г. Вологда |
|
05 октября 2017 г. |
Дело N А44-5311/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 июля 2017 года по делу N А44-5311/2016 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Леснедра" (ОГРН 1155321004585, ИНН 5307008489; место нахождения: 174260, Новгородская область, Маловишерский район, город Малая Вишера, улица Мерецкова, дом 11а, офис 11; далее - общество, ООО "Леснедра") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; далее - комитет) о признании недействительным приказа от 09.06.2016 N 467 "Об отказе в предоставлении в аренду лесного участка для разработки месторождения полезного ископаемого".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее - управление), областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями" (далее - дирекция), Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 июля 2017 года по делу N А44-5311/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит мотивировочную часть решения изменить и установить наличие запрета на осуществление заявленного вида использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации. В обоснование жалобы указывает на то, что
ООО "Леснедра" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление поддержало позицию комитета, изложенную в апелляционной жалобе.
Дирекция и департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность определения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 18.05.2016 общество обратилось в комитет с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 140,7 га (Маловишерское лесничество, Дворищенское участковое лесничество, квартал 45 выделы 1-13, 15-17, 37-40, квартал 400 выделы 11, 12, 15-17, 20-22, 25-37, 41, 43-46, квартал 498 выделы 1, 13, 14, квартал 499 выделы 7, 8, 10-24, 26-29, 31, 37, 39-44 (Блок 3С1) (том 1, листы 61-62), испрашивая участок для разработки месторождения полезного ископаемого "Прышкино-3" на основании лицензии на пользование недрами от 29.12.2015 НВГ 53419 ТЭ (том 1, листы 65-66).
По результатам рассмотрения заявления общества от 18.05.2016 комитет приказом от 09.06.2016 N 467 "Об отказе в предоставлении в аренду лесного участка для разработки месторождения полезного ископаемого" отказал обществу в предоставлении в аренду испрошенного лесного участка (том 1, листы 59-60).
Из указанного приказа следует, что обществу отказано в предоставлении в аренду лесного участка для разработки месторождения полезного ископаемого в связи с подачей заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445 (далее - Порядок) и Временным регламентом, а также с учетом писем Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 25.03.2016 N КН-1174-И от 02.06.2016 N КН-2120-И (том 1, листы 94-98), а именно в связи с несоответствием заявления требованиям, установленным пунктом 2.6.1 Временного регламента и пункта 14 Порядка, а также наличием запрета на осуществление заявленного вида использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации (данных об отсутствии на участке недр "Прышкино-3" объектов культурного наследия комитет государственной охраны культурного наследия Новгородской области не имеет).
Не согласившись приказом комитета, общество оспорило его в судебном порядке.
Не оспаривая по существу принятое решение, комитет в апелляционной жалобе выражает несогласие с выводами суда относительно неправомерности такого основания отказа в предоставлении в аренду лесного участка для разработки месторождения полезного ископаемого как наличие запрета на осуществление заявленного вида использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При том этом, не отрицая тот факт, что не установлены конкретные данные, свидетельствующие о фактическом наличии или отсутствии на участке недр "Прышкино-3" объектов культурного наследия, по мнению комитета, для установления данного обстоятельства именно общество, как заинтересованное лицо, должно провести государственную историко-культурную экспертизу.
В апелляционной жалобе комитет просит изменить мотивировочную часть и "установить наличие запрета на осуществление заявленного вида использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации".
При рассмотрении апелляционной жалобы комитета апелляционная инстанция исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Согласно статье 43, части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в редакции, действующей на даты обращения с заявлением к ответчику и издания им оспариваемого приказа, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В силу частей 3 и 4 статьи 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Во исполнение положений статьи 74 ЛК РФ утвержден Порядок.
Согласно пункту 13 этого Порядка для заключения договора аренды без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное лицо (далее - заявитель) подает заявление в уполномоченный орган лично или через законного представителя при посещении уполномоченного органа, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" (без использования электронных носителей), иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.
В заявлении указываются следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя; местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду; обоснование цели, вида (видов) и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовался или его границы уточнялись на основании данного решения (при наличии); почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон (пункт 14 Порядка).
В соответствии с пунктом 15 Порядка к заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (при необходимости).
При этом уполномоченный орган получает путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - в отношении юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - в отношении индивидуального предпринимателя; сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе; сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов); сведения о наличии лицензии на пользование недрами (при предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых); сведения о документах, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов (при предоставлении лесных участков в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов); документы, удостоверяющие право собственности на здания, сооружения, помещения в них, расположенные на лесном участке, или документы, подтверждающие право хозяйственного ведения или оперативного управления такими объектами (при предоставлении лесных участков в соответствии с подпунктом 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ).
Заявитель вправе самостоятельно представить с заявлением документы, перечисленные в пункте 15 настоящего Порядка (пункт 16 Порядка).
В силу пункта 17 Порядка, в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого Приказа N 468, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении в аренду лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ);
б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;
в) предоставление заявителем недостоверных сведений;
г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;
д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка);
е) площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в проектной документации лесного участка, в соответствии с которой такой участок образован, более чем на десять процентов.
Следовательно, пунктом 17 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган может отказать в предоставлении в аренду лесного участка и такое основание как непредоставление заявителем доказательств, свидетельствующих об отсутствии на испрашиваемом участке объектов культурного наследия, в нем не содержится.
При этом в силу пунктов 14 и 15 Порядка предоставление таких сведения на заявителя также не возложено.
Доказательства того, что именно на испрашиваемом обществом лесном участке имеются объекты культурного наследия комитетом также в материалы дела не предъявлены.
Довод подателя жалобы о том, что суд фактически обязал комитет провести государственную историко-культурную экспертизу, не может быть принят, поскольку, как следует из судебного акта, судом оценивалось именно приведенное в приказе от 09.06.2016 N 467 основание для отказа в предоставлении в аренду лесного участка для разработки месторождения полезного ископаемого и им сделан правомерный вывод о том, что отсутствие у общества в пакете документов заключения государственной историко- культурной экспертизы не может являться основанием для отказа.
Помимо того, с учетом системного анализа норм, содержащихся в статьях 9.1, 9.2, 30, 31, 32 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положении о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденном постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569, следует, что поскольку государственная охрана объектов культурного населения регионального значения и выявленных объектов культурного населения относится к государственным функциям, то и организация проведения экспертизы с целью определения наличия самих объектов, конкретных границ объектов культурного наследия и включения их в региональный реестр объектов культурного наследия возложена на соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом судом первой инстанции не указан конкретный государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку данный вопрос не являлся предметом спора.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает оснований для изменения мотивировочной части решения суда от 14.07.2017.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 июля 2017 года по делу N А44-5311/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5311/2016
Истец: ООО "Леснедра"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области, Комитет государственной охраны культурного наследия Новгородской области, Областное ГБУ "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями", ОГБУ " Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями", Управление государственной охраны культурного наследия Новгородской области