Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 января 2018 г. N Ф05-20236/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А40-58746/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Батаевым В.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТД Спецпоставка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2017 по делу N А40-58746/17, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (140-513)
по заявлению ООО "ТД Спецпоставка"
к ИФНС N 9 по г. Москве
третье лицо: ИФНС России N 15 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Капианидзе Д.Д. по дов. от 02.03.2017, Петросян А.Ю. по дов. от 02.03.2017; |
от ответчика: |
Евсеева В.Д. по дов. от 15.05.2017, Королев А.Н. по дов. от 20.09.2017; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТД Спецпоставка" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 15 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.10.2016.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2017 заявленные ООО "ТД Спецпоставка" требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что предоставление вычета по НДС не может зависеть от незаконного отказа налогового органа от проставления отметки на заявлении об исполнении обязанности об уплате налога.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей заявителя и ответчика, не находит оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной заявителем налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 г.
По результатам налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения N 17-03/38776 от 12.10.2016 г.
Согласно решению, налоговым органом установлено:
-неправомерное применение налоговых вычетов, что привело к неуплате НДС в размере 4 019 400 руб.
-начислены пени, за несвоевременную уплату НДС в размере 450 239,79 руб.
-налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 803 880 руб.
По мнению налогового органа, вычеты по НДС неправомерны в связи с тем, что вычеты по НДС уплаченного при ввозе товара на территорию РФ подлежат предоставлению только в периоде, когда проставлена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товара и уплате косвенных налогов.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился с апелляционной жалобой в УФНС по г. Москве.
Решением УФНС по г. Москве от 13.02.2017 г., апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа и управления, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания решения налогового органа незаконным.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции в представленной 08.04.2016 г. ООО "ТД Спецпоставка" ИНН 112116121А уточненной (N 2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 г. в разделе 3 заявлены налоговые вычеты в сумме 5 122 097 руб., в т.ч. в сумме 4 019 400 руб., уплаченные при ввозе на территорию РФ с территории ЕАЭС по счетам-фактуры.
Общество в нарушение ст. 171, 172 НК РФ приняло к вычету НДС в размере 4 019 400.00 руб. по налоговой декларации за 3 квартал 2015 г.
В ходе проверки установлено, что счета-фактуры N 22 от 26.08.2015 г. N 21 от 26.08.2015 г., относятся к заявлению о ввозе и уплате косвенных налогов N 7709170920150002 от 17.09.2015 г., N 7709271020150001 от 27.10.2015 г., N 7709191120150005 от 19.11.2015 г., N 7709040220160002 от 09.12.2015 г., N 7709091220150003 от 09.12.2015 г., N 7709150120160014 от 15.01.2016 г., N 7709091220150002 от 04.02.2016 г., N 7709180220160005 от 18.02.2016 г., N 7709190220160002 от 19.02.2016 г., N 7709090320160001 от 09.03.2016.
По вышеуказанным счетам-фактурам налогоплательщиком в ИФНС N 9 по г. Москве были поданы следующие заявления о ввозе и уплате косвенных налогов:
-Первичное N 7709170920150002 от 17.09.2015 г. - отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 1) N 7709271020150001 от 27.10.2015 г. - отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 2) N 7709191120150005 от 19.11.2015 г. - отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 3) N 7709091220150002 от 09.12.2015 г. - отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 4) N 7709091220150003 от 09.12.2015 г.
- самостоятельно отозвано налогоплательщиком;
-Уточненное (N 5)N 7709150120160014 от 15.01.2016 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 6) N 7709040220160002 от 04.02.2016 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 7) N 7709180220160005 от 18.02.2016 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 8) N 7709190220160002 от 19.02.2016 г.
- отказано в проставлении отметки.
Таким образом, по заявлениям о ввозе и уплате косвенных налогов N 7709170920150002 от 17.09.2015 г.,N 7709271020150001 от 27.10.2015 г., N 7709180220160005 от 19.11.2015 г., N 7709040220160002 от 04.02.2016 г. N 7709191120150005 от 18.02.2016 г., N 7709091220150002 от 19.02.2016 г., факт уплаты налоговым органом подтвержден не был.
Факт уплаты НДС при ввозе был подтвержден только 21.03.2016 г. по заявлению N 7709090320160001 от 09.03.2016 г., то есть только в 1 квартале 2016 г.
Соответственно, право на вычет НДС в сумме 1 562 400 руб. возникло у налогоплательщика только в 1 квартале 2016 г.
Счета-фактуры N 26 от 16.09.2015 г, N 24 от 01.09.2015 г., N 25 от 04.09.2015 г., N 23 от 01.09.2015 г. относятся к заявлениям о ввозе и уплате косвенных налогов N 7709201020150013 от 20.10.2015 г., N 7709161120150007 от 16.11.2015 г, N 7709191120150006 от 19.11.2015 г., N 7709151220150004 от 15.12.2015 г., N 7709151220150005 от 15.12.2015 г., N 7709221220150007 от 22.12.2015 г., N 7709150120160011 от 15.01.2016 г., N 7709150120160013 от 15.01.2016 г., N 7709190220160003 от 19.02.2016 г.
По вышеуказанным счетам-фактурам налогоплательщиком в ИФНС N 9 по г. Москве были поданы следующие заявления о ввозе и уплате косвенных налогов:
-Первичное N 7709201020150013 от 20.10.2015 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 1) N 7709161120150007 от 16.11.2015 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 2) N 7709191120150006 от 19.11.2015 г.
- самостоятельно отозвано налогоплательщиком;
-Уточненное (N 3) N 7709151220150004 от 15.12.2015 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 4) N 7709151220150005 от 15.12.2015 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 5) N 7709221220150007 от 22.12.2015 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 6) N 7709150120160011 от 15.01.2016 г.
- отказано в проставлении отметки;
-Уточненное (N 7) N 7709150120160013 от 15.01.2016 г.
- отказано в проставлении отметки.
Таким образом, по заявлениям о ввозе и уплате косвенных налогов N 7709201020150013 от 20.10.2015 г., N 7709161120150007 от 16.11.2015 г., N 7709191120150006 от 19.11.2015 г., N 7709151220150004 от 15.12.2015 г., N 7709151220150005 от 15.12.2015 г., N 7709221220150007 от 22.12.2015 г., N 7709150120160011 от 15.01.2016 г., N 7709150120160013 от 15.01.2016 г., факт уплаты НДС налоговым органом подтвержден не был.
Факт уплаты НДС при ввозе был подтвержден только 02.03.2016 г. по заявлению N 7709190220160003 от 19.02.2016 г., то есть в 1 квартале 2016 г.
Сумма НДС уплачена платежным поручением N 122 от 27.10.2015 г., то есть только в 4 квартале 2015 г.
Соответственно, право на вычет НДС в сумме 2 457 000 руб. возникло только в 1 квартале 2016 г.
Таким образом, Заявления о ввозе и уплате косвенных налогов N 7709190220160003 от 19.02.2016 г. и N 7709090320160001 от 09.03.2016 г. были получены налоговым органом только в 1 квартале 2016 г. и не могут быть отражены в книге покупок за 3 квартал 2015 г.
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств-членов Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС), производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (вступил в силу с 01.01.2015) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) при ввозе товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС налог на добавленную стоимость взимается налоговыми органами государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввозятся товары.
В соответствии с пунктом 26 Протокола суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввозится товар.
Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных (зачтенных) по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государства - члена ЕАЭС, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.
На основании п. 20 раздела III Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по косвенным налогам, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
При этом одновременно с указанной налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, установленные данным пунктом. В число указанных документов входит также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Кроме того, должен прикладываться документ для подтверждения уплаты задекларированного налога.
На основании положений пп. "е" п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, при ввозе па территорию Российской Федерации товаров, в отношении которых взимание налога на добавленную стоимость осуществляется налоговыми органами, в графе 3 "Номер и дата счета-фактуры продавца" указываются номер и дата заявления с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость.
Таким образом, для целей принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств-членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
В связи с этим, право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении.
Минфин России в Письмах от 17 августа 2011 г. N 03-07-13/01-36 от 5 сентября 2012 г. N 03-07-13/01-47 указывает на то, что для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налогоплательщиком налога в бюджет, но и заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
В Письме Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180 также разъясняется, что для вычета НДС по товарам, ввезенным из стран - членов ЕАЭС, необходимы не только документы, подтверждающие уплату налога, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
В связи с этим право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении.
Соответственно, право на вычет НДС в сумме 1 562 400 руб. и в сумме 2 457 000 руб. возникло только в 1 квартале 2016 г.
В связи с этим, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявление о ввозе и уплате косвенных налогов от 19.02.2016 г. N 7709190220160003 и от 09.03.2016 г. N 7709090320160001 были получены только в 1 квартале 2016 г. и не могут быть отражены в книге покупок за 3 квартал 2015 г.
Учитывая изложенные обстоятельства по делу в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 71 АПК РФ судом первой инстанции решение налогового органа является законным и обоснованным.
В связи с этим оснований для иной, чем это сделал суд первой инстанции, оценки совокупности обстоятельств настоящего дела и представленных по нему доказательств апелляционный суд не усматривает и считает, что доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2017 по делу N А40-58746/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58746/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 января 2018 г. N Ф05-20236/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО ТД Спецпоставка
Ответчик: ИФНС N15 по г.Москве, ИФНС N9, ИФНС России N9 по г Москве
Третье лицо: ИФНС N15 по г.Москве