г. Москва |
|
02 ноября 2017 г. |
Дело N А41-31751/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Павловский квартал" - Астаповской В.П. (представителя по доверенности от 25.09.2017),
от заинтересованного лица по делу - Министерства строительного комплекса Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2017 по делу N А41-31751/17, принятое судьей Гвоздевым Ю.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Павловский квартал" к Министерству строительного комплекса Московской области об оспаривании предписания, третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Павловский квартал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство, административный орган, заинтересованное лицо) с требованием признать недействительным и отменить предписание 50МСN 04/0087/17 от 28.03.2017.
Решением от 10.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
Министерство строительного комплекса Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества с ограниченной ответственностью "Павловский квартал" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства строительного комплекса Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу и отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Павловский квартал", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что общество является застройщиком многоквартирных жилых домов по адресу: Московская область, Истринский район, Павлово-Слободское сельское поселение на основании разрешения на строительство от 28.10.2016 N RU50-06- 6321-2016, выданного Министерством.
05.12.2016 Обществом заключены 4 договора долевого участия в строительстве многоквартирных жилых домов с гражданами N N ПВК-22-1-1-1, ПВК-23-1-1-1, ПВК-24-1-1-1, ПВК-25-1-1-1.
09.12.2016 договоры представлены на регистрацию в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Государственная регистрация указанных договоров проведена в январе 2017 года, что подтверждается отметками на договорах.
О состоявшейся регистрации договоров регистрирующий орган уведомил Министерство письмами от 22.01.2017.
Полагая, что Обществом не были выполнены требования части 2 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ и части 5 статьи 6 Федерального закона N 304-ФЗ в части направления проектной декларации по строительству многоквартирного жилого дома для выдачи заключения Министерство выдало Обществу предписание об устранении указанного нарушения в срок до 14.04.2017.
Не согласившись с предписание, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома осуществляется на основании договора участия в долевом строительстве.
Требования к договору участия в долевом строительстве по состоянию на дату заключения Обществом договоров (05.12.2016) были установлены статьей 4 Закона N 3214-ФЗ, в том числе: договор подлежит заключению в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Особенности государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве до 01.01.2017 были установлены статьей 25.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона N 122-ФЗ). В соответствии с частью 2 названной статьи, государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства), документов, предусмотренных и следующих документов:
1) разрешение на строительство;
2) проектная декларация;
3) план создаваемого объекта недвижимого имущества;
4) один из следующих документов:
договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, а также документ, подтверждающий уплату страховой премии в соответствии с договором страхования;
договор поручительства за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, а также документ, подтверждающий оплату вознаграждения по договору поручительства;
5) списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
В течение пяти рабочих дней со дня проведения государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, уведомляет об этом уполномоченный на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Федерального закона N 214-ФЗ и Федерального закона N 122-ФЗ, были Обществом выполнены. Общество представило договоры долевого участия, датированные 05.12.2016 в регистрирующий орган с приложением необходимых документов. Договоры были зарегистрированы, о чем регистрирующий орган уведомил Министерство.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и иные законодательные акты, в частности, с 01.01.2017 изменен порядок регистрации договоров участия в долевом строительстве.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с 01.01.2017 одним из обязательных документов для государственной регистрации договора долевого участия является заключение контролирующего органа, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Порядок выдачи такого заключения установлен частями 2 - 2.3 статьи 19 Закона N 214-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017.
С 01.01.17 на застройщика возлагается обязанность направить в контролирующий орган проектную декларацию до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома.
Исполнение указанной обязанности обеспечивается невозможностью осуществить государственную регистрацию договора долевого участия без представления указанного заключения, а не путем выдачи предписания контролирующим органом.
Вместе с тем, как следует из части 5 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что договоры долевого участия от 05.12.2016 были сданы обществом на государственную регистрацию в 2016 году, поэтому отношения, связанные с их государственной регистрацией возникли до 01.01.2017, и требования статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ на них не распространяются.
Следовательно, не имеется правовых оснований требовать от Общества получения документа, необходимого для государственной регистрации договора долевого участия, обязанность по получению которого возникла только с 01.01.2017.
Также суд первой инстанции правомерно разъяснил, что контролирующий орган не лишен возможности и вправе проверить соответствие застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ, путем проведения проверочных мероприятий в рамках компетенции.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку арбитражный суд первой инстанции выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил и истолковал нормы Федерального закона N 214-ФЗ и Федерального закона N 304-ФЗ от 03.07.2016.
Арбитражный суд первой инстанции верно пришел к выводу, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и иные законодательные акты, в частности, с 01.01.2017 изменен порядок регистрации договоров участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства многоквартирного дома.
В соответствии с ч.2 ст.48 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с 01.01.2017 одним из обязательных документов для государственной регистрации договора долевого участия является заключение контролирующего органа, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона N 214-ФЗ, выданное не ранее чем за 60 дней до дня предоставления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и иного объекта недвижимости.
Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и иного объекта недвижимости направляется застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 ст.23 Федерального закона N 214-ФЗ, для получения в соответствии с ч.2.1. ст.19 Федерального закона N 214-ФЗ заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч.2 ст.3, ст.20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ.
Таким образом, с 01.01.2017 на застройщика возлагается обязанность направить в контролирующий орган (Министерство строительного комплекса) проектную декларацию до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома.
Исполнение указанной обязанности обеспечивается невозможностью осуществить государственную регистрацию договора долевого участия с первым участником долевого строительства многоквартирного дома без представления указанного заключения, что регламентировано Федеральным законом N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", вступившим в силу с 01 января 2017 года.
С учетом того, что и Федеральный закон N 304-ФЗ и Федеральный закон N 218-ФЗ устанавливающие обязанность застройщика направлять в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ проектную декларацию до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и иного объекта недвижимости для получения в соответствии с ч.2.1 ст.19 Федерального закона N 214-ФЗ вступили в силу только с 01.01.2017, а первые договоры долевого участия были заключены Застройщиком и сданы на государственную регистрацию в декабре 2016 года, то требования Федерального закона N 304-ФЗ и Федерального закона N 218-ФЗ на ООО "Павловский квартал" не распространяются.
Данный вывод также подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и, в котором разъясняется порядок осуществления государственной регистрации поступивших в территориальные органы Росреестра до 1 января 2017 г.
В связи с тем, что требования к оформлению проектной декларации, содержащиеся в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/ПР "Об утверждении формы проектной декларации" согласно ч.2 ст.19 Федерального закона N 214-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 304-ФЗ) начали действовать только с 10.01.2017. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что согласно п.4 ст.2 ст.3.1 Федерального закона N 214-ФЗ на официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся с привлечением средств участников долевого строительства, в электронном виде должно быть размещено заключение о соответствии, являются несостоятельными, так как не распространяются на строящиеся объекты в случае, если первый договор долевого участия по строящемуся объекту зарегистрирован до 01.01.2017.
Первые договоры долевого участия в отношении жилых домов N N 22,23,24,25 были предоставлены застройщиком в регистрирующий орган 09.12.2016. Общество свои обязательства по подаче документов для регистрации договоров с первым участником долевого строительства многоквартирного дома исполнило надлежащим образом, в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона N 122-ФЗ, действовавшими на дату подачи заявления.
Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Кроме того, в соответствии с ч.5 ст.72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Следовательно, у Министерства строительного комплекса Московской области, не имеется правовых оснований требовать от Общества получения заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч.2 ст.3, ст.20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 304-ФЗ), о чем арбитражный суд первой инстанции сделал соответствующий вывод в решении.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание было выдано без достаточных оснований, не соответствует действующему законодательству, и возлагает на Общество обязанность, не предусмотренную нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2017 по делу N А41-31751/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31751/2017
Истец: ООО "ПАВЛОВСКИЙ КВАРТАЛ"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Территориальный отдел N 8 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство строительного комплекса Московской области