенных помещений на первом этаже 1 477 кв.м. Данный дом размещается полностью на земельном участке.
Технико-экономические показатели жилых домов N 4 и N 5 указаны в ППТ кварталов 2А и 2Б, тома 3 пояснительной записки на стр. 11, Таблица N 2 "Характеристика проектируемой застройки".
В соответствии с Нормативами МО, предельно допустимая этажность жилых и нежилых зданий определяется по таблице N 1.
Допускается строительство объектов с отклонением от предельных параметров по этажности установленных в таблице N 1 (стр. 5, п. 1.10.; п. 1.12.).
В городских населенных пунктах с населением свыше 100 000 человек предельно допустимая этажность установлена в количестве 17-и этажей (стр. 7, таблица N 1).
Нормативы разработаны применительно не к земельному участку, а к Кварталу или Жилому району (таблица N 2).
Таким образом, согласно норм градостроительного законодательства, действующий ППТ должен быть воспроизведен в испрашиваемом обществом ГПЗУ.
Вместе с тем, при действующем проекте планировки территории - Проект планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки", - выдавая ЗАО "Зирос" спорное ГПЗУ, вместо внесения в ГПЗУ сведений, содержащихся в планировочных документах, Министерство строительного комплекса предложило заявителю еще раз утвердить новый ППТ путем обращения в администрацию.
Следовательно, выданный ГПЗУ не соответствует требованиям ст.44 Гр.К РФ, приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.06.2016 г. N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка, а также Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, поскольку в ГПЗУ не отражены основные градостроительные показатели, которые были установлены Проектом планировки территорий кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обжалуемое решение от 19.12.2016 заместителя министра Минстроя Московской области Соколовой Е.В. не соответствует вышеуказанным требованиям градостроительного законодательства, поскольку выданный ГПЗУ не соответствует проекту планировки территорий кварталов 2А и 2Б городского округа Химки Московской области, утвержденного постановлением Главы Химкинской администрации от 13.06.2007 N 899 и приказу от 06.06.2016 N 400/пр. Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010311:2 многоквартирные дома N N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект и N 3 ул. Чкалова не подлежат сносу, поскольку Муниципальная программа "Жилище на 2008 - 2011 годы" прекратила действие в связи с истечением срока ее реализации, несостоятелен и не соответствует установленным судом первой инстанции обстоятельствам дела.
Так, общество обратилось в Министерство за получением градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Чкалова и ул. Ленинский проспект в рамках реализации инвестиционного контракта от 09.07.2004 N 86 и договора от 11.02.2011 N ЮА- 25 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, указанные договоры в настоящее время не расторгнуты.
Постановлением Администрации городского округа Химки N 1372 от 19.09.2014 года многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу ул. Ленинский проспект, д. 17, д. 19/1 и ул. Чкалова, д. 3 были включены в муниципальную программу городского округа Химки МО "Жилище" на 2015 - 2019 годы, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 20.10.2014 N 1640 (в ред. Постановления от 19.10.2015 N 1220).
Указанные дома, также входят в действующую на сегодняшний день муниципальную программу городского округа Химки МО "Жилище" на 2017 - 2021 годы, утвержденную Постановлением Администрации округа Химки Московской области от 30.12.2016 N 1452.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у Общества прав на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010311:2, а также о том, что отсутствие оснований для сноса жилых домов, расположенных на земельном подлежит отклонению.
Так, градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
Отсутствие надлежащим образом разработанного и утвержденного градостроительного плана земельного участка, приводит к невозможности Истцу получить разрешение на строительство и осуществлять принятые им обязательства по реализации Инвестиционного контракта от 09.07.2004 N 86.
Таким образом, в настоящее время Общество не имеет возможности получить разрешение на строительство ввиду того, что выданный Министерством градостроительный план земельного участка не соответствует требованиям установленным ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 06.06.2016 N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", а также Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93. В частности, при разработке градостроительного плана земельного участка, Министерством не был учтен проект планировки территорий кварталов 2А и 2Б городского округа Химки Московской области, утвержденный Постановлением Главы Администрации г/о Химки МО от 13.06.2007 N 899. Кроме того, в выданном градостроительном плане земельного участка не отражены основные градостроительные показатели - информация о градостроительном регламенте земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, площадь застройки, предельное количество этажей, высота объектов капитального строительства и иные параметры, предусмотренные ст. 44 Градостроительного кодекса РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выдача градостроительного плана земельного участка с параметрами, указанными в обжалуемом судебном акте в отсутствие проекта планировки территории и межевания территории, разработанного с учетом действующих нормативов градостроительного проектирования, с учетом актуальной градостроительной ситуации и мнения жителей жилых домов, незаконна, несостоятелен, основан на неправильном толковании норм материального права, а также не соответствует установленным судом первой инстанции фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Постановлением Главы Администрации г/о Химки МО от 13.06.2007 N 899 утвержден Проект планировки территорий кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, разработанный по инициативе Администрации городского округа Химки Московской области на основании Распоряжения главы Химкинского района Московской области N1219-р от 21.09.2005 "О возложении на ЗАО "ЗИРОС" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки" и Решения совета депутатов г.о. Химки Московской области N21/5 от 13 02.2008 г. "О муниципальной программе развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008 - 2011 гг.".
Распоряжением Министерства от 17.11.2016 N Г63/3912 был утвержден подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области градостроительный план земельного участка N RU50301000-MSK005558 (далее - "ГПЗУ").
Указанный ГПЗУ не соответствует требованиям ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.06.2016 N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", а также Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, поскольку в ГПЗУ не отражены основные градостроительные показатели, которые были установлены Проектом планировки территорий кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, который был разработан по инициативе Администрации городского округа Химки Московской области на основании Распоряжения главы Химкинского района Московской области N1219-р от 21.09.2005 г. "О возложении на ЗАО "ЗИРОС" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки" и Решения совета депутатов г.о. Химки Московской области N21/5 от 13.02.2008 г. "О муниципальной программе развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008 - 2011 гг." и утвержден Постановлением Главы Администрации г/о Химки МО от 13.06.2007 N 899.
В обоснование своих требований, Общество обратилось в ООО "Арбат-Менеджмент", которое подготовило Заключения специалиста по расчету технико-экономических показателей и предельных параметров застройки земельного участка, необходимых для включения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенный по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Чкалова и ул. Ленинский проспект (по состоянию на апрель 2013 года (шифр: АБА 29-03/04-13) и сентябрь 2016 года (шифр: АБА 29-03/09-16)) (далее - "Заключения").
Согласно Заключениям, ГПЗУ должен содержать следующие показатели:
Основные виды разрешенного использования земельного участка - для многоэтажной жилой застройки (код по классификатору 2.6);
Назначение объекта капитального строительства - многоэтажный жилой дом;
Предельное количество этажей - 17 или не установлено при условии переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, предельная высота зданий, строений, сооружений - не установлена;
Максимальный процент застройки в границах земельного участка - не установлен;
Максимальная плотность - не установлена.
При подготовке Заключений, специалист руководствовался материалами Проекта планировки территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации г/о Химки МО от 13.06.2007 N 899 (далее - "ППТ кварталов 2А и 2Б"), данными на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010311:2, полученными из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, нормативами градостроительного проектирования Московской области, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 N713/30 (далее - "Нормативы МО"), а также требованиями ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" (заключение по состоянию на апрель 2013 года) и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.07.2016 N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" (заключение по состоянию на сентябрь 2016 года).
Согласно ППТ кварталов 2А и 2Б, в квартале 2Б на земельном участке, на пересечении Ленинского проспекта и ул. Чкалова проектом предусмотрено строительство 22-х этажного трех секционного жилого дома N 5 (на плане) общей площадью квартир 19 400 кв.м. количество квартир 315 и площадью встроенных помещений на первом этаже 925 кв.м. и 17-х этажного пяти секционного жилого дома N 4 (на плане) общей площадью квартир 23 600 кв.м. количество квартир 352 и площадью встроенных помещений на первом этаже 1 477 кв.м. (том 3. Пояснительная записка: стр. И, Таблица N 2 "Характеристика проектируемой застройки";
Графические материалы: "Схема архитектурно-планировочной организации территории кварталов 2 А и 2Б г. Химки").
В соответствии с Нормативами МО, предельно допустимая этажность жилых и нежилых зданий определяется по таблице N 1. Допускается строительство объектов с отклонением от предельных параметров по этажности установленных в таблице N 1 (стр. 5, п. 1.10.; п. 1.12.). В городских населенных пунктах с населением свыше 100 000 человек предельно допустимая этажность установлена в количестве 17-и этажей (стр. 7, таблица N 1). Нормативы разработаны применительно не к земельному участку, а к Кварталу или Жилому району (таблица N 2).
Заключения специалиста были разработаны с целью определения основных градостроительных показателей применительно к земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенному по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, пересечение ул. Чкалова и ул. Ленинский проспект и отражают градостроительные показатели, которые должны содержаться в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2, в связи с чем, указанные заключения применимы, в том числе к градостроительному плану земельного участка N RU50301000-MSK005558, выданному Минстроем МО.
В соответствии с подп. 7 п. 28 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) в Московской области", утвержденным Постановлением Правительства МО от 20.06.2016 N 462/17, Истец обратился в Министерство строительного комплекса Московской области (20вх.-1277816 от 13.12.2016) с жалобой об исправлении допущенных при разработке ГПЗУ ошибок, однако решением от 19.12.2016 заместителем министра Минстроя МО Е.В. Соколовой, Истцу было отказано в удовлетворении жалобы.
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам; той же нормой определены состав сведений и форма ГПЗУ.
В соответствии со статьями 41, 44, 45 Градостроительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что уполномоченный орган по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса РФ, ГПЗУ по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Довод заявителя о том, что нормами права не было предусмотрено исправлении допущенных при разработке ГПЗУ ошибок, является несостоятельным.
В соответствии с подп. 7 п. 28 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) в Московской области", утвержденным Постановлением Правительства МО от 20.06.2016 N 462/17, заявитель имеет право обратиться с жалобой в Министерство, Главное управление или в Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (далее в настоящем разделе - уполномоченный орган), в том числе случае отказа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления Государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оно не сможет исполнить обжалуемое решение суда по причине вступления в силу изменений градостроительного законодательства несостоятелен, ввиду следующего.
Изменения в Градостроительный кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - "Закон N 373- ФЗ").
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона N 373-ФЗ, в случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано в уполномоченный орган местного самоуправления до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции. действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2017 г. N 533/22 "О внесении изменений в некоторые постановлением Правительства Московской области" был внесен ряд изменений, в соответствии с которыми полномочия по подготовке и выдаче ГПЗУ были переданы от Министерства к Главному управлению Архитектуры Московской области.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Московской области от 27.06.2017 г. N 533/22, настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения. возникшие с 1 июля 2017 года.
Поскольку предметом заявленных требований является обжалование незаконного решения об отказе внести изменения в выданный ответчиком ГПЗУ, а само заявление о выдачи ГПЗУ было подано в уполномоченный орган местного самоуправления до дня вступления в силу Закона N 373-ФЭ, учитывая то, что правоотношения в связи с внесением изменений в ранее выданный ГПЗУ возникли до 01.07.2017 г., то исполнение решения суда в силу ч. 5 ст. 9 Закона N 373-ФЗ должно проводиться в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), а также действовавшими на тот момент Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.06.2016 N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2017 года подлежит отмене отказа от заявления в части выдачи нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь частью 5 статьи 270, статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от заявления в части выдачи нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010311:2, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, на месте подлежащих сносу жилых домов, расположенных по ул. Чкалова, д. 3 и ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17.
Решение Арбитражного суда Московской области от 13.06.2017 года по делу N А41-8943/17 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8943/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2018 г. N Ф05-20539/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ЗИРОС"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области