г. Самара |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А65-14221/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 ноября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.11.2017 в помещении суда апелляционные жалобы Садыкова Айрата Альбертович и публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2017 по делу N А65-14221/2017 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" (ИНН 1651000010, ОГРН 1021602502316), г.Нижнекамск Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Садыкова Айрата Альбертовича, г.Нижнекамск Республики Татарстан,
об оспаривании требования,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Гаррапова Г.И. (доверенность от 11.01.2017),
представитель публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" Ахмадиева Г.М. (доверенность от 15.11.2017),
в отсутствии Садыкова Айрата Альбертовича извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" (далее - ПАО "Нижнекамскнефтехим", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании требования Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 17.04.2017 N ИП-05/6162 о предоставлении информации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Садыков Айрат Альбертович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2017 по делу N А65-14221/2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционных жалобах ПАО "Нижнекамскнефтехим" и Садыков А.А. просили отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Татарстанское УФАС России в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель ПАО "Нижнекамскнефтехим" поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Татарстанского УФАС России апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании подпункта 1.4.1 пункта 1.4 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных Приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244, согласно которому ФАС России может поручить рассмотреть заявление, поступившие в ФАС России, своему территориальному органу, на территории деятельности которого совершено нарушение антимонопольного законодательства, ФАС России письмом от 07.04.2017 N РП/23104/17 поручило Татарстанскому УФАС России рассмотреть обращение от 25.02.2017.
21.04.2017 в ПАО "Нижнекамскнефтехим" поступил запрос Татарстанского УФАС России от 17.04.2017 N ИП-05/6162, в котором со ссылкой на статьи 23 и 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) содержалось требование о предоставлении информации и документов в связи с поступившим обращением гражданина по вопросу установления обществом необоснованного коэффициента фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих капитальный ремонт и строительство на его территории, а также заключения договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд общества с необоснованным установлением их стоимости.
Материалами дела подтверждается и Татарстанским УФАС России не оспаривается, что обращение от 25.02.2017, явившееся основанием для направления указанного запроса, было подписано неизвестным лицом с незаконным использованием фамилии, имени, отчества и должностного положения Садыкова А.А. - начальника службы безопасности ПАО "Нижнекамскнефтехим".
ПАО "Нижнекамскнефтехим" направило руководителям ФАС России и Татарстанского УФАС России письмо от 28.04.2017 N 16318-Исх.П. с указанием на анонимность указанного обращения, поскольку Садыков А.А., действительно занимающий должность начальника службы безопасности ПАО "Нижнекамскнефтехим", никаких писем в адрес ФАС России в отношении общества не направлял, неустановленные лица в нарушение закона использовали его персональные данные - фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, своего согласия на это он не давал.
Письмо аналогичного содержания от 27.04.2017 N 16213-Исх.П. было направлено самим Садыковым А.А. в ФАС России и Татарстанское УФАС России.
Татарстанское УФАС России не уведомило ПАО "Нижнекамскнефтехим" о результатах рассмотрения поступившей информации.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 АПК РФ указанный запрос (требование), возлагающий на ПАО "Нижнекамскнефтехим" определенные обязанности, может быть самостоятельным предметом оспаривания в арбитражном суде по правилам, установленным главой 24 АПК РФ,
Согласно части 2 статьи 201 АПК арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая ПАО "Нижнекамскнефтехим" в удовлетворении заявления об оспаривании указанного запроса (требования) о предоставлении информации, сослался на то, что обращение поступило в Татарстанское УФАС России из ФАС России 13.04.2017, через три дня (17.04.2017) в общество был направлен указанный запрос, а информация о том, что Садыков А.А. не подписывал обращение от 25.02.2017, поступила в Татарстанское УФАС России 27.04.2017, то есть по истечении 10 дней после направления запроса.
Однако, как видно из материалов дела, Татарстанским УФАС России не была соблюдена предусмотренная статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент), процедура рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения: 1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица); 2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление; 3) описание нарушения антимонопольного законодательства; 4) существо требований, с которыми заявитель обращается; 5) перечень прилагаемых документов.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.6 Административного регламента. В пункте 3.7 Административного регламента указано, что если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем.
Частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены. Аналогичные требования содержатся в пункте 3.8 Административного регламента.
Между тем в обращении от 25.02.2017 не были указаны адрес места жительства заявителя, его имя и отчество полностью (содержались только инициалы), не описано нарушение антимонопольного законодательства и существо требований, с которыми заявитель обращается; в обращении также не указана причина невозможности представления документов или предполагаемое лицо, у которого документы могут быть получены.
В силу императивного правила, установленного частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, в случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.
Поскольку в обращении от 25.02.2017 отсутствовали вышеуказанные сведения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пунктами 3.6, 3.7 и 3.8 Административного регламента, Татарстанское УФАС России должно было оставить указанное обращение без рассмотрения, однако не сделало этого, тем самым нарушив требования части 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, указанное обращение не могло послужить основанием для направления Татарстанским УФАС России оспариваемого требования (запроса).
Оспариваемым требованием (запросом) Татарстанского УФАС России нарушены права и законные интересы ПАО "Нижнекамскнефтехим" в сфере экономической деятельности, в том числе право на осуществление этой деятельности без произвольного вмешательства государственных органов, которое защищено, в том числе, запретом на рассмотрение государственными органами анонимных обращений (часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и на использование имени другого лица без его согласия (пункт 4 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, исполнение оспариваемого запроса Татарстанского УФАС России (ксерокопирование значительного количества документов, по данным общества - более 300 тыс. листов) потребовало бы значительных материальных, трудовых и временных затрат и, соответственно, могло бы причинить обществу существенный материальный ущерб.
В связи с неисполнением указанного запроса Татарстанское УФАС России составило в отношении ПАО "Нижнекамскнефтехим" протокол об административном правонарушении от 07.06.2017 N А05-884/2017, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Решение ФАС России от 11.10.2017 N АК/70320/17, принятое по результатам рассмотрения жалобы ПАО "Нижнекамскнефтехим" на постановление Татарстанского УФАС России по делу N А05-885/2017 об административном правонарушении, никаким образом не доказывает правомерность направления оспариваемого запроса.
Вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Татарстанского УФАС России после получения сведений об анонимности указанного обращения общество должно было обжаловать, не основан на законе.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционные жалобы ПАО "Нижнекамскнефтехим" и Садыкова А.А., отменяет обжалуемое судебное решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о признании оспариваемого требования (запроса) незаконным и об обязании Татарстанского УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
С учетом положений частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Татарстанского УФАС России в пользу ПАО "Нижнекамскнефтехим" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб., в том числе расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., понесенные обществом при подаче заявления в суд первой инстанции, и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы; с Татарстанского УФАС России в пользу Садыкова А.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2017 года по делу N А65-14221/2017 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 апреля 2017 года N ИП-05/6162 о предоставлении информации.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в пользу публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в пользу Садыкова Айрата Альбертовича расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14221/2017
Истец: ПАО "Нижнекамскнефтехим", г.Нижнекамск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Представитель Раскин М.Г., Садыков А.А.
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30005/18
20.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14867/17
20.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15839/17
04.09.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-14221/17