г. Челябинск |
|
26 сентября 2017 г. |
Дело N А76-1825/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2017 по делу N А76-1825/2016 (судья Ваганова В.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы России - Давыдова О.В. (доверенность от 15.05.2017, удостоверение).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2016 возбуждено производство по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Контех и К" (далее - ООО "Контех и К", должник).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2016 (резолютивная часть от 05.04.2016) в отношении должника введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - наблюдение, временным управляющим утвержден Коваленко Александр Анатольевич (далее - Коваленко А.А.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.10.2016 (резолютивная часть от 25.10.2016) ООО "Контех и К" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утвержден Коваленко А.А.
Сведения об открытии в отношении должника процедуры банкротства - конкурсное производство, опубликованы в официальном издании - газете "Коммерсантъ" N 205 от 03.11.2016.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.01.2017 (резолютивная часть от 17.01.2017) конкурсным управляющим утвержден Дмитриев Александр Владимирович (далее - Дмитриев А.В., конкурсный управляющий).
Федеральная налоговая служба Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "Контех и К" задолженность по обязательным налоговым платежам в размере 58 294 руб. 20 коп., из них недоимка в размере 37 382 руб., пени в размере 5 959 руб. 40 коп., штрафные санкции в размере 14 952 руб. 80 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2017 требование уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы Российской Федерации в размере 58 294 руб. 20 коп. признано установленным и подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника - общества с ограниченной ответственностью "Контех и К".
С указанным определением суда не согласился уполномоченный орган, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы уполномоченный орган указывает, что судом не были учтены разъяснения, содержащиеся в п.12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства от 20.12.2016, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал апелляционную жалобу в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закон о банкротстве установление размера требований кредиторов в период конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 100 названного Закона.
В силу пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 указанного Закона с учетом разъяснений п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве".
Суд первой инстанции, установив, что объявление о признании общества "Контех и К" несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства опубликовано конкурсным управляющим в газете "Коммерсантъ" 03.11.2016; заявление (требование) уполномоченного органа подано в Арбитражный суд Челябинской области 11.01.2017 (согласно входящему штампу арбитражного суда), то есть по истечении двухмесячного срока с даты публикации сведений о признании должника банкротом, пришел к выводу о том, что данное требование заявлено с пропуском срока, установленного абзацем 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве срока, в связи с чем, наступают последствия, предусмотренные абзацем 1 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает судебный акт подлежащим изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4, 16, 34, 71, 134, 137, 142 Закона о банкротстве, а также согласно абзацу 2 пункта 27 и абзацу 5 пункта 29.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы 3.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", абзацу 4 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях, когда кредитор не имел возможности по объективным причинам предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства, срок закрытия реестра для такого кредитора исчисляется с иной даты - с момента появления такой возможности.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, в случае, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок отсутствовала, данный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6-8 статьи 13 вышеназванного Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
В рассматриваемой ситуации процедура конкурсного производства в отношении должника введена в октябре 2016 года, следовательно, норма пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве в новой редакции имеет прямое действие.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2016 возбуждено производство по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Контех и К".
Инспекцией ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска проведена камеральная налоговая проверка ООО "Контех и К" на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года (корректировка N 2), представленной 07.06.2016.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией установлено следующее:
- Неуплата налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года в размере 37 382 руб. по срокам уплаты 27.04.2015 в сумме 12 461 руб., 25.05.2015 в сумме 12 461 руб., 25.06.2015 в сумме 12 460 руб. в результате занижения налоговой базы путем не отражения в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2015 года налоговой базы по экспортным операциям по истечении 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров, в результате того, что срок не собран полный пакет документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации по реализации товаров в режиме экспорта за 1 квартал 2015 года на общую сумму 207 680 руб.
- ООО "Контех и К" 10.06.2016 представлена уточненная декларация по НДС за 1 квартал 2015 года (корректировка N 2) с суммой налога исчисленной к уплате в бюджет в сумме 48 036 руб.
В соответствии с показателями уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2015 года (корректировка N 2) в разделе 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации" налоговая база по реализации товаров (работ, услуг) по ставке НДС 18% по строке 01 составляет 2 336 047 руб., сумма НДС, по строке 01 исчисленная с налоговой базы составляет 420 488 руб., налоговая база по суммам, полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав по строке 07 в размере 384 360 руб., сумма НДС по строке 07 в размере 58 631 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по строке 110 составляет 479 119 руб.
Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктами 2, 4, 13 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации по строке 120 в размере 183 890 руб., сумма налога исчисленная продавцом с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг) по строке 170 в размере 247 193 руб., общая сумма налога, подлежащая вычету по строке 190 в размере 431 083 руб., итого сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по строке 200, составляет 48 036 руб.
По результатам анализа представленных и имеющихся документов ООО "Контех и К" за 1 квартал 2015 года установлено, что неправомерно заявлена налоговая база по ставке НДС 0 процентов в размере 207 680 руб.
Выявленные нарушения отражены инспекцией в акте камеральной налоговой проверки от 26.09.2016 N 5785.
Проверка проводилась в период с 10.06.2016 по 12.09.2016.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, инспекцией вынесено решение от 25.11.2016 N 2287 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом пунктов 1, 2 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 14 952 руб. 80 коп. Кроме того, обществу предложено уплатить недоимку по НДС за 1 квартал 2015 года в сумме 37 382 руб., пени в размере 5 098 руб. 18 коп.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение инспекции вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено.
Решение инспекции получено должником 01.12.2016 (л.д.29) и вступило в законную силу 01.01.2017.
Апелляционный суд считает, что требование уполномоченного органа, основанное на результатах камеральной налоговой проверки, в силу объективных причин не могло быть предъявлено до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.
Таким образом, с учетом приведенных положений, требование уполномоченного органа в размере недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 37 382 руб., пени в размере 5 098 руб. 18 коп., штрафа в размере 14 952 руб. 80 коп. следует считать поданным в установленные сроки.
Поскольку требования уполномоченного органа в остальной части не основаны на решениях уполномоченного органа по результатам налоговых проверок, а связаны с неуплатой в установленный законом срок налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, уполномоченный орган имел возможность заявить требования в данной части (пени в сумме 861 руб. 22 коп.) в срок, предусмотренный статьей 142 Закона о банкротстве, соответственно данные требования правильно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2017 по делу N А76-1825/2016 изменить.
Изложить резолютивную часть определения Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2017 по делу N А76-1825/2016 в следующей редакции:
"Признать требование уполномоченного органа Федеральной налоговой службы России в размере 57 432 руб. 98 коп., в том числе 37 382 руб. недоимки, 5 098 руб. 18 коп. пени, 14 952 руб. 80 коп. штрафа установленным и включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Контех и К".
Требование Федеральной налоговой службы России в размере 5 098 руб. 18 коп. пени, 14 952 руб. 80 коп. штрафа - учесть отдельно в составе третьей очереди реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Контех и К", как подлежащее удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов".
В остальной части определение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2017 по делу N А76-1825/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1825/2016
Должник: ООО "Контех и К", ООО "Контех К"
Кредитор: Алексеев Артем Андреевич, ГУП ОБЛАСТНОЕ "ОБЛАСТНАЯ КАЗНА", Минибаев Радик Николаевич, ОГУП "Областная казна", ООО "Армада", ООО "АФ Аудит классик", ООО "ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ "АКЦЕНТ ПЛЮС", ООО "Реал Сервис", ООО Областной центр правовой информации "Акцент плюс", Расторгуев Игорь Александрович, Религиозная организация Местная православный Приход храма Святителя и Чудотворца Николая, Рычагов С. А., Храм "Покрова Пресвятой Богородицы" г. Вулканешты Русской Православной Церкви Молдавской Митрополии Московского Патриарха и всея Руси
Третье лицо: Арбитражный управляющий Дмитриев Александр Владимирович, АССОЦИАЦИЯ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ЮЖНЫЙ УРАЛ", Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Южный Урал", Дмитриев Александр Владимирович, Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска, Коваленко Александр Анатольевич, КУ Дмитриев Александр Владимирович, Лешко Юля Викторовна (представитель), СМОА "Ассоциация антикризисных управляющих"
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5658/17
12.05.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3808/2021
06.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5658/17
20.09.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1825/16
05.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8659/19
21.01.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5658/17
10.12.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5658/17
28.08.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9316/18
17.08.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9442/18
23.07.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8724/18
11.05.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1825/16
29.03.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5658/17
27.12.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14977/17
13.12.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14085/17
06.12.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5658/17
16.10.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12865/17
16.10.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12863/17
16.10.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12867/17
11.10.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5658/17
26.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10303/17
26.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10300/17
04.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8238/17
27.07.2017 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1825/16
29.06.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5213/17
04.04.2017 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1825/16
27.10.2016 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1825/16
07.04.2016 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1825/16