город Ростов-на-Дону |
|
27 сентября 2017 г. |
дело N А32-13756/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Новик В.Л., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца - представитель Жуков В.В. по доверенности от 25.09.2017, паспорт;
от ответчиков: от МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска" - представитель Шалагина Е.Ю. по доверенности от 25.09.2017, паспорт; от Управления транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу председателя простого товарищества N 15А Чарпикяна Саркиса Мануковича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.07.2017 по делу N А32-13756/2017
по иску председателя простого товарищества N 15А Чарпикяна Саркиса Мануковича
к ответчикам: Управлению транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск, МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска" (ОГРН 1122315006571, ИНН 2315177245), Администрации муниципального образования город Новороссийск (ОГРН 1032309077635, ИНН 2315061988)
о признании результатов конкурса недействительными,
принятое в составе судьи Петруниной Н.В.
УСТАНОВИЛ:
Председатель простого товарищества N 15А Чарпикян Саркис Манукович, г.Новороссийск, Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск, г.Новороссийск, Краснодарского края о признании результатов конкурса, подтвержденного протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 28.02.2017 N 1, в целях выбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предложивших лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров на автобусных маршрутах, недействительными.
Определением суда от 13.06.2017 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска" и Администрация муниципального образования город Новороссийск.
Решением суда от 10.07.2017 в удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного заседания отказано, в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что сведения, отраженные в п. 6 Приложения N 10, не соответствовали сведениям, указанным в лоте (Приложение к конкурсной документации N 1). Согласно сведениям, представленным в лоте, в объект конкурса вошел лишь один экологический класс транспортных средств -"ЕВРО 5", иные экологические классы не были указаны организатором открытого конкурса в описании объекта, а соответственно, в состав лота не вошли. У истца отсутствовала возможность получить доказательства о наличии задолженности единственного участника конкурса самостоятельно, поскольку доступ к такой информации ограничен. В этой связи истцу было необходимо содействие суда в получении доказательств о наличии задолженности ответчика. Отклоняя ходатайство об отложении судебного разбирательства с целью истребования документов, выступающих доказательством по делу, суд лишил возможности истца подтвердить довод о несоответствии единственного участника конкурса установленным требованиям.
В судебное заседание представитель Управления транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Управления транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявил ходатайство об истребовании документов у налогового органа о наличии задолженности у МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска".
Представитель МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно пункту 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав заявленное истцом ходатайство, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства об истребовании доказательств.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 22.09.2016 N7211 "Об утверждении положения об организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск и признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 07.10.2015 N7750, от 30.09.2011 N4648, от 29.11.2010 N4590" утверждено Положение о конкурсе об организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Новороссийск (далее - Положение).
В соответствии с названным Положением на официальном сайте администрации муниципального образования город Новороссийск в сети "Интернет" (http://www.admnvrsk.ru) 25.01.2017 опубликована конкурсная документация на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Новороссийск.
Из протокола заседания конкурсной комиссии N 1 от 28.02.2017 следует, что на участие в конкурсе "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск" подана одна заявка, в связи с чем, конкурс был признан несостоявшимся.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии N 2 от 28.02.2017, конкурсная комиссия рассмотрела заявку на участие в конкурсе МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска".
Протоколом заседания конкурсной комиссии N 3 от 01.03.2017 по лоту N 1 конкурс был признан несостоявшимся в соответствии с пунктом 10 статьи 4.3 N 193-КЗ Закона Краснодарского края от 07.07.1999 "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" и принято решение о выдаче свидетельства на маршруты МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска" в течение десяти рабочих дней с момента подписания данного протокола.
Истец, полагая, что открытый конкурс проведен с нарушением закона, обратился в суд с настоящим иском.
Придя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие требования к организации и порядку проведения торгов.
Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - информационное письмо от 22.12.2005 N 101).
Кроме того, основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (п. 5 информационного письма от 22.12.2005 N 101).
В обоснование своих требований истец ссылается на допущенное ответчиком грубое нарушение в части внесения изменений в конкурсную документацию; в результате установления только одного класса транспортных средств, способных осуществлять рейсы по автобусным маршрутам, заказчик ограничил возможность принимать участие в конкурсе; к конкурсу был допущен участник, имеющий задолженность по обязательным платежам.
На уровне субъекта Российской Федерации порядок и условия организации и осуществления пассажирских перевозок установлены Законом Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-K3 "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон Краснодарского края N 193-КЗ).
Федеральным законом N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 220-ФЗ) установлено два вида регулярных пассажирских перевозок:
- осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (ст. 14);
- осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ст. 17).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, частью 2 статьи 17 Федерального закона N220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Из части 1 статьи 4.3 Закона Краснодарского края N 193-K3 следует, что конкурс на право осуществления перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - конкурс) проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Частью 8 статьи 4.3 Закона Краснодарского края N 193-K3 установлено, что порядок и условия организации и проведения конкурсов устанавливаются нормативными правовыми актами специально уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно конкурсной документации N 1 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Новороссийск, утвержденной приказом управления транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск от 25.01.2017 N 3), указанный конкурс проводился с целью выбора перевозчика осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальном маршруте по нерегулируемому тарифу.
Доказательств того, что в конкурсную документацию ответчиком были внесены изменения, истцом не представлено.
Судом исследован сайт http://www.admnvrsk.ru и также не установлено факта внесения в конкурсную документацию изменений.
Таким образом, указание истца на то, что установлением только одного класса транспортных средств, способных осуществлять рейсы по автобусным маршрутам, заказчик ограничил возможность принимать участие в конкурсе, обоснованно признаны судом несостоятельными, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ установлены требования к участникам открытого конкурса, согласно которой к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;
3) не проведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса-юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ требования, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 1 настоящей статьи применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества.
Кроме того, частью 2 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Из пункта 4.2. Положения следует, что при проведении конкурса устанавливаются следующие обязательные требования к перевозчикам:
4.2.1. наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
4.2.2. наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;
4.2.3. не проведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса-юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4.2.4. отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
4.2.5. наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
В соответствии с пунктом 4.3 Положения основаниями для отказа допуске к конкурсу являются:
4.3.1. не предоставление документов, определенных пунктами 8.3, 8.4 настоящего Положения либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
4.3.2. несоответствие требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, установленным пунктом 4.2 настоящего Положения;
4.3.3. несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Пунктом 4.4. Положения определено, что отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пунктах 4.3 настоящего Положения, не допускается.
Аналогичные условия установлены также в разделе 4 конкурсной документации N 1.
Между тем, частью 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе по критерию - влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики).
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
К иным характеристикам, влияющим на качество перевозок, учитывая местные экологические условия муниципального образования город Новороссийск, относится, в том числе экологический класс транспортного средства.
Так шкалой оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 22.09.2016 N 7211 (далее - Шкала оценки), установлено, что за соответствующий экологический класс транспортного средства проставляются следующее количество баллов:
ЕВРО 2 - "-5";
ЕВРО 3 - "+3";
ЕВРО 4 - "+7";
ЕВРО 5- "+10".
Указанный критерий оценки отражен в конкурсной документации.
Таким образом, экологический класс транспортного средства не является условием допуска к участию в конкурсе, а является критерием оценки конкурсной заявки, что в свою очередь позволяет участвовать в конкурсе любому заинтересованному лицу независимо от экологического класса транспортного средства в соответствии с действующим законодательством в области транспортного обеспечения населения.
Из материалов дела следует, что истец не подавал заявку на участие в спорном конкурсе, заявлений о разъяснении конкурсной документации им также не подавалось, следовательно, ограничений возможности истца участия в конкурс, последним не доказано.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, в иске судом отказано правомерно.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что сведения, отраженные в п. 6 Приложения N 10, не соответствовали сведениям, указанным в лоте (Приложение к конкурсной документации N 1), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Материалами дела подтверждается, что при проведении открытого конкурса были соблюдены требования к участникам открытого конкурса, установленные частью 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ, ст. 4.3 Закона Краснодарского края N193-K3, статьёй 4 постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 22.09.2016 N 7211. Истец заявку на участие в конкурсе не подавал, за разъяснениями по возникающим у него вопросам к организаторам конкурса не обращался, отказа со стороны конкурсной комиссии по участию истца в конкурсе не имелось.
Между тем, в силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. По смыслу указанной нормы оспаривать что-либо возможно при условии доказанности лицом, обратившимся в суд, факта нарушения его прав и законных интересов.
Заявителем, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данные обстоятельства не доказаны.
Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав, каким образом признание ответчика победителем конкурса является нарушением, повлиявшим на право истца участвовать в конкурсе и затрагивает его законные интересы.
Кроме того, истцом также не представлено документальных доказательств того, что на момент проведения конкурса у победителя - МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска" имелась кредиторская задолженность, в том числе по налогам и сборам, а также по взносам в ПФР.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отклонении судом ходатайства об отложении судебного разбирательства и ходатайства об истребовании доказательств подлежат отклонению, поскольку у истца было достаточно времени для предоставления необходимых доказательств в обоснование заявленных исковых требований, и им в порядке ст. 66 АПК РФ не представлено подтверждения невозможности самостоятельного получения таких доказательств.
Основания отложения судебного разбирательства установлены ст. 158 АПК РФ, из содержания которой следует, что отложение судебного разбирательства по основаниям предусмотренным ч. 3 ст. 158 АПК РФ (заявление ходатайства надлежащим образом извещенным лицом) является правом, а не обязанностью суда. Указанное право реализуется судом в случае объективной необходимости отложения разбирательства. Таковая необходимость в настоящем случае отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению апелляционной коллегии, выводов суда первой инстанции, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 по делу N А32-13756/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13756/2017
Истец: Председатель простого товарищества N15 "А" Чарпикян Саркис Манукович, Чарпикян Саркис Манукович
Ответчик: Администрация муниципального образования город Новороссийск, МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска", Управление транспорта и связи Администрации города Новороссийск, Управление транспорта и связи администрации муниципального образования г. Новороссийск