Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф08-9661/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
2 октября 2017 г. |
Дело N А63-16243/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2017 по делу N А63-16243/2016 (судья Соловьева И.В.),
по заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630) к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в лице Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов (г. Ставрополь), о признании незаконным и отмене предписания от 19.09.2016 N 79 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания,
при участии представителя государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Григорьян А.Г. по доверенности от 09ю.01.2017 N 10,
в отсутствие представителя Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в лице Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в лице Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 19.09.2016 N 79 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания
Решением суда от 06.06.2017 заявленные требования Предприятия удовлетворены частично. Признан недействительным пункт 4 оспариваемого предписания Управления как несоответствующий действующему законодательству, нарушающий права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской деятельности. В удовлетворении остальной части требований Предприятия отказано. Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Предприятие просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований. Считает, что решение суда принято без учета всех обстоятельств по делу и неверном применении норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления.
Учитывая, что обжалуется только часть решения суда первой инстанции, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда от 06.06.2017 в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления от 21.06.2016 N 79 в отношении Предприятия проведена плановая выездная и документарная проверка соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства по охране водных биологических ресурсов и среды их обитания в месте фактического осуществления деятельности. По результатам проверки Управлением составлен акт от 19.09.2016 N 79 и выдано предписание N 79 следующего содержания: 1) постоянно в случае размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние ВБР и среду их обитания, согласовывать их размещение в установленном законодательством порядке; 2) до начала эксплуатации в 2017 году произвести установку РЗУ на водозаборе из канала Нефтекумский, отвечающего требованиям Пособия СНиП 2.0607-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения"; 3) вести документацию по водозаборному сооружению: проект РЗУ, графики осмотра и очистки РЗУ, акты осмотра технического состояния РЗУ, назначить ответственного, на осмотр РЗУ приглашать сотрудника АЧТУ Росрыболовства, на срок действия утвержденных НДС при сбросе сточных вод, в том числе дренажных вод, соблюдать концентрацию загрязняющих веществ на уровне установленных НДС; 4) финансовому директору ФЭП "Восточный" ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" обеспечить своевременное финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 предписания, до начала эксплуатации в 2017 году.
Не согласившись с предписанием Управления от 19.09.2016 N 79, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно абзацу 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная в Законе N 52-ФЗ и Законе N 166-ФЗ деятельность осуществляется только по согласованию с органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила, устанавливающие порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 4 Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Таким образом, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания прямо или косвенно, должно осуществляться только при наличии оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, плана мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и их согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Частью 2 статьи 61 Водного кодекса РФ установлено, что водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045 утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, в соответствии с пунктом 13 которого при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство. В пункте 12 указанного Положения установлено, что забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения. На основании СНиП 2.0607-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" под рыбозащитными сооружениями (РЗУ) понимаются гидротехнические сооружения или устройства, предназначенные для предотвращения попадания в водозабор и гибели молоди рыб, сохранения ее здоровья и жизнеспособности, отведения в безопасное место рыбохозяйственного источника. РЗУ являются неотъемлемой частью водозаборных сооружений.
Пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 19 Закона N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика N 333). В силу пункта 14 Методики N 333 нормативы допустимых сбросов (НДС) разрабатываются на пять лет.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании договора водопользования N 26- 07.02.00.009-К-ДХИО-С-2015-05515/00 от 14.07.2015 и дополнительного соглашения к нему от 17.12.2015, с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных вод для питьевого и хозяйственного водоснабжения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Предприятию предоставлено право пользования водным объектом - участком Терско-Кумского канала с географическими координатами 44 46 16 СШ, 44 39 57 ВД. Тип водозабора: самотечный подводящий обводнительно-оросительный канал Нефтекумский протяженностью 65,3 км в земляном русле. Ковшовый водозабор из Нефтекумского канала, длина 32-м. оборудован на входе металлическими щитовыми затворами 1200 х 1600 мм. и шандорами. Водозабор осуществляется двумя насосами, суммарная производительность которых составляет 488 м3 /час. Установлены грубые решетки в виде параллельно расположенных прутьев, предотвращают попадание мусора в водозабор. Забор (изъятие) водных ресурсов производится без осуществления мер по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте, в используемое водозаборное сооружение. Водозаборное сооружение не оборудовано рыбозащитным устройством. Документация по водозаборному сооружению, а именно: проект РЗУ, графики осмотра и очистки РЗУ (наличие подъемного механизма), акты осмотра технического состояния РЗУ, отсутствуют.
Предприятие на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N 26-07.01.00.010.-Р-РСБХ-С-2016-01740/00 от 20.04.2016 осуществляет пользование поверхностным водным объектом рекой Кума для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) N000043-С от 15.05.2015. Из предоставленных протоколов испытаний (измерений), проведенных центром лабораторного анализа и технических измерений (аттестат аккредитации NРОСС RU 0001.512305 от 20.12.2013 действителен до 20.12.2018) N158 от 23.06.2015, N219 от 23.07.2015, N77 от 16.05.2016 следует превышение ПДС в 1,4; 1,6; 1,5 раза соответственно по сульфатам.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическими лицами обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Оспариваемое предписание в части пунктов 1-3 выдано Управлением в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в предписании формулировки, касающиеся конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить Предприятию доступны для понимания, при этом решение вопроса о способе устранения нарушения принадлежит исключительно Предприятию в рамках его внутренней хозяйственной деятельности
Проверка проведена на основании утвержденного 04.12.2015 руководителем Управления ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанный план включен в "Сводный план проверок субъектов предпринимательства" и размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 9 Закона N 294-ФЗ. Управление на основании части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ вправе проверять отдельно каждый филиал юридического лица.
Оспариваемое предписание выдано должностным лицом Управления в пределах его полномочий.
Довод Предприятия о недопустимости использования в предписании срока "постоянно", поскольку невозможно определить дату такого срока, отклонен судом первой инстанции.
Указание, применительно к пункту 1 оспариваемого предписания, срока исполнения "постоянно" соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ. Пункт 1 предписания обязывает Предприятие с даты его выдачи и в случае размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние ВБР и среду их обитания, постоянно согласовывать их размещение в установленном законодательством порядке. Довод Предприятия на нарушения при проведении проверки пункта 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ также отклонен судом первой инстанции, поскольку из представленных договоров N6 ст/НДС-15 от 15.10.2015, NN 7 ст/НДС-15, 8 ст/НДС-15, 9 ст/НДС-15, 10 ст/НДС-15 от 08.10.2015 следует, что они заключены и исполнены (подлежат исполнению) за пределами периода оспариваемой проверки и в отношении филиала "Сенгилеевский "Межрайводоканал", а в части договора от 25.03.2016 N159/ст-16/НПДВ предмет договора не совпадает с предметом проверки.
Доказательств несоответствия выданного Управлением предписания (пункт 1-3) закону или иному нормативному правовому акту, а также доказательств незаконного возложения на Предприятие каких-либо обязанностей, создание препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ), Предприятием не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2017 по делу N А63-16243/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16243/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф08-9661/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал"
Ответчик: Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице Прикавказского отдела государсвтенного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов
Третье лицо: Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице Прикавказского отдела государсвтенного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов