Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 января 2018 г. N Ф03-4631/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
10 октября 2017 г. |
А37-736/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства образования и молодежной политики Магаданской области: Соколова Д.А., представитель по доверенности от 03.08.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: не явились;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Твой Выбор": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства образования и молодежной политики Магаданской области, общества с ограниченной ответственностью "Твой Выбор"
на решение от 17.07.2017
по делу N А37-736/2017
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Нестеровой Н.Ю.
по заявлению Министерства образования и молодежной политики Магаданской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
о признании незаконным решения
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Твой Выбор"
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и молодёжной политики Магаданской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Магаданской области) от 19.01.2017 по делу N 02-9/7-2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Твой Выбор" (далее-ООО "Твой Выбор", общество).
Решением суда от 17.07.2017 в удовлетворении заявленного Министерством требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство образования и молодёжной политики Магаданской области обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность судебного акта, принятого при неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить. Ссылается на то, что факт наличия договоренности между министерством и ООО "Твой Выбор" материалами дела не подтвержден.
ООО "Твой Выбор", так же, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании апелляционного суда, представитель Министерства доводы своей апелляционной жалобы и доводы апелляционной жалобы ООО "Твой Выбор" поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Иные участники процесса в заседание апелляционного суда явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
ООО "Твой Выбор" в письменном отзыве поддержало позицию Министерства.
УФАС по Магаданской области в возражениях на апелляционные жалобы выразило несогласие с их доводами, просило оставить решение суда в силе как законное и обоснованное. В частности указывает на наличие между Министерством и обществом договоренности, поскольку на момент определения победителя и заключения контракта, услуги, являющиеся предметом контракта, были уже выполнены ООО "Твой Выбор".
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав представителя Министерства, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что УФАС по Магаданской области на основании поступившей информации рассмотрело дело N 02-9/7-2016 по признакам нарушения Министерством образования и молодёжной политики Магаданской области и ООО "Твой Выбор" пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.ж07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции; Закон N 135-ФЗ), выразившегося в фактическом исполнении государственных контрактов N 17-К 2014 от 20.12.2014 (реестровый номер записи 0347100001414000027), N 20-К 2014 от 23.12.2014 (реестровый номер записи 0347100001414000031), N 23-К 2014 от 23.12.2014 (реестровый номер записи 0347100001414000034), N 30-К 2014 от 26.12.2014 (реестровый номер записи 0347100001414000041) до даты подведения итогов конкурентных процедур, определения победителя и заключения государственных контрактов в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Так, 23.12.2014 между Министерством образования и молодежной политики Магаданской области и победителем запроса котировок - ООО "Твой Выбор" был заключен государственный контракт N 23-К2014 от 23.12.2014 (реестровый номер записи N0347100001414000034) на оказание услуги по организации и проведению мероприятия среди молодежи от 18 до 30 лет по теме "Бизнес планирование как инструмент управления бизнесом" в рамках программы Федерального агентства по делам молодежи "Ты предприниматель" в Магаданской области".
В соответствии с Аукционной документацией и пункта 3.1 вышеуказанного государственного контракта срок оказания услуг: с 23.12.2014 по 30.12.2014.
23.12.2014 сторонами подписан Акт сдачи-приемки оказанной услуги по Контракту N 23-К 2014 на оказание услуг от 23 декабря 2014 г.
Согласно Техническому заданию (приложение N 1 к государственному контракту) исполнитель после оказания услуги обязан представить заказчику отчет, в том числе с приложением фотоматериалов.
Представленные ООО "Твой Выбор" отчет по исполнению контракта N 23-К2014 от 23.12.2014 и акт сдачи-приемки оказанной услуги опровергаются фотоматериалами на электронном носителе, которые выполнены 12.12.2014.
Аналогичные нарушения антимонопольного законодательства были допущены Министерством и ООО "Твой Выбор" при оказании услуг по следующим государственным контрактам:
N 17-К2014 от 20.12.2014 (реестровый номер записи 0347100001414000027) на оказание услуги по организации и проведению торжественной церемонии награждения победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России" в рамках программы Федерального агентства по делам молодежи "Ты - предприниматель" в Магаданской области. (Срок исполнения с 20.12.2014 по 27.12.2014, фактическое исполнение 05.12.2014);
N 20-К2014 от 23.12.2014 (реестровый номер записи 0347100001414000031) на оказание услуги по организации и проведению мероприятия среди молодежи от 18 до 30 лет по теме "Виды государственной поддержки малого бизнеса" в рамках программы Федерального агентства по делам молодежи "Ты - предприниматель" в Магаданской области". (Срок исполнения с 23.12.2014 по 30.12.2014, фактическое исполнение 12.12.2014);
N 30-К2014 от 26.12.2014 (реестровый номер записи 0347100001414000041) на оказание услуг по организации и проведению регионального этапа всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России" в рамках программы Федерального агентства по делам молодежи "Ты -предприниматель" в Магаданской области. (Срок исполнения с 26.12.2014 по 27.12.2014, фактическое исполнение с 19.11.2014 по 05.12.2014).
По итогам рассмотрения указанных материалов антимонопольным органом в отношении Министерства образования и молодёжной политики Магаданской области и ООО "Твой Выбор" 15.10.2016 возбуждено дело N 02-9/7-2016 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в фактическом исполнении государственных контрактов (N 17-К 2014 от 20.12.2014, N 20-К 2014 от 23.12.2014, N 23-К 2014 от 23.12.2014, N 30-К 2014 от 26.12.2014) до даты подведения итогов конкурентных процедур, определения победителя и заключения государственных контрактов в нарушение положений Закона N 44-ФЗ и 19.01.2017 принято решение, которым действия министерства и ООО "Твой Выбор" признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
В связи с исполнением и истечением срока действия вышеуказанных государственных контрактов, Комиссией Магаданского УФАС России было принято решение предписание не выдавать.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, с чем так же соглашается и суд апелляционной инстанции в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются с 01.01.2014 Федеральным законом N 44-ФЗ, которым, в том числе установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ).
Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, является Закон N 135-ФЗ.
Частью 2 статьи 1 Закон о защите конкуренции установлено, что целями данного нормативного правового акта являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2).
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Из материалов дела следует, что заключение контрактов между Министерством и обществом состоялось после фактического исполнения сторонами его обязательств.
Более того, ООО "Твой Выбор" исполнило свои обязательства по контрактам ранее, чем стали известны итоги по результатам проведения конкурентных процедур и определен победитель.
Таким образом, ООО "Твой Выбор" были созданы преимущественные условия для признания его победителем в еще незавершенных процедурах закупок, что фактически ограничило круг потенциальных победителей закупки, поскольку победитель уже заранее определен Заказчиком и по факту уже исполнил обязательства в соответствии с предметом еще не заключенного государственного контракта.
Данные действия Министерства и общества являются нарушением порядка проведения запросов котировок и определения победителя, которые привели (или могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, что является нарушением антимонопольного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством и ООО "Твой Выбор" требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и нарушении вследствие этого пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является правильным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением антимонопольного органа.
Ссылки Министерства о возможности в дальнейшем его привлечении к административной ответственности носят предположительный характер, документально не подтверждены, в связи с чем, правомерно отклонены судом первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 17.07.2017 по делу N А37-736/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-736/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 января 2018 г. N Ф03-4631/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство образования и молодежной политики Магаданской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
Третье лицо: ООО "Твой Выбор"