Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2018 г. N Ф03-5406/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
05 октября 2017 г. |
Дело N А59-463/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство",
апелляционное производство N 05АП-6407/2017
на решение от 14.07.2017
судьи К.Ф. Мухаметшина
по делу N А59-463/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" (ИНН 6509000854, ОГРН 1026501017828)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2721170387, ОГРН 1092721005717)
о признании недействительными пунктов 13, 15-27, 28, 29-41, 42-55, 56-68, 69, 70, 76, 78 и 81 предписания от 03.11.2016 N ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р,
при участии:
от ОАО "Сахалинское морское пароходство": представитель Коткина А.Н. по доверенности от 11.11.2016, сроком действия до 20.01.2018;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (далее - заявитель, общество, пароходство, ОАО "СахМП") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, Ространснадзор, орган транспортного надзора) от 03.11.2016 N ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р в части пунктов 13, 15-27, 28, 29-41, 42- 55, 56-68, 69, 70, 76, 78 и 81 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением суда от 14.07.2017 заявленные требования удовлетворены частично, в том числе оспариваемое предписание в части пунктов 28, 53, 56-68, 69-70 признано недействительным, производство по делу в части оспаривания пунктов 1-12, 14, 71-75, 77, 79 и 80 предписания прекращено, а в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным оспариваемого предписания по пунктам 15-27, 29-41, 76, 78, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом первой инстанции дана неверная оценка пунктам 15-27 оспариваемого предписания, поскольку на момент проведения контрольных мероприятий общество не являлось собственником спорных 13 морских судов, в связи с чем основания для представления сведений по данным объектам у него отсутствовали. Кроме того, ссылается на необоснованность квалификации данных действий (бездействия) общества как нарушений подпункта 4 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 678 (далее - Требования N 678, Постановление N 678), вступивших в действие с 02.08.2016 и не имеющих обратной силы. Полагает, что при отсутствии в подпункте 9 пункта 6 указанных Требований сроков утверждения организационно-распорядительных документов и до утверждения новых планов обеспечения транспортной безопасности общество не имело возможности выполнить данное требование, что суд первой инстанции немотивированно оставил без внимания и необоснованно признал законными пункты 29-41 оспариваемого предписания. Настаивает на том, что установленный в пункте 76 оспариваемого предписания факт нарушения обществом подпункта 2 пункта 22 Требований в отношении д/э "Сахалин-10", являющимся транспортным средством III категории, не основан на нормах права, поскольку указанный пункт распространяется на транспортные средства II категории. В этой связи не согласен с выводом арбитражного суда, которым данное несоответствие признано технической опечаткой, не изменяющей смысла оспариваемого предписания. Также считает, что в его действиях отсутствует нарушение пункта 169 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Приказом от 23.07.2015 N 227 (далее - Правила проведения досмотра, Правила N 227), поскольку на паромном комплексе имеется оборудованный КПП, на котором проводится досмотр лиц, следующих на паром. С учетом изложенного считает несоответствующим закону пункт 78 оспариваемого предписания.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, общество доводы апелляционной жалобы поддержало в полном объеме.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 5 Постановления от 17.02.2011 N 12, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в его отсутствие.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется только в части отказа в признании недействительными пунктов 15-27, 29-41, 76, 78 предписания управления, возражений по проверке судебного акта только в обжалуемой части от сторон не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
На основании распоряжений Ространснадзора от 07.09.2016 N 790-р и от 23.09.2016 N 826-р в период с 28.10.2016 по 03.11.2016 управлением была проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности.
В ходе проверки, результаты которой оформлены актом проверки от 03.11.2016 N ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р, органом транспортного надзора были выявлены следующие нарушения:
1) в нарушение подпункта 4 пункта 6 Требований N 678 не представлены в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и о транспортном средстве для ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры, а также полная и достоверная информация по количественным показателям критериев категорирования транспортных средств, установленным Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении т/х "Пионер Холмска", т/х "Пионер Корсакова", т/х "Пионер Сахалина", т/х "Пионер России", т/х "Пионер Южно-Сахалинска", т/х "Крильон", т/х "Михаил Луконин", т/х "Паромай", т/х "Лютога", т/х "Алдан", т/х "Тобол", д/э "Сахалин-8", д/э "Сахалин-9" (пункты 15-27 акта проверки);
2) в нарушение подпункта 9 пункта 6 Требований N 678 на транспортные средства д/э "Сахалин - 8", д/э "Сахалин - 9", т/х "Селенга", т/х "Зея", д/э "Сахалин-10", б/к "Лев Иванов", теплоход "Кунашир", теплоход "Симушир", теплоход "Парамушир", "Саско Анива", теплоход "Шантар", "Саско Ангара" и "Саско Авача" не утверждены организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), копии которых являются приложениями к плану транспортных средств (пункты 29-41 акта проверки);
3) в нарушение подпункта 2 пункта 22 Требований N 678 не обеспечено проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на ТС - д/э "Сахалин - 10" (пункт 76 акта проверки);
4) в нарушение пункта 169 Правил проведения досмотра на КПП, на которых осуществляется досмотр пассажиров, расположенных на границе перевозочного сектора зоны транспортной безопасности ОТИ, на пути перемещения объектов досмотра с территории и (или) части ОТИ, находящейся вне зоны транспортной безопасности ОТИ или из сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности ОТИ, отсутствует оборудование отдельного помещения или отдельной части помещения, для проведения дополнительного и (или) личного досмотра (пункт 78 акта проверки).
По факту выявленных нарушений обществу выдано предписание N ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р, которым заявителю предписано предоставить в управление план мероприятий по устранению выявленных нарушений, устранить приведенные выше нарушения и представить в управление до 06.02.2017 документы, подтверждающие устранение указанных нарушений.
Не согласившись с данным предписанием в части, ОАО "СахМП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который частично удовлетворил заявленные требования.
При этом частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие выявленных нарушений, обозначенных в пунктах 15-27, 29-41, 76, 78 оспариваемого предписания, нашло подтверждение материалами дела, в связи с чем в указанной части оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы пароходства.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, не подлежащим отмене, исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Частью 1 статьи 17 данного Закона закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Отношения, связанные с транспортной безопасностью, регулируются Федеральным законом от 09.02.2007 N 16 "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и другими нормативными актами, целями которых являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 11.1 названного Закона федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно подпункту "п" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано Ространснадзором в лице управления как органом, уполномоченным в сфере государственного транспортного надзора, по результатам проверки общества на предмет соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств общества.
Статьей 1 Закона N 16-ФЗ определено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10); обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ).
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 11 статьи 1 этого же Закона транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров и (или) для перевозки грузов повышенной опасности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры (сокращенно - ОТИ) и транспортных средств (сокращенно - ТС) осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
На основании подпункта 4 пункта 6 Требований N 678 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и о транспортном средстве для ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования транспортных средств, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент проведения плановой проверки в реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего транспорта за обществом были зарегистрированы транспортные средства т/х "Пионер Холмска", т/х "Пионер Корсакова", т/х "Пионер Сахалина", т/х "Пионер России", т/х "Пионер Южно-Сахалинска", т/х "Крильон", т/х "Михаил Луконин", т/х "Паромай", т/х "Лютога", т/х "Алдан", т/х "Тобол" (том N 4 л.д. 96-100).
В отношении транспортных средств д/э "Сахалин-8" и д/э "Сахалин-9" субъектом транспортной инфраструктуры значилось ЗАО "Морские паромные линии "Ванино-Сахалин", которому в соответствии со свидетельствами о праве собственности на судно MP-IV N 0005028 от 23.04.2012 и MP-IV N 0005029 от 23.04.2012 принадлежат суда д/э "Сахалин-8" и д/э "Сахалин-9".
Указанные транспортные средства на основании договоров бербоут-чартер (договор фрахтования судна без экипажа) от 01.05.2011 (том N 3 л.д. 1-21) были переданы обществу, которое фактически является их владельцем (лицом, эксплуатирующим морские суда).
Указанные выше транспортные средства внесены в реестр за реестровыми записями N МКС-0001017, 0001018, 0001019, 0001020, 0001021, 0001023, 0001024, 0001027, 0001028, 0001029, 0001030, 0001034 и 0001035.
При таких обстоятельствах вывод органа транспортной безопасности о наличии у заявителя в силу подпункта 4 пункта 6 Требований N 678 обязанности представить полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и о транспортном средстве для ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры является правильным.
То обстоятельство, что 11 морских судов выбыли из владения общества в 2013-2014 годах, что подтверждается соответствующими приказами о выбытии транспортных средств и свидетельствами об исключении судна и Государственного судового реестра РФ (том N 3 л.д.55-79), не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания в указанной части.
В данном случае апелляционная коллегия отмечает, что по смыслу подпункта 4 пункта 6 Требований N 678 представление полных и достоверных сведений сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и о транспортном средстве для ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры означает представление Федеральному агентству морского и речного транспорта актуальных сведений об указанных транспортных средствах и о субъектах транспортной инфраструктуры, их использующих.
В этой связи имеющееся в материалах дела письмо Росморречфлота от 30.12.2016 N УТБ-3442 (том N 4 л.д. 82-85), подготовленное по результатам рассмотрения обращения пароходства о внесении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и водного транспорта информации об обществе, как о субъекте транспортной инфраструктуры в отношении д/э "Сахалин-8" и д/э "Сахалин-9", и об исключении из данного реестра транспортных средств т/х "Пионер Холмска", т/х "Пионер Корсакова", т/х "Пионер Сахалина", т/х "Пионер России", т/х "Пионер Южно-Сахалинска", т/х "Крильон", т/х "Михаил Луконин", т/х "Паромай", т/х "Лютога", т/х "Алдан", т/х "Тобол", свидетельствует не о незаконности пунктов 15-27 оспариваемого предписания, а о фактическом исполнении данных пунктов.
Доказательств того, что на момент выдачи оспариваемого предписания, то есть по состоянию 03.11.2016, перечисленные выше 11 судов были исключены из реестра категорированных ОТИ и ТС, а в сведения по д/э "Сахалин-8" и д/э "Сахалин-9" была включена информация об ОАО "СахМП", как о субъекте транспортной инфраструктуры, материалы дела не содержат.
Следовательно, у органа транспортной безопасности имелись основания для выдачи оспариваемого предписания в части пунктов 15-27.
Ссылки заявителя жалобы на то, что указанные действия (бездействие) общества не могли быть квалифицированы Ространснадзором как нарушение подпункта 4 пункта 6 Требований N 678, поскольку названный нормативный правовой акт вступил в действие с 02.08.2016 и, соответственно, не может быть применим к спорным правоотношениям, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Делая указанный вывод, судебная коллегия учитывает, что контрольные мероприятия проводились в отношении пароходства в период с 28.10.2016 по 03.11.2016, то есть в период действия указанных Требований, в связи с чем вменение обществу указанных нарушений на дату вынесения оспариваемого предписания правилу действия нормативного правового акта во времени не противоречит.
Более того, из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что сроки проведения плановой выездной проверки были перенесены по ходатайству общества, именно, вследствие изменения действующего правового регулирования и вступления в законную силу Требований N 678.
С учетом изложенного каких-либо нарушений в применении закона и квалификации выявленных нарушений на предмет соответствия действующему законодательству суд апелляционной инстанции в действиях управления не усматривает.
Давая оценку законности и обоснованности пунктов 29-41 оспариваемого предписания, судебная коллегия исходит из следующего.
По правилам подпункта 9 пункта 6 Требований N 678 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) копии которых являются приложениями к плану транспортного средства.
Перечень указанных документов приведен в названном подпункте.
Как следует из акта проверки, данные требования не были выполнены обществом в отношении 13 транспортных средств, что последним не отрицается.
Соответственно вывод органа транспортного надзора о нарушении пароходством подпункта 9 пункта 6 Требований N 678 и, как следствие, о наличии оснований для включения в оспариваемое предписание пунктов 29-41, содержащих требование об устранении данных нарушений, является правильным.
Утверждение заявителя жалобы о том, что до утверждения новых планов обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства, включая дополнительную оценку уязвимости ТС, не представлялось возможным выполнить подпункт 9 пункта 6 названных Требований, тем более, что положения данного подпункта не содержали каких-либо сроков для утверждения организационно-распорядительных документов, не может быть принято коллегией во внимание.
В спорной ситуации суд апелляционной инстанции учитывает, что в распоряжении общества на момент проверки имелись утвержденные оценки уязвимости и планы обеспечения транспортной безопасности на все транспортные средства, ввиду чего каких-либо объективных препятствий привести в соответствие с Требованиями N 678 организационно-распорядительные документы не имелось.
При этом отсутствие в подпункте 9 пункта 6 названных Требований сроков для утверждения спорной документации ошибочно расценивается обществом, как возможность отложить выполнение данных требований до утверждения новых планов обеспечения транспортной безопасности и дополнительных оценок уязвимости, поскольку отсутствие таких сроков свидетельствует о необходимости приведения организационно-распорядительных документов в соответствии с действующим законодательством после вступления в законную силу Постановления N 678, что заявителем исполнено не было.
Соответственно оспариваемое предписание в указанной части вынесено законно и обоснованно.
Как следует из пункта 76 предписания управления, обществу вменяется нарушение подпункта 2 пункта 22 Требований N 678, выраженное в необеспечении проведения досмотров на ТС - д/э "Сахалин-10".
Согласно подпункту 2 пункта 22 названных Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчик) в отношении транспортных средств II категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на транспортное средство.
Аналогичное требование, но в отношении транспортных средств III категории, содержится в подпункте 2 пункта 25 Требований N 678.
Материалами дела подтверждается, что ТС - д/э "Сахалин-10" имеет категорию III (том N 4 л.д. 66), в связи с чем на такое транспортное средство правила подпункта 2 пункта 22 Требований N 678, действительно, не распространяются.
Учитывая, что положения подпункта 2 пункта 22 и подпункта 2 пункта 25 указанных Требований содержат идентичные правила относительно обеспечения проведения досмотра на транспортных средствах II и III категории, данное несоответствие обоснованно расценено судом первой инстанции как техническая опечатка.
При таких обстоятельствах включение управлением в оспариваемое предписание от 03.11.2016 N ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р пункта 76 не противоречит требованиям законодательства и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, который не был лишен возможности в рамках исполнения выданного предписания представить доказательства соблюдения требований Закона N 16-ФЗ и Постановления N 678.
Указание заявителя жалобы на то, что им осуществляется досмотр, дополнительный досмотр и повторный осмотр всех объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) на транспортное средство, как с помощью подразделения ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" в соответствии с договором на оказание охранных услуг N 305-16/ПР-38/2016-д10 от 23.03.2016 (том N 4 л.д. 68-75), так и силами работников в соответствии с приказом N 1205 от 19.10.2016 (том N 4 л.д. 64-65), судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из содержания названных документов не следуют функции соответствующих лиц по соблюдению Требований N 678 в части осуществления досмотра.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для вывода о незаконности пункта 76 оспариваемого предписания.
Что касается пункта 78 предписания управления от 03.11.2016 N ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р, то, поддерживая выводы арбитражного суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований пароходства в указанной части, судебная коллегия руководствуется следующим.
Согласно пункту 4 Правил N 227 досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
В ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее - объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. При осуществлении досмотра в целях установления предметов и веществ, запрещенных к перевозке на отдельных видах транспорта, применяются перечни предметов и веществ, запрещенных к перевозке на соответствующих видах транспорта (пункт 5 Правил проведения досмотра).
В соответствии с пунктом 9 названных Правил организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на субъект транспортной инфраструктуры.
Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток (пункт 49 Правил N 227).
Согласно пункту 169 Правил проведения досмотра на КПП, на которых осуществляется досмотр пассажиров, расположенных на границе перевозочного сектора зоны транспортной безопасности ОТИ, на пути перемещения объектов досмотра с территории и (или) части ОТИ, находящейся вне зоны транспортной безопасности ОТИ или из сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности ОТИ, обязательно оборудование отдельного помещения или отдельной части помещения, для проведения дополнительного и (или) личного досмотра.
Как подтверждается материалами проверки (том N 5 л.д. 117-120), на существующем КПП отдельное помещение для проведения дополнительного и (или) личного досмотра отсутствует.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что включение в оспариваемое предписание требования об оборудовании отдельного помещения или отдельной части помещения для проведения дополнительного и (или) личного досмотра не противоречит положениям Правил N 227.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, сам факт наличия КПП у общества для проведения дополнительного и (или) личного досмотра не свидетельствует о наличии в нем отдельного помещения или его отдельной части, и, как следствие, о соблюдении обществом пункта 169 Правил N 227.
Ссылки заявителя жалобы на то, что соблюдение указанных требований обеспечивается посредством использования части помещения КПП путем закрытия дверей и досмотра пассажира в отсутствие других лиц, тем более, что причал является федеральной собственностью, и возведение дополнительных строений для досмотра является дополнительной нагрузкой на причал, не могут быть приняты во внимание как не опровергающие выявленные нарушения.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что предписание органа транспортного надзора от 03.11.2016 N ТБ-ВТ-03/11/2016/790-р в части пунктов 15-27, 29-41, 76, 78 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его недействительным в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
Таким образом, решение арбитражного суда в обжалуемой части по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14.07.2017 по делу N А59-463/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 8467 от 26.07.2017 через АО "Банк Холмск" г. Холмск. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-463/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2018 г. N Ф03-5406/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Сахалинское морское пароходство"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДВФО ФС по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5406/17
05.10.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6407/17
28.09.2017 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-463/17
14.07.2017 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-463/17