Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2018 г. N Ф06-30188/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
17 ноября 2017 г. |
Дело N А57-10510/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2017 года по делу N А57-10510/2017 (судья Калинина А.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2)
к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (ОГРН 1026402192816, ИНН 6450031793, 410038, г. Саратов, ул. Загорная, 13)
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236, 410010, г. Саратов, ул. им. Бирюзова С.С., 7А)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова - Бухаровой Е.А., действующей на основании доверенности от 15.06.2017 09-5022, Барсукова И.С., действующего на основании доверенности от 11.01.2017 N 09-37, Бедринцева А.Ю., действующего на основании доверенности от 11.01.2017 N 09-38,
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Танцеревой Н.Г., действующей на основании доверенности от 24.11.2016, Чередниковой С.М., действующей на основании доверенности от 25.05.2017,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова (далее - УПФР в Волжском районе г. Саратова) от 06.03.2017 N 073Б19170001548 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 18 сентября 2017 года Арбитражный суд Саратовской области заявленные ОАО "РЖД" требования удовлетворил.
Суд признал недействительным решение УПФР в Волжском районе г.Саратова от 06.03.2017 N 073S19170001548 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, суд взыскал с УПФР в Волжском районе г. Саратова в пользу ОАО "РЖД" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
УПФР в Волжском районе г. Саратова не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "РЖД" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области извещена о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.10.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Приволжская дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" представила в УПФ исходную форму СЗВ-М за август 2016 года в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Впоследствии, Приволжской дирекцией тяги, установив, что в исходных формах СЗВ-М за август 2016 года, отсутствовали сведения о шести застрахованных лицах, 25.01.2017 на отсутствовавших застрахованных лиц, представлены дополняющие формы СЗВ-М за август 2016 года.
Управлением проведена камеральная проверка представленных сведений, по результатам которой решением от 06.03.2017 N 073S19170001548 Приволжская дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" привлечена к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования в виде штрафа в размере 3000 руб.
ОАО "РЖД", не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оснований для привлечения ОАО "РЖД" к ответственности за представление дополнительных сведений у УПФ не имелось.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года подлежали представлению в орган пенсионного фонда не позднее 12.09.2016.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Приволжская дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" представила в УПФ исходную форму СЗВ-М за август 2016 года 07.09.2016, т.е. в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Впоследствии, Приволжской дирекцией тяги, установив, что в исходных формах СЗВ-М за август 2016 года, отсутствовали сведения о шести застрахованных лицах, 25.01.2017 на отсутствовавших застрахованных лиц, представлены дополняющие формы СЗВ-М за август 2016 года.
Как следует из мотивировочной части оспариваемого решения, УПФР в Волжском районе г. Саратова признало данное обстоятельство несвоевременным представлением страхователем плательщиком сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о шести застрахованных лицах и пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
При этом в резолютивной части решения состав правонарушения указан как неполнота и недостоверность представленных сведений.
В судебном заседании представители Пенсионного фонда пояснили суду, что Обществу вменяется несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о шести застрахованных лицах.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, т.е. на момент предоставления сведений, дополняющей формы и вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, приложением N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" была предусмотрена возможность представления организациями корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом пенсионного фонда.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549).
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Названное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у УПФР в Волжском районе г. Саратова правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В апелляционной жалобе УПФР в Волжском районе г. Саратова указывает, что в данном случае предоставленные Обществом дополняющие сведения о шести застрахованных лицах нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о данных шести застрахованных лицах отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод УПФР в Волжском районе г. Саратова в силу следующего.
Как указано выше, нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Обществом в установленный срок представлены сведения о застрахованных лицах по установленной форме за август 2016 года.
Однако Общество самостоятельно установило неполному данных сведений и отсутствия в них сведений о шести застрахованных лицах.
Общество исправило данную ошибку и направило в орган Пенсионного Фонда дополняющие сведения за указанный период.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности.
Указанный УПФР в Волжском районе г. Саратова в апелляционной жалобе подход по сути лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае предоставления неполных сведений о количестве застрахованных лиц за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, выводы суда о неправомерности оспариваемого решения УПФР в Волжском районе г. Саратова является верными.
Судебная коллегия соглашается с доводами подателя жалобы о том, что суд первой инстанции в решении сослался на Инструкцию "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318, однако названное Постановление признано утратившим силу еще в 2010 году.
Действительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 346 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318 признано утратившим силу.
Однако ссылка суда первой инстанции на указанный акт не привела к принятию неправильного решения по изложенным выше основаниям.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба УПФР в Волжском районе г. Саратова удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2017 года по делу N А57-10510/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10510/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2018 г. N Ф06-30188/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ГУ УПФР в Волжском районе г. Саратова, ГУ-УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова
Третье лицо: МРИ ФНС N 8 по Саратовской области, ФНС России МРИ N 8 по Саратовской области