Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф06-27892/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
05 октября 2017 г. |
Дело N А12-8078/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 02.10.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 05.10.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2017 года по делу N А12-8078/2017 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению Акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052, Свердловская область, г. Каменск-Уральский)
к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993, г. Волгоград)
заинтересованные лица: Филиал N 7 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Волгоград), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (г. Волгоград),
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" - Сорокина И.А., доверенность от 13.12.2016 года (срок доверенности до 02.12.2019 года);
от Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - не явились, извещены надлежащим образом;
от Филиала N 7 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - не явились, извещены надлежащим образом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее - АО "СУАЛ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), в котором с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать недействительным решение Филиала N 7 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 7) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 129 от 31.01.2017, выраженного в доначислении страховых взносов и уплате штрафа и пени на сумму 1450,41 руб., в т.ч.: за дополнительные дни по уходу за детьми-инвалидами - 556,81 руб.; на непринятые к зачету расходы - 426,06 руб.; штрафы - 196,57 руб.; пени - 270,97 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2017 года требования акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Филиала N 7 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 129 от 31.01.2017, выраженного в доначислении страховых взносов и уплате штрафа и пени на сумму 1450,41 руб., в т.ч.: за дополнительные дни по уходу за детьми-инвалидами - 556,81 руб.; на непринятые к зачету расходы - 426,06 руб.; штрафы - 196,57 руб.; пени - 270,97 руб.
Кроме того, суд взыскал с Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Фонд не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение - заявленные требования АО "СУАЛ" к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения оставить без удовлетворения.
АО "СУАЛ" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 7 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями: NN 410031 14 68218 3, 410031 14 68219 0, 410031 14 68217 6, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.08.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "СУАЛ" по месту нахождения филиала "Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании" является страхователем в Филиале N 7 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании решения от 05.10.2016 N 129 должностными лицами Филиала N 7 проведена выездная проверка АО "СУАЛ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 129 взносы от 13.12.2016 (т. 1 л.д. 49-52).
По результатам проведения в период с 05.10.2016 по 21.10.2016 документальной выездной проверки (акт от 13.12.2016 N 129 взносы), с учетом возражений от 27.12.2016 N 02-959 на акт проверки, Филиалом N 7 31.01.2017 принято решение за N 129, которым АО "СУАЛ" было привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, начислены штраф в размере 198,61 рублей и пени в сумме 274,01 руб. (т. 1 л.д. 46-48).
Пунктом 3 названного решения АО "СУАЛ" было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в МИФНС России N 9 по Волгоградской области в сумме 993,05 руб.
Основанием для принятия решения Государственным учреждением - Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования РФ послужило:
1) начисление и выплаты работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, в сумме 19 200,20 руб. В результате чего, АО "СУАЛ" занизил облагаемую базу для исчисления страховых взносов в 2014 году, неправомерно не начислил и не уплатил страховые взносы за 2014 год в сумме 556,81 руб.
2) назначение и выплаты в пользу работников пособий по временной нетрудоспособности на основании неправильно оформленных медицинским учреждением документов Тихонову В.Г. в сумме 14 691,82 руб. (в т.ч. за счет страхователя 4 006,86 руб.), а также назначение и выплаты в пользу работников пособий с нарушением установленного порядка: Гирнык А.И. в сумме 117,13 руб. и Игнатьевой Н.И. в сумме 233,89 руб. и не принятых к зачету Фондом социального страхования РФ. Всего на сумму 15 042,84 руб.
В результате чего, АО "СУАЛ" занизил облагаемую базу для исчисления страховых взносов в 2013-2014 годах, не начислил и не уплатил страховые взносы за 2013-2014 года в сумме 436,24 руб.
Считая решение Филиала N 7 незаконным в части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности расходов на обязательное социальное страхование, произведенных страхователем, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Фонд считает, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, она подлежит обложению страховыми взносами по обязательному социальному страхованию.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, ТК РФ связывает трудовые отношения с соглашением между работником и работодателем (трудовой договор) и выполнением работником трудовой функции с соблюдением правил трудового распорядка и при обеспечении работодателем условий труда.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки были выявлены нарушения АО "СУАЛ" законодательства РФ о страховых взносах, выразившиеся в не включении в базу для исчисления страховых взносов в 2014 году выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Такая правовая позиция изложена в многочисленной судебной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2015 N 306-КГ15-13260 по делу N А72-677/2015, Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2016 N 306-КГ16-2042 по делу N А65-12112/2015, Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2016 N 306-КГ16-116 по делу N А72-6849/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2016 N Ф06-10103/2016 по делу N А65-20477/2015 и т.д.).
Следовательно, данные выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются вознаграждением за труд, а являются по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для их плательщиков не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Кроме того, основанием для непринятия к зачету расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности послужил неправильно оформленный медицинским учреждением больничный лист Тихонову В.Г. (освобождение от работы с 16.09.2013 по 26.09.2013, а дата выдачи больничного листа 25.09.2013 - не в день выписки из стационара).
В силу статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 4.1. Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В силу пункта 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе лечащие врачи медицинских организаций, фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.
Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы (пункт 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Как следует из материалов дела, фонд в ходе проверки пришел к выводу о том, что пособие Тихонову В.Г. назначено и выплачено на основании листка временной нетрудоспособности, оформленного с нарушением требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), в связи с чем, Фонд признал расходы, понесенные Обществом в связи с выплатой пособия указанному лицу, необоснованными.
Указанные обстоятельства, по мнению Фонда, исключают возможность принятия к зачету сумм, выплаченных Обществом в качестве пособия по временной нетрудоспособности на основании данного листка нетрудоспособности.
В пункте 19 Порядка N 624н указано, что при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен до 10 календарных дней.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорным листком нетрудоспособности, Фондом не опровергнуты, доказательств его выдачи при отсутствии оснований не представлено.
Пунктом 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности определено, что записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей. Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки. Печати медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности.
Оттиск печати медицинской организации должен соответствовать названию, указанному в уставе медицинской организации. При оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях (психиатрических, наркологических организациях, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и др.) могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля организации.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами заявителя о том, что выявленные в ходе проверки нарушения при оформлении листка нетрудоспособности допущены не обществом, а медицинским учреждением, являются незначительными и носят устранимый характер.
Доказательств того, что недостатки в оформлении листка нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, органом фонда социального страхования в материалы дела не представлено.
В Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя.
В силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о неправомерном отказе Филиалом N 7 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Вывод суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемого решения Филиала N 7 недействительным является верным.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2017 года по делу N А12-8078/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8078/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2017 г. N Ф06-27892/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "СИБИРСКО-УРАЛЬСКАЯ АЛЮМИНИЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГУ - ВОЛГОГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ Филиал N 7 -Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, Филиал N7 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации