Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2018 г. N Ф08-10817/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
23 октября 2017 г. |
Дело N А63-15420/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юнусовым С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2017 по делу N А63-15420/2016 (судья Орловский Э.И.)
по заявлению муниципального учреждения "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю,
третьи лица: - Администрация города Пятигорска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, индивидуальный предприниматель Бойко С.В. (ОГРН 305263201200133), Министерство имущественных отношений Ставропольского края
о признании незаконным отказа и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Давыдовой М.А. (доверенность N 140 от 09.01.2017), от администрации города Пятигорска - Штейн А.М. (доверенность N 904/01 от 03.03.2017),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 22.09.2016 N 26/028/202/2016-6723 и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:130504:520, расположенный по адресу: г. Пятигорск, пр. Калинина, 27, строение 1, площадью 66 кв.м.
Решением суда от 04.08.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда являются ошибочными. Право собственности на земельный участок у муниципального образования не возникало.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, просил решение отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд находит решение от 04.08.2017 подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 17.02.2014 под кадастровым номером 26:33:110504:520. На участке расположен объект недвижимости - мастерская по ремонту обуви (кадастровый номер 26:33:130504:81), принадлежащий на праве собственности Бойко С.В. на основании договора купли-продажи от 01.10.1992. Участок предоставлен Бойко С.В. в аренду по договору от 20.02.2016 N 08/16.
Постановлением администрации от 11.03.2016 N 681 на основании пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) земельный участок с кадастровым номером 26:33:130504:520 включен в реестр муниципального имущества города Пятигорска.
08.08.2016 учреждение обратилось в Пятигорский отдел управления Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Пятигорск на земельный участок с кадастровым номером 26:33:130504:520.
Уведомлением от 22.08.2016 N 26/028/202/2016-6723 управление Росреестра сообщило учреждению о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем документов, свидетельствующих о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации.
22.09.2016 управление Росреестра направило учреждению отказ N 26/028/202/2016-6723 в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, указав, что к моменту вынесения отказа заявитель не воспользовался правом на предоставление дополнительных документов для осуществления государственной регистрации заявленных прав, а ответы на запросы в рамках межведомственного взаимодействия не получены.
Считая отказ незаконным, учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. К заявлению о государственной регистрации в силу пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 18 Закона N122-ФЗ должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В соответствии со статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, в муниципальной собственности - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Одним из таких федеральных законов является Закон N 244-ФЗ, устанавливающий права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ закреплено, что участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами (часть 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
К собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами (часть 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 данной статьи (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Частью 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 1 названного закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Как установлено судом, Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970 N 723 курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае.
Границы округа санитарной охраны установлены в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона СССР N 4589-VII от 19.12.1969 "Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о здравоохранении", Постановлением Совмина СССР от 05.09.1973 N 654 "Об утверждении Положения о курортах", Приказом Минздрава СССР от 05.11.1973 N 865 "Об утверждении Положения о курортах" и Инструкцией по применению "Положения о курортах", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654" (утв. Минздравом СССР 20.05.1974, Секретариатом ВЦСПС 16.05.1974).
Для названных курортов установлен единый округ санитарной охраны.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 29.01.1986 N 45 утверждены Положения о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Указом Президента РФ от 27.03.1992 N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N 462 утверждено Положение и установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Граница особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установленная Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N 462, соответствует внешнему контуру границы округа санитарной охраны, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300.
17.01.2006 Правительством РФ издано постановление N 14 о признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закона N 26-ФЗ) для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" утвержденные до вступления в силу указанного закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно-санитарной охраны.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон (пункт 3 статьи 16 Закона N 26-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 26-ФЗ курортный регион (район) - это территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Суд счел, что первая, вторая и третья зоны горно-санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска являются составной частью общего округа горно-санитарной охраны названных курортов, который также является и территорией эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, объединяющего эти курорты.
Муниципальное образование город Пятигорск находится в границах вышеуказанного округа горно-санитарной охраны.
Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок расположен на территории курорта федерального значения.
Доказательства расположения земельного участка в границах иных особо охраняемых природных территорий (земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) материалы дела не содержат, в связи с чем, суд пришел к выводу, что указанные в части 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ условия отсутствуют, а положения иных пунктов названной статьи на земельный участок распространяются.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений от 25.10.2016 N 26/001/101/2016-74175 следует, что право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано.
Сторонами не представлено доказательств наличия обстоятельств, указанных в частях 8-9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, в том числе нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) федеральной или краевой собственности.
Согласно письма управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 18.01.2017 N 04-13/88 на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок в реестре государственного имущества Ставропольского края и федерального имущества не состоит.
На спорном земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в частной собственности.
Суд посчитал, что установленное разрешенное использование земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны "Ж-4", в которой расположен участок, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными Решением Думы г. Пятигорска от 12.11.2014 N 35-47 РД.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно признал, что спорный земельный участок в силу закона (часть статьи 1 Закона N 244-ФЗ) относится к муниципальной собственности и оснований для отказа в государственной регистрации права у управления не имелось.
Доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2017 по делу N А63-15420/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15420/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2018 г. N Ф08-10817/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Администрация города Пятигорска, Бойко С. В., Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК