Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2018 г. N Ф08-11417/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
24 октября 2017 г. |
Дело N А22-1209/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации по содействию инвалидам Республики Калмыкия "Иткл" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.07.2017 по делу N А22-1209/2017 (судья Хазикова В.Н.),
по исковому заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к общественной организации по содействию инвалидам Республики Калмыкия "Иткл", третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, о признании договора безвозмездного пользования земельного участка от 10.06.2016 г. N 499/2016-д/а недействительным, применении последствий недействительности сделки и обязании ответчика передать по акту приема-передачи земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от общественной организации по содействию инвалидам Республики Калмыкия "Иткл" - Докаев Б.Г. (председатель),
от Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - Хойнов Г.А. (доверенность от 05.06.2017),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к общественной организации по содействию инвалидам Республики Калмыкия "Иткл" (далее - ответчик, организация, ОО "ИТКЛ" РК) о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельного участка от 10.06.2016 N 499/2016-д/а, применении последствия недействительности сделки в виде возложения обязанности на общественную организацию по содействию инвалидам Республики Калмыкия "Иткл" вернуть Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по акту приема-передачи имущество - земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 08:14:000000:4372, общей площадью 72668 кв.м., расположенный по адресу: РК, г. Элиста, ул. Строительная, западнее д. 62 "А", предназначенный для жилой застройки.
Решением суда от 24.07.2017 исковые требования удовлетворены. Принимая во внимание, что по состоянию на 01.03.2015 в отношении испрашиваемого земельного участка ОО "ИТКЛ" РК как юридическое лицо не существовала, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок не может быть предоставлен ответчику в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшей до 01.03.2015, без проведения торгов.
Не согласившись с решением суда от 24.07.2017, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправомерно ссылается на статью 31 ЗК РФ как на основание представления ответчику земельного участка. Фактически земельный участок был предоставлен ответчику на основании статьи 39.10 ЗК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.06.2016 между министерством и организацией был заключен договор безвозмездного пользования земельного участка N 499/2016-д/а, по условиям которого ответчику был предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 08:14:000000:4372, общей площадью 72668 кв.м., расположенный по адресу: РК, г. Элиста, ул. Строительная, западнее д. 62 "А", предназначенный для жилой застройки.
Договор заключен на срок 10 лет по 09.06.2026.
Посчитав, что условия указанной сделки не соответствуют требованиям действующего законодательства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования на основании следующего.
В силу пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 статьи 18 ЗК РФ предусмотрено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
С учетом внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером 08:14:000000:4372 в государственный кадастр недвижимости, право собственности на него возникло у Республики Калмыкия в силу закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (пункт 1 статьи 690 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктами 1, 5.3.1 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2013 N 65, установлено, что Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством.
Согласно п. 5.3.7 Положения Министерство предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Калмыкия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, оспариваемый договор заключен Министерством в пределах предоставленных полномочий.
Пункт 3 статьи 30 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) предусматривал возможность предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом процедуры предоставления земельного участка, при этом порядок выбора земельного участка и принятие решения о его предоставлении регламентируется статьей 31 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В названном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждается акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пункт 8 этой же статьи определяет, что на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое действует в течение трех лет, в последующем принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с приведенными нормами орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного о выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что согласно протоколу ведения публичных слушаний от 13.02.2015 Докаев Б.Г. представлял интересы группы граждан г. Элиста.
Между тем, общественная организация по содействию инвалидам Республики Калмыкия "Иткл", которой был предоставлен оспариваемый земельный участок, создана в качестве юридического лица и зарегистрирована в Едином государственном реестра юридических лиц 24.04.2015, о чем свидетельствует запись (ОГРН) 1150800000152.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что изначально вышеназванный земельный участок предназначался для предоставления неопределенной группе лиц, представителем которой являлся Докаев Б.Г.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Принимая во внимание, что по состоянию на 1 марта 2015 года в отношении испрашиваемого земельного участка ОО "ИТКЛ" РК как юридическое лицо не существовала, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что земельный участок не может быть предоставлен ответчику в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, без проведения торгов.
Исходя из названия ответчика и отзыва целью деятельности организации является защита прав и интересов инвалидов, содействие развитию индивидуального жилищного строительства.
Доказательств того, что участники ОО "ИТКЛ" РК (протокол N 3 от 01.07.2016) являются инвалидами в материалы дела не представлено.
Также апелляционный суд учитывает следующее.
По состоянию на дату подачи настоящего искового заявления 07.04.2017 согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОО "ИТКЛ" РК налоговым органом 17.02.2017 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованное в журнале "Вестник государственной регистрации" от 22.02.2017 N 7, о чем внесена запись N 2170800030465.
В связи с чем в целях выяснения, является ли ответчик действующим юридическим лицом и осуществляет ли деятельность судом первой инстанции в ИФНС России по г. Элисте был направлен соответствующий запрос.
Согласно ответу ИНФС России по г. Элисте от 20.07.2017 N 04-12/18810 ОО "ИТКЛ" РК из Единого государственного реестра юридических лиц исключено не было, поскольку организацией 04.05.2017 сдана налоговая отчетность (нулевая).
Суд первой инстанции верно отметил, что ранее с даты образования с 24.04.2015 по 04.05.2017 ОО "ИТКЛ" РК никаких действий по сдаче отчетности в налоговую инспекцию не предпринимала. Указанное может свидетельствовать о том, что организация фактически деятельность не вела, и единственной целью ее создания было получение в безвозмездное пользование земельного участка.
В силу статьи 153 ГК РФ действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей признаются сделками.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, истцом в силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ должно быть доказано, что условия сделки, о признании которых ничтожными он просит, действительно не соответствуют требованиям конкретного закона или иных определенных правовых актов.
Совместным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что в связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что исковые требования о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельного участка от 10.06.2016 N 499/2016-д/а, заключенного между истцом и ответчиком, подлежат удовлетворению.
Иное толкование норм права, а именно указание апеллянта на то, что земельный участок был предоставлен ответчику на основании статьи 39.10 ЗК РФ, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В силу изложенного, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.07.2017 по делу N А22-1209/2017 принято при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе отнесены на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.07.2017 по делу N А22-1209/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1209/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2018 г. N Ф08-11417/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство по земельным имущественным отношениям Республики Калмыкия
Ответчик: по содействию Инвалидам РК "Иткл"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ