Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2018 г. N Ф08-10338/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2017 г. |
дело N А01-572/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца - представитель Меретуков А.А. по доверенности от 26.05.2017;
от администрации муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" - представитель Петухов В.А. по доверенности от 01.02.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея - представители Ситимов А.Ю. по доверенности N 28 от 10.01.2017; Чич Р.М. по доверенности N 1752 от 26.07.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.08.2017 по делу N А01-572/2017
по иску ООО "Асхан"
к ответчикам - администрации муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение", индивидуальному предпринимателю Гурееву Ю.И.
при участии третьих лиц - администрации муниципального образования "Шовгеновский район", Комитета имущественных отношений администрации муниципального образования "Шовгеновский район", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
о признании торгов и договоров недействительными
принятое в составе судьи Хутыз С.И.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Асхан" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея со следующими требованиями:
признать решение от 07.02.2017 N А-3/18.1-17 недействительным и обязать организатора аукциона допустить ООО "Асхан" и его представителя к процедуре предложения цены;
признать недействительным открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность, на который не разграничена, в отношении земельных участков категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв.м (лот N 1) и кадастровым номером 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв.м (лот N 2), расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева,17 установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, оформленный протоколом N 2 проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка от 17.01.2017;
признать недействительными договоры аренды земельных участков категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв.м. и кадастровым номером 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв.м, расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17 установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, заключенные между АМО "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение", в качестве заинтересованно лица - индивидуальный предприниматель Гуреев Ю.И.
В ходе рассмотрения дела ООО "Асхан" заявило ходатайство об изменении требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 155-158), в соответствии с которым общество просит:
признать недействительными торги, проведенные 17.01.2017 в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв. м (лот N 1) и кадастровым номером 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв. м (лот N 2), расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17 установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, оформленные протоколом N 2 от 17.01.2017 проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка;
признать недействительным договор от 23.01.2017 N 12/Дук аренды земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв. м с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, заключенного между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И. по результатам проведенных 17.01.2017 торгов в форме открытого аукциона;
признать недействительным договор от 23.01.2017 N 13/Дук аренды земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв.м. с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, заключенного между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И. по результатам проведенных 17.01.2017 торгов в форме открытого аукциона.
Определением от 01.06.2017 администрация муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" исключена из числа третьих лиц. Администрация муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальный предприниматель Гуреев Ю.И. привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Определением от 01.06.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация муниципального образования "Шовгеновский район" и Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования "Шовгеновский район".
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.06.2017 требования ООО "Асхан" к Управлению антимонопольной службы по Республике Адыгея о признании недействительным решения от 07.02.2017 N А-3/18.1-17 выделены в отдельное производство, возбуждено дело N А01-1368/2017.
Решением от 11.08.2017 иск удовлетворен, признаны недействительными торги, проведенные администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" 17.01.2017 в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв. м (лот N 1) и кадастровым номером 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв.м. (лот N 2), расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17 установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, оформленные протоколом от 17.01.2017 N 2 проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка.
Признан недействительным договор от 23.01.2017 N 12/Дук аренды земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв.м. с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, заключенный между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Юрием Ивановичем по результатам проведенных 17.01.2017 торгов в форме открытого аукциона.
Признан недействительным договор от 23.01.2017 N 13/Дук аренды земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв.м' с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира Шовгеновский район, участок N6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка заключенный между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Юрием Ивановичем по результатам проведенных 17.01.2017 торгов в форме открытого аукциона.
Решение мотивировано тем, что ООО "Асхан" необоснованно отказано в допуске к участию в торгах. Требования истца о признании договоров N 12/Дук от 23.01.2017 и N 13/Дук от 23.01.2017 аренды земельных участков, заключенных между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И. по итогам проведенных 17.01.2017 торгов в форме открытого аукциона, обоснованны.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в доверенности от 02.12.2016, выданной ООО "Асхан" представителю Натхо Р.А., отсутствовали полномочия на участие в открытом аукционе. Доверенность предусматривала право участвовать только в торгах в виде конкурсов. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 06.02.2017 жалоба ООО "Асхан" признана необоснованной. Указание в заявке ООО "Асхан" на доверенность от 02.12.2016 и гражданина Натхо Р.А. не свидетельствует о наличии у представителя полномочий участвовать от имени общества в открытом аукционе и подписывать необходимые протоколы, совершать какие-либо действия.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея также обжаловано решение в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что ООО "Асхан" признано участником аукциона, о чем направлялось уведомление N 11 от 13.01.2017. Представителю ООО "Асхан" Натхо Р.А. отказано в регистрации для участия в аукционе, так как доверенность не предусматривала полномочий по представлению интересов в администрации поселения, а также по участию в открытом аукционе.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в заседании доводы жалоб отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель индивидуального предпринимателя Гуреева Ю.И. в заседание не явился. Предприниматель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц - администрации муниципального образования "Шовгеновский район", Комитета имущественных отношений администрации муниципального образования "Шовгеновский район" в заседание не явились, о судебном заседании извещены в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" от 14.11.2016 N 62-п (т. 2 л.д. 28-31) объявлен открытый аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах границ муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение".
На сайте https://torgi.gov.ru/ 16.11.2016 администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" опубликовано извещение N 161116/0563471/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, а именно:
лот N 1 - земельный участок с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв.м. с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка;
лот N 2 - земельный участок с кадастровым номером 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв.м. с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка (т. 4 л.д. 50-55).
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 01.12.2016 N 3034 (т. 4 л.д. 56-57) торги на право заключения договоров аренды земельных участков на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" приостановлены.
На основании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея N А-22/18.1-16 от 20.12.2016 (т. 4 л.д. 70-71) в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" от 21.12.2016 N 81-п (т. 4 л.д. 72-74) в постановление от 14.11.2016 N 62-п и в извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков организатором торгов внесены изменения в части определения фактического адреса принятия заявок и проведения аукциона в соответствии с подпунктом 7 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, позволяющего обеспечить подачу заявок потенциальных участников, а также продлены сроки принятия заявок на срок, на который торги были приостановлены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея согласно уведомлению от 01.12.2016 N 3034.
В соответствии с извещением о проведении торгов N 161116/0563471/01 (в окончательной редакции (т. 4 л.д. 90-95) открытый аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков по лотам N 1 и N 2 состоится 17.01.2017 в 11 час. 00 мин. по московскому времени, по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров 268, Литера В (3-й этаж), Бизнес-центр "Кавказ", Конференц-холл.
Прием заявок на участие в открытом аукционе осуществляется с 17.11.2016 с 10 ч. 00 мин., окончание приема заявок - 11.01.2017 в 11 час. 00 мин., в рабочие дни, по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров 268, Литер В (3 этаж), Бизнес-центр "Кавказ", Конференц-холл.
ООО "Асхан" 09.01.2017 поданы заявки на участие в аукционе по лотам N 1 (т. 2 л.д. 68-73) и N 2 (т. 2 л.д. 74-80).
Согласно журналу регистрации заявок (т. 2 л.д. 81-82) заявка ООО "Асхан" по лоту N 1 зарегистрирована 09.01.2017 в 10 час. 23 мин., заявка ООО "Асхан" по лоту N 2 зарегистрирована 09.01.2017 в 10 час. 25 мин.
Кроме того, заявки на участие в аукционе по лотам N 1 и N 2 поданы индивидуальным предпринимателем Гуреевым Юрием Ивановичем (т. 2 л.д. 53-67).
Заявка индивидуального предпринимателя Гуреева Ю.И. по лоту N 1 зарегистрирована в журнале регистрации 09.01.2017 в 11 час. 48 мин., заявка по лоту N 2 - 09.01.2017 в 10 час. 01 мин.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже права аренды земельного участка от 12.01.2017 (т. 2 л.д. 85-87) решением комиссии заявки ООО "Асхан" и индивидуального предпринимателя Гуреева Ю.И. признаны соответствующими требованиям законодательства и документации. ООО "Асхан" и индивидуальный предприниматель Гуреев Ю.И. допущены к участию в аукционе, признаны участниками аукциона по лотам N 1 и N 2.
Из содержания протокола N 2 проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка от 17.01.2017 (т. 2 л.д. 95-96) следует, что на участие в аукционе по лоту N 1 зарегистрирован один участник - индивидуальный предприниматель Гуреев Ю.И.
Представителю участника ООО "Асхан" Натхо Р.А. аукционной комиссией отказано в регистрации на участие в аукционе в связи с тем, что названным представителем представлена ненадлежащим образом оформленная доверенность (в доверенности отсутствуют полномочия по представлению интересов участника в органах власти, местного самоуправления).
На участие в аукционе по лоту N 2 зарегистрирован один участник - индивидуальный предприниматель Гуреев Ю.И.
Представителю участника ООО "Асхан" Натхо Р.А. аукционной комиссией отказано в регистрации на участие в аукционе по названным выше основаниям.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации аукционы по продаже права аренды земельных участков с кадастровым номером 01:07:3300000:2146 и с кадастровым номером 01:07:3300000:2147 признаны несостоявшимися, а договора аренды земельных участков подлежащими заключению с индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И. по начальной цене договора.
На основании постановления главы муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" от 14.11.2016 N 62 и протокола о результатах аукциона от 17.01.2017 N 2, между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И. (арендатор) 23.01.2017 заключен договор аренды N 12/Дук (т. 3 л.д. 3-12), согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:07:3300000:2146, общей площадью 1313030 кв. м с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира, Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Кроме того, между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И. (арендатор) 23.01.2017 заключен договор аренды N 13/Дук (т. 3 л.д. 32-41), согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 01:07:3300000:2147, общей площадью 1060246 кв.м. с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Шовгеновский район, х. Дукмасов, ул. Ушанева, 17, установлено относительно ориентира Шовгеновский район, участок N 6 согласно карте (схеме) размещения земель фонда перераспределения Республики Адыгея, расположенного в границах участка, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Договоры зарегистрированы в установленном порядке.
Полагая недействительными торги, проведенные администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" 17.01.2017 в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды спорных земельных участков, ООО "Асхан" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В продпункте 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки и организации, а также проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляются в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
При этом, в силу пункта 3 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 9 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем, подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.
Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи (пункту 10 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования относительно порядка подготовки и организации аукциона установлены положениями разделов III-V, XVI - XIX Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
В соответствии с пунктами 19 и 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион также признается несостоявшимся. В таком случае уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Заключение указанных договоров не допускается ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Аналогичный перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе предусмотрен и пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. При этом, в силу пункта 25 Правил отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 настоящих Правил, не допускается.
Согласно пункту 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
В части 1 статьи 17 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции").
В соответствии с абзацем 1 пункта 16 статьи 39.11, пунктами 15, абзацем 1 пункта 17 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы) на основании предложений участников аукциона ("шага аукциона"), при котором ежегодный размер арендной платы определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Аналогичный порядок предусмотрен и разделом XX Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. При этом, в силу пункта 136 Правил организатор аукциона обязан обеспечить участникам аукциона возможность принять участие в аукционе непосредственно или через своих представителей.
Как отмечено выше, из содержания протокола N 2 проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка от 17.01.2017 следует, что на участие в аукционе по лотам N 1, N 2 зарегистрирован один участник - индивидуальный предприниматель Гуреев Ю.И.
Представителю участника ООО "Асхан" Натхо Р.А. аукционной комиссией отказано в регистрации на участие в аукционе в связи с тем, что названным представителем представлена ненадлежащим образом оформленная доверенность.
В протоколе указано, что в доверенности отсутствуют полномочия по представлению интересов участника в органах власти, местного самоуправления. Доверенность выдана на представление интересов в организациях и учреждениях Республики Адыгея, при этом администрация поселения не относится ни к одному из перечисленных видов юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Доверенность - односторонняя сделка, к которой в силу статьи 156 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В материалы дела представлена доверенность от 02.12.2016 (т. 1 л.д. 19), выданная генеральным директором ООО "Асхан" Атажаховым Б.С. на имя Натхо Р.А. Из содержания указанной доверенности следует, что она выдана сроком на один год.
Согласно названной доверенности ООО "Асхан" уполномочило Натхо Р.А. быть его представителем во всех организациях и учреждениях Республики Адыгея для участия во всех видах конкурсов (торгов), подавать конкурсную заявку на участие, отзывать конкурсную заявку на участие, представлять интересы участника при проведении итогов конкурса, подписывать все необходимые протоколы конкурса, совершать иные действия, необходимые для участия в конкурсе, подписывать муниципальные и государственные контракты, иные договора, связанные с процедурой проведения конкурса, с правом давать согласие на обработку его персональных данных, расписываться за него и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно пункту 3 статьи 27 Устава муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" (т. 3 л.д. 60-106) администрация муниципального образования обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать со своим наименованием, штампы, бланки и счета, открываемые в соответствии с федеральным законодательством.
Поскольку администрация муниципального образования как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования является учреждением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ представителю ООО "Асхан" Натхо Р.А. в регистрации в аукционе в связи с отсутствием указания в доверенности на полномочия по представлению интересов участника в органах власти, местного самоуправления, является неправомерным.
Ссылка заявителей на то, что доверенность также не предусматривала полномочий по участию в открытом аукционе, а предусматривала право участвовать только в торгах в виде конкурсов, отклоняется апелляционным судом.
Из буквального толкования содержащихся в тексте доверенности слов и выражений (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), следует, что ООО "Асхан" предоставило Натхо Р.А. широкий круг процессуальных полномочий, которые не исключают участие представителя во всех видах, формах торгов, в том числе, в аукционах, проводимых всеми организациями и учреждениями Республики Адыгея.
Ограничений полномочий представителя Натхо Р.А. в выданной ООО "Асхан" Натхо Р.А. для участия в аукционе доверенности от 02.12.2016 не имеется.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами, регулирующими, в том числе порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, в соответствии с которыми были проведены оспариваемые торги, также не предусмотрены какие-либо специальные оговоренные требования к доверенности, выдаваемой участником аукциона своему представителю на право участия в аукционе.
В извещении N 161116/0563471/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, опубликованном 16.11.2016 на сайте https://torgi.gov.ru/ организатором торгов - администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" (т. 2 л.д. 32-40) также указано, что заявители, признанные участниками аукциона, проходят процедуру регистрации участников аукциона в день проведения аукциона в течение 30 (тридцати) минут до начала проведения аукциона, указанного в настоящем извещении. Для регистрации участник (представитель участника) аукциона обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт). Представитель участника аукциона должен иметь при себе доверенность (оригинал) на право представлять интересы участника.
Таким образом, в названном выше извещении о проведении торгов также не предусмотрено каких-либо специальных требований к доверенности, выдаваемой участником аукциона своему представителю на право участия в аукционе.
Ссылка администрации на то, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 06.02.2017 жалоба ООО "Асхан" признана необоснованной, не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку не имеет правового значения.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы не имеет для суда преюдициального значения в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" разъяснено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
В данном случае, ООО "Асхан" признано участником аукциона по лотам N 1 и N 2, однако обществу необоснованно отказано в регистрации на участие в аукционе, что привело к признанию аукционов по продаже права аренды спорных земельных участков несостоявшимися и заключению договоров аренды земельных участков с индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И.
Поскольку допущенное нарушение является существенным и повлияло на результат торгов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у ООО "Асхан" соответствующей заинтересованности в оспаривании аукционов и заключенных по их результатам договоров.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, требования истца о признании договоров аренды земельных участков N 12/Дук от 23.01.2017 и N 13/Дук от 23.01.2017, заключенных между администрацией муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" и индивидуальным предпринимателем Гуреевым Ю.И. по итогам проведенных 17.01.2017 торгов в форме открытого аукциона, обоснованно удовлетворены арбитражным судом.
При таких условиях, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылки заявителей жалоб на то, что представитель ООО "Асхан" Натхо Р.А. является муниципальным служащим, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Данное обстоятельство не указано в протоколах проведения торгов как основание для отказа в допуске представителя к участию в аукционе.
Кроме того, нарушение законодательства о муниципальной службе не предусматривает названных выше последствий.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.08.2017 по делу N А01-572/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-572/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2018 г. N Ф08-10338/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АСХАН"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение", Гуреев Юрий Иванович, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Адыгея
Третье лицо: Администрация МО "Шовгеновский район", АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДУКМАСОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ", ИП Гуреев Юрий Иванович, Комитет имущественных отношений администрации Муниципального образования "Шовгеновский район"
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10338/17
16.10.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15743/17
11.08.2017 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-572/17
14.07.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11316/17