Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2018 г. N Ф08-453/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 ноября 2017 г. |
дело N А53-11938/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 28.04.2017 Бугаенко В.П.; представитель по доверенности от 08.11.2017 Васильева Ю.А.,
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 02.06.2017 Шабанова Т.М.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 по делу N А53-11938/2017 по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова,
заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, заинтересованное лицо, учреждение) N 22 от 24.04.2017 N 33 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 признано незаконным решение филиала N 22 Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.04.2017 N 33 о привлечении плательщика страховых взносов - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части занижения базы для начисления страховых взносов на компенсационные выплаты на лечение в сумме 1 149 072,40 руб., как не соответствующее статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Судебный акт мотивирован тем, что спорные выплаты выплачены служащим Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова в связи с наличием статуса муниципального служащего, однако, носят социальный характер и не зависят от квалификации работников, сложности и качества, количества, условий выполнения самой работы, то есть, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), следовательно, на компенсацию за лечение распространяется действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Суммы выплат ежегодной компенсации на лечение являются государственным пособием, выплачиваемым в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления и не подлежат обложению страховыми взносами.
Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного филиалом решения от 24.04.2017 N 33.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, главным специалистом - ревизором группы проверок филиала N 22 ГУ РРО ФСС РФ, на основании решения директора филиала N 22 от 27.03.2017 N 60-227/17, проведена проверка Управления ЖКХ администрации г. Азова по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 31.03.2017 N 60н/с.
В соответствии с актом проверки страхователем не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаченные доходы в сумме 1149072,40 руб. В результате в проверяемом периоде необоснованно занижена база для начисления страховых взносов в сумме 1 149 072,40 руб. на увеличенные доходы застрахованным лицам. Всего по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ в сумме 2298,16 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
24.04.2017 директором филиала N 22 РРО ФСС РФ в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова вынесено решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде обязания уплатить недоимку в сумме 2 298,16 руб., штраф в сумме 459,63 руб. и пени в сумме 256,29 рублей.
Учреждение, полагая данное решение управления необоснованным и противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящими требованиями.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165-ФЗ), обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 11 Федерального закона N 165-ФЗ органы контроля должны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, то есть, региональные отделения Фонда и их филиалы, проводят камеральные и документальные проверки страхователей.
В соответствии с решением Азовской городской Думы от 12.12.2013 N 290 "О бюджете администрации города Азова на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" финансовым управлением администрации города Азова доведены УЖКХ администрации г. Азова показатели сводной бюджетной росписи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (приложение N8) с учетом бюджетных ассигнований в размере 115,6 тыс. руб., предусмотренных на уплату страховых взносов с ежегодной компенсацией на лечение муниципальным служащим.
Согласно решению Азовской городской Думы от 20.05.2014 N 326 "О внесении изменений в решение Азовской городской Думы "О бюджете города Азова на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" УЖКХ администрации г. Азова сокращены лимиты бюджетных обязательств на уплату страховых взносов с ежегодной компенсации на лечение муниципальным служащим в сумме 115,6 тыс. руб., что подтверждается доведенными показателями сводной бюджетной росписи от 27.05.2014.
При планировании бюджета города на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов Управление ЖКХ администрации г. Азова руководствовалось полученным от финансового управления администрации г. Азова письмом от 11.08.2014 N 11/393, в котором дается рекомендация использовать в работе письмо министерства финансов Ростовской области от 07.08.2014 N 9Э-9.1.4.2/2699, где указывается, что компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку и на лечение работников непосредственно связаны с выполнением гражданским служащим трудовых обязанностей и не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Финансовое управление администрации г. Азова письмом от 23.04.2014 N 11/206 направило для использования в работе разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.02.2013 N 30-24/2046 по вопросам определения объектов обложения страховыми взносами с просьбой учесть указанные разъяснения при исполнении бюджета г. Азова в 2014 году.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации указано, что при начислении страховых взносов на компенсационные выплаты на лечение, производимые муниципальным и государственным гражданским служащим Ростовской области в качестве дополнительных государственных гарантий следует учитывать позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 04.09.2012 N ВАС-11326/12 и от 05.12.2012 NВАС-15562/12, в которых указывается на то, что компенсации на лечение работников непосредственно связаны с выполнением гражданским служащим трудовых обязанностей и не подлежат обложению страховыми взносами.
Министерство финансов Ростовской области в своем письме от 07.08.2014 N 9Э- 9.1.4.2/2699 также указывает на то, что при начислении страховых взносов на ежегодные компенсационные выплаты на лечение, производимые государственным гражданским служащим Ростовской области в качестве дополнительных государственных гарантий, необходимо руководствоваться разъяснениями Пенсионного фонда (письмо от 12.02.2013 N 30-24/2046).
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
В статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, а также в статье 422 Налогового Кодекса Российской Федерации приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального Закона N 125-ФЗ, подпункт 2 пункта 1 статьи 422 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Поскольку Федеральный Закон N 125-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Предусмотренные статьей 129 Трудового Кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Компенсации, определенные статьей 164 Трудового Кодекса Российской Федерации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) и Областным законом от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" (далее - Закон N 786-ЗС) не определен перечень документов, на основании которых выплачивается ежегодная компенсация на лечение. Она выплачивается всем муниципальным служащим, состоящим в трудовых отношениях с органом исполнительной власти - органом местного самоуправления (Управлением ЖКХ г. Азова) за счет средств бюджета муниципального образования.
Указанные выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения и связаны со статусом лица, как муниципального служащего. При этом указанные законы не предусматривают представления работниками каких-либо документов о ее использовании, то есть, законодательно не содержат условий возмещения затрат, не установлена обязанность муниципальных служащих представлять какие-либо документы, подтверждающие целевое использование указанных выплат. Целевое назначение выплат определяется показателями сводной бюджетной росписи бюджета города Азова, утвержденной решением Азовской городской Думы о бюджете города Азова на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 25-ФЗ Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
При этом статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Трудовым кодексом РФ, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом N 25-ФЗ.
Пунктом 4 статьей 9 Областного закона N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" определено, что компенсация на лечение является дополнительной гарантией, предоставляемой муниципальному служащему, и выплачивается за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований один раз в квартал.
Статьей 22 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Выплата ежегодной компенсации на лечение согласно статье 7 Областного закона от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" не входит в состав денежного содержания.
Пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Данные требования содержатся в пункте 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Это в полной мере соотносится с принципом самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положения о самостоятельности органов местного самоуправления в определении размера и условий оплаты труда муниципальных служащих закреплены и в Федеральном законе N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (статья 22).
Система оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования "Город Азов" установлена Положением "Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципального образования "Город Азов", утвержденным решением Азовской городской Думы от 04.09.2014 N 353 (далее -Положение).
Согласно статьям 7 и 10 Положения, утвержденного решением Азовской городской Думы от 04.09.2014 N 353, ежегодная компенсация на лечение в размере 4,8 должностного оклада относится к иным выплатам социального характера.
Исходя из положений раздела 8 приложения N 3 к указанному Положению муниципальному служащему один раз в квартал выплачивается компенсация на лечение в размере фиксированного коэффициента 1,2 должностного оклада.
Выплата компенсации на лечение муниципальным служащим, принятым на муниципальную службу в течение квартала, а также при выходе муниципального служащего из отпуска по уходу за ребенком, производится пропорционально полным месяцам, прошедшим со дня поступления на муниципальную службу или со дня выхода из отпуска по уходу за ребенком до окончания квартала.
При увольнении муниципального служащего, а также при уходе муниципального служащего в отпуск по уходу за ребенком, компенсация на лечение выплачивается пропорционально полным месяцам, прошедшим с начала квартала до дня увольнения либо ухода в отпуск по уходу за ребенком.
В период нахождения муниципального служащего в отпуске по уходу за ребенком ежегодная компенсация на лечение не выплачивается.
Размер компенсации на лечение определяется исходя из размера должностного оклада, установленного на день окончания соответствующего квартала.
В остальных случаях муниципальному служащему компенсация на лечение выплачивается в полном объеме.
Учитывая изложенное, суммы выплат ежегодной компенсации на лечение являются государственным пособием, выплачиваемым в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления, не подлежат обложению страховыми взносами. В связи с чем, решение филиала N 22 ГУ РРО ФСС РФ от 24.04.2017 N33 о необоснованном занижении базы для начисления страховых взносов в сумме 1 149 072,40 руб. на увеличенные доходы застрахованным лицам на сумму пособия на лечение и соответственно доначислении недоимки, штрафа и пени подлежит признанию незаконным в части привлечения плательщика страховых взносов ГУ ЖКХ администрации г.Азова к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах как не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 по делу N А53-11938/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11938/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2018 г. N Ф08-453/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЗОВА
Ответчик: ГУ - РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ филиал N 22 -Ростовского регионального отделения ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-453/18
17.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14382/17
07.08.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12892/17
21.07.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-11938/17