Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 января 2018 г. N Ф10-5671/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
29 сентября 2017 г. |
Дело N А68-4481/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луниной О.А, при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СПАР Тула" (г. Тула, ОГРН 1047100326503, ИНН 7104044982) - Михайлова И.Б. (доверенность от 05.07.2017), Панферовой Е.И. (доверенность от 05.07.2017), от заинтересованного лица - Комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку (г. Тула, ОГРН 1067106038120, ИНН 7106071692) - Крашенинниковой Е.В. (доверенность от 13.01.2017 N 34-01-13/71), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.07.2017 по делу N А68-4481/2017 (судья Рыжиковой Н.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СПАР Тула" (далее - ООО "СПАР Тула", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным приказа Комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку (далее - комитет, заинтересованное лицо) от 25.04.2017 N 156 "Об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.07.2017 по делу N А68-4481/2017 заявленные требования удовлетворены.
В суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба комитета на решение суда первой инстанции, в которой в соответствии со статьями 257-260, 270 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении требований о признании недействительным приказа комитета Тульской области по предпринимательству и потребительному рынку от 25.04.2017 N 156 "Об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции".
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нарушены требования части 1 ст. 168 АПК РФ, что, по мнению комитета, привело к неполному выяснению обстоятельств, имеющих значения для дела, и неправильному применению норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что являясь структурным подразделением образовательной организации, общежитие непосредственно участвует в организации и осуществлении образовательной деятельности.
Обращает внимание на то, что суд первой инстанции не учел, что ООО "СПАР Тула" расположено в неизолированном от общежития помещении.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В обосновании своих возражений ссылается на то, что комитет не учел положения новой редакции статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), которые и регулируют спорную ситуацию.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.09.2017 объявлен перерыв до 26.09.2017.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "СПАР Тула" имеет лицензию N 71РПА0000974 от 05.08.2016 на осуществление деятельности "Розничная продажа алкогольной продукции", выданную Комитетом Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, со сроком действия до 05.08.2021.
ООО "СПАР Тула" обратилось 04.04.2017 в лицензирующий орган с заявлением (регистрационный N 134) о переоформлении лицензии в связи с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности в обособленном подразделении по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Трудовые резервы/Комсомольская, д. 27/30; приложив к заявлению: копию договора аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области (на постоянной основе) от 08.07.2016 N 1, платежное поручение от 04.04.2017 N 10425, подтверждающее уплату государственной пошлины за переоформление лицензии; доверенность на представителя ООО "СПАР Тула" Гончарова С.А.
На основании приказа заместителя председателя комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку от 11.04.2017 N 269 в отношении ООО "СПАР Тула" 13.04.2017 комитетом проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе внеплановой выездной проверки установлено, что в нарушение требований подпункта 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия испрошена на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении ООО "СПАР Тула", расположенном в здании, находящемся во владении и пользовании государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области "Новомосковский строительный колледж" (далее - ГПОУ ТО "НСК"), осуществляющего образовательную деятельность на основании лицензии N 0133/02576 от 01.072015, выданной министерством образования Тульской области; право оперативного управления отдельно стоящим зданием - общежитием, расположенным по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы, д. 27/30, принадлежит ГПОУ ТО "НСК" согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.06.2015, о чем составлен акт проверки от 13.04.2017 N 273.
По результатам проверки Комитетом Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку принят приказ от 25.04.2017 N 156 "Об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции".
Из оспариваемого приказа следует, что основанием для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукцией является подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1195 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции": в нарушение абзаца 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 16 указанного Федерального закона торговый объект по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы, д. 27/30 - магазин расположен в здании студенческого общежития, которое находится в оперативном управлении государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области "Новомосковский строительный колледж", в соответствии с пунктами 4.1, 4.3 Устава государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области "Новомосковский строительный колледж", пунктом 1.2 положения П-03-09 "О студенческом общежитии", а также со свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2015 N 71-71-15/076/2005-129.
В соответствии с пунктом 2.5 положения категорически запрещается появление в общежитии в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также изготовление, хранение, употребление и продажа алкогольных, токсических и наркотических веществ.
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Как установлено статьей 3 Закона N 171-ФЗ, законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 24.07.2006 N 727-ЗТО "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тульской области" (далее - Закон N 727- ЗТО) правительство Тульской области определяет орган, уполномоченный в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.
Статья 4 Закона N 727-ЗТО выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, переоформление и продление срока их действия, а также осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции относит к полномочиям органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.
Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 23 утверждено положение о Комитете Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, подпункты 26, 33 пункта 4 которого наделяют комитет указанными полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, пункту 1 статьи 16, пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями только при наличии соответствующих лицензий.
Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии регулируются статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Из пункта 3.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ следует, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в том числе, заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности; документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Как установлено судом, ООО "СПАР Тула" имеет лицензию N 71РПА0000974 от 05.08.2016 на осуществление деятельности "Розничная продажа алкогольной продукции", выданной Комитетом Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, со сроком действия до 05.08.2021.
В силу пункта 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ. В случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
В качестве основания для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукцией указан подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1195 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции": в нарушение абзаца 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 16 указанного Федерального закона торговый объект по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы/Комсомольская, д. 27/30 - магазин расположен в здании студенческого общежития, которое находится в оперативном управлении государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области "Новомосковский строительный колледж", в соответствии с пунктами 4.1, 4.3 Устава государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области "Новомосковский строительный колледж", пунктом 1.2 Положения, а также со свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2015 N71-71-15/076/2005-129.
Согласно пункту 2.5 Положения категорически запрещается появление в общежитии в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также изготовление, хранение, употребление и продажа алкогольных, токсических и наркотических веществ.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в частности, несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании, в том числе, образовательных организаций.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в подпункте 1 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод комитета о том, что здание по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы/Комсомольская, д. 27/30 находится во владении и пользовании образовательной организации и используется ею для непосредственного осуществления образовательной деятельности на основании следующего.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31 марта 2017 года) не допускалась розничная продажа алкогольной продукции непосредственно в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ статья 16 Закона N 171-ФЗ изложена в новой редакции, действующей с 31 марта 2017 года.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ (в редакции, действующей с 31 марта 2017 года) розничная продажа алкогольной продукции не допускается в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании образовательных организаций.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в подпункте 1 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно части 1 статьи 91 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу части 4 статьи 91 Закона N 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Как установлено судом, за ГПОУ ТО "Новомосковский строительный техникум" на праве оперативного управления закреплено отдельно стоящее здание - общежитие, площадью 4 138,8 кв. м., количество этажей: 4, расположенное по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы, д. 27/30, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2015.
Согласно пункту 4 устава ГПОУ ТО "НСК" к приносящим доход видам деятельности учреждения относится, в частности, сдача в аренду недвижимого имущества с согласия собственника.
По результатам аукциона 22.06.2016 на право заключения договора аренды между ООО "СПАР Тула" (арендатор) и ГПОУ ТО "НСК" (арендодатель) заключен договор N 1 аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области (на постоянной основе), расположенного по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы/Комсомольская, д. 27/30, в соответствии с которым арендатору переданы в аренду нежилые помещения, общей площадью 859,6 кв. м, расположенные на первом и подвальном этажах здания.
Из имеющейся в материалах дела лицензии ГПОУ ТО "НСК" от 01.07.2015 N 0133/02576, выданной министерством образования Тульской области на осуществление образовательной деятельности, следует, что образовательная деятельность осуществляется учреждением по адресам: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Березовая, д. 30 и Тульская область, г. Новомосковск, ул. Мира, д. 20.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно указал, что по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы/Комсомольская, д. 27/30 ГПОУ ТО "НСК" не осуществляется образовательная деятельность, что по смыслу статьи 91 Закона N 273-ФЗ и статьи 16 Закона N 171-ФЗ не препятствует осуществлению ООО "СПАР Тула" заявленной лицензируемой деятельности.
Ссылку комитета на нарушение заявителем пункта 2.5 положения "О студенческом общежитии" суд первой инстанции справедливо счел несостоятельной, поскольку данный пункт содержит запрет для лиц, непосредственно проживающих в общежитии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ противоречит Закону N 171-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно признал его недействительным, и удовлетворил заявленные требования ООО "СПАР Тула".
Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.07.2017 по делу N А68-4481/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4481/2017
Истец: ООО "СПАР Тула", ООО "Спар-Тула"
Ответчик: Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку