Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 февраля 2018 г. N Ф08-10497/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
03 октября 2017 г. |
дело N А32-3470/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой П.А.,
при участии Муратова В.Ф. и его представителя Чистяковой Г.В. по доверенности от 24.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.07.2017 по делу N А32-3470/2017, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению индивидуального предпринимателя
главы КФХ Муратова Владимира Федотовича
к заинтересованному лицу Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глав КФХ Муратов Владимир Федотович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (до переименования - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене отказа от 23.12.2016 N 09/19852 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 23:16:0202008:31, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 12 757 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, ст. Темиргоевская, ул. Подгорная, промзона, с разрешенным использованием: для эксплуатации склада по хранению овощей и сельхозпроизводства, (выращивание овощей), обязании подготовить и направить проект договора в течение месяца по цене 148 690 руб. 49 коп. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.1 л.д. 140)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2017 заявленные требования в уточненной редакции удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована доводом об отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость предоставления земельного участка в заявленной площади.
В судебном заседании заявитель и его представитель по доводам апелляционной жалобы возражали.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав заявителя и его представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником объекта недвижимости - овощехранилища площадью 331,2 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, ст. Темиргоевская, ул. Подгорная, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 08.11.2016.
Указанный объект недвижимости располагается на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 12 757 кв.м., с кадастровым номером N 23:16:0202008:31 и видом разрешенного использования - для эксплуатации склада по хранению овощей и сельхозпроизводства (выращивание овощей). Собственником указанного земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 13.02.2017.
18.11.2016 предприниматель направил в управление заявление о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В письме от 23.12.2016 N 09/19852 Управление отказало предпринимателю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на несоответствие площади испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости и необходимости, в связи с этим, провести мероприятия по формированию земельного участка необходимой площади.
Предприниматель обжаловал отказ управления в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в целях предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, заинтересованным в участке лицом подается соответствующее заявление. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В обоснование оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка под принадлежащим предпринимателю зданием овощехранилища управление указало на несоответствие площади объекта недвижимости площади земельного участка, испрашиваемого в собственность, а также на необходимость проведения мероприятий по формированию земельного участка необходимой площади.
В силу пункта 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации еще одним основанием для отказа в предоставлении земельного участка является превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Приватизация земельного участка осуществляется собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, приобретение такого участка определяется в той части, которая необходима для эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Положения приведенных норм земельного законодательства направлены, в том числе, на определение площади подлежащего предоставлению в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 названного Кодекса земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей на момент подачи заявления и принятия оспариваемого отказа, постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется исходя из той площади, которая необходима для дальнейшей эксплуатации сооружения, которое расположено на данном земельном участке.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований перечисленных в указанной статье.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
По смыслу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Согласно выписке ЕГРН основными видами деятельности заявителя, в частности, являются: 01.13.3 Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина. Приобретенный объект недвижимости овощехранилище может использоваться заявителем по назначению для ведения сельскохозяйственного производства при наличии комплекса и земельного участка для выращивания овощей и корнеплодов. Заявитель не занимается коммерческой деятельностью направленной на хранение овощей за вознаграждение.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих необходимость использования спорного земельного участка в заявленной площади.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2017 по делу N А32-3470/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3470/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 февраля 2018 г. N Ф08-10497/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП ГЛАВА КРЕСТЬЯНСКОГО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА МУРАТОВ ВЛАДИМИР ФЕДОТОВИЧ, КФХ Глава Кфх Муратов Владимир Федотович
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае