Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2018 г. N Ф06-29885/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
22 ноября 2017 г. |
Дело N А65-7388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Мила Моторс" - генерального директора Милонас Джон Иаковоу, представителя Алиевой Л. (доверенность от 01.06.2017),
от министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга" - представитель не явился, извещено,
муниципального казенного учреждения Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Автомастер" - представитель не явился, извещено,
акционерного общества "Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа "Алабуга" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2017 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мила Моторс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-7388/2017 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мила Моторс", Республика Татарстан, г.Елабуга, к министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, государственному учреждению "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга", Республика Татарстан, г.Елабуга, муниципальному казенному учреждению Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Елабуга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Автомастер", Республика Татарстан, г.Елабуга, акционерное общество "Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа "Алабуга", Республика Татарстан, г.Елабуга,
о приведении земельного участка с кадастровым номером 16:18:200201:134 в соответствие с условиями договора купли-продажи N 1 от 24.05.2007,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мила Моторс" (далее - ООО "Мила Моторс", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, государственному учреждению "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга", муниципальному казенному учреждению Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о приведении земельного участка с кадастровым номером 16:18:200201:134 в соответствии с условиями договора купли-продажи N 1 от 24.05.2007, на котором расположены объекты недвижимости (литер А1 производственный корпус, литер А административно-бытовой корпус), в соответствии с их месторасположением (Республика Татарстан, Елабужский район, г.Елабуга, тер.Алабуга ОЭЗ), где действует особый правовой и экономический режим - особая экономическая зона и внести изменения в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Автомастер", акционерное общество "Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа "Алабуга" (далее - АО "Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа "Алабуга").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Мила Моторс" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Факт нахождения указанных объектов на территории, где действует особый экономический режим, подтверждается свидетельствами о присвоении кадастрового номера объекту недвижимости ЕА 4606 от 27.08.2001 и ЕА 4605 от 27.08.2001, выданные государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан), а также п.9.3.1 и 9.3.2 договора. Кто являлся правообладателем на земельный участок под вышеуказанными объектами недвижимости на момент отчуждения, т.е. на 24.05.2007, суд так и не установил.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:134 был образован лишь 12.07.2007, в связи с чем для установления фактических обстоятельств дела 21.06.2017 и 12.07.2017 истцом было заявлено дважды письменное ходатайство об истребовании доказательств (документов) в судебном порядке у ответчиков с указанием границ и состава земель, входящих в территории ОЭЗ и момент ее образования, однако суд отставил указанные ходатайства без внимания и не принял никаких мер к решению спорного вопроса.
В отзыве на апелляционную жалобу государственное учреждение "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, государственного учреждения "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга", муниципального казенного учреждения Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, третьих лиц: ООО "Автомастер", АО "Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа "Алабуга", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ООО "Мила Моторс" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ООО "Мила Моторс", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Мила Моторс" на основании договора купли-продажи N 1 от 24.05.2007 является собственником незавершенного строительством производственного корпуса "База механизации с автобазой на 450 спецмашин" с кадастровым номером 16:18:200201:0001:0030 и незавершенного строительством административно-бытового корпуса "Базы механизации с автобазой на 450 спецмашин" с кадастровым номером 16:18:200201:0001:0031, что подтверждается свидетельствами от 12.07.2007 серии 16-АА N 280647, серии 16-АА N 280648.
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 16:18:200201:134.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:134, площадью 54 056 кв.м с разрешенным использованием под промышленное предприятие, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, территория промышленной площадки "Алабуга", находится в собственности заявителя и приобретен им на основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Татарстан, занимаемого объектом недвижимости N 072-922 от 10.03.2011.
Полагая, что данный земельный участок должен входить в особую экономическую зону, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Законом Республики Татарстан от 22.04.1998 N 1569 "О свободной экономической зоне "Алабуга" (далее - Закон Республики Татарстан N 1569) была создана свободная экономическая зона.
Свободная экономическая зона "Алабуга" - ограниченная территория, на которой действует особый правовой и экономический режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, устанавливаемый настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Татарстан N 1569).
Статья 2 Закона Республики Татарстан N 1569 предусматривала, что Свободная экономическая зона создается кабинетом министров Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом на территории промышленной площадки Елабужского автомобильного завода общей площадью 16,5 кв. км, расположенной в Елабужском районе Республики Татарстан.
В Свободной экономической зоне устанавливается особый льготный режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, предоставляемый юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Свободной экономической зоне в качестве участников.
Однако Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2003 N 11-ГО3-5 Закон Республики Татарстан N 1569 признан недействующим с момента вынесения данного судебного акта.
Впоследствии 22.07.2005 был принят Федеральный закон N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
Статьей 40 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи особых экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается.
Согласно статье 4 Федерального закона N 116-ФЗ на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны, в том числе, промышленно-производственные особые экономические зоны.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Статья 6 Федерального закона предусматривает, что решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
На основании указанного постановления между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Татарстан и администрацией Елабужского муниципального района Республики Татарстан подписано соглашение от 18.01.2006 N 6678-ГГ/Ф7 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно - производственного типа" (далее - соглашение).
Дополнительным соглашением N 15266-ГГ/Ф7 от 16.10.2006 к соглашению определены границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан.
Площадь земельного участка, выделяемого под создание особой экономической зоны промышленно - производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан, составляет 19 981 137 кв.м границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики ТатарстанЮ проходят по границам земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:0031, Республика Татарстан, Елабужский район, копия выписки государственного земельного кадастра от 23 сентября 2006 года N 2-2006-2365 (приложение 1 к настоящему дополнительному соглашению) и с кадастровым номером 16:18:200201:0046, Республика Татарстан, Елабужский район, копия выписки государственного земельного кадастра от 23.09.2006 N 2-2006-2366 (приложение 2 к настоящему дополнительному соглашению (пункты 2 и 3 дополнительного соглашения).
К соглашению подписаны дополнительные соглашения N С-686-ОС/Д14 от 22.11.2013, N С-350-ЕЕ/Д14 от 04.09.2014, которыми утвержден перечень земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения N С-686-ОС/Д14 от 22.11.2013 настоящее дополнительное соглашение определяет границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан (далее - ОЭЗ), которые проходят по границам земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:000000:308, 16:18:200201:186, 16:18:200201:144, 16:18:200201:181, 16:18:200201:172, 16:18:200201:182, 16:18:200201:168, 16:18:200201:169, 16:18:200201:155, 16:18:200201:156, 16:18:200201:157, 16:18:200201:166, 16:18:200201:167,
16:18:200201:171, 16:18:200201:170, 16:18:140401:1689, 16:18:200201:173, 16:18:200201:174, 16:18:200201:175, 16:18:200201:176, 16:18:200201:177, 16:18:200201:178, 16:18:200201:179, 16:18:200201:180, 16:18:200201:190, 16:18:200201:191, 16:18:200201:192, 16:18:200201:193, 16:18:200201:195, 16:18:200201:196, 16:18:200201:197, 16:18:200201:198, 16:18:200201:199, 16:18:200201:201, 16:18:200201:204, 16:18:200201:207, 16:18:200201:208, 16:18:200201:209, 16:18:200201:194, 16:18:200201:200, 16:18:200201:202, 16:18:200201:203, 16:18:200201:205, 16:18:200201:215, 16:18:200201:214, 16:18:200201:216, 16:18:200201:218, 16:18:200201:219, 16:18:200201:226, 16:18:200201:227, 16:18:200201:228, 16:18:140401:1754, 16:18:140401:1755, 16:18:200201:229, 16:18:140401:1774, 16:18:06040954, 16:18:060401:255, 16:18:140401:1836, 16:18:200201:235, 16:18:200201:234, 16:18:140401:1835, 16:18:200201:233, 16:18:200201:232, 16:18:200201:236, 16:18:200201:237, 16:18:200201:238, 16:18:200201:297, 16:18:200201:296, 16:18:200201:299, 16:18:200201:300, 16:18:140401:1949, 16:18:200201:301, 16:18:140401:1991, 16:18:060401:257, 16:18:200201:302, 16:18:200201:338, 16:18:200201:343, 16:18:200201:342, 16:18:200201:341, 16:18:200201:340, 16:18:200201:339, 16:18:000000:650, 16:18:140401:2032, 16:18:140401:2033, 16:18:200201:368, 16:18:200201:365, 16:18:200201:366, 16:18:200201:367, 16:18:200201:370, 16:18:200201:373, 16:18:200201:374, 16:18:200201:381, 16:18:200201:380, 16:18:200201:407, 16:18:200201:410, 16:18:200201:423, 16:18:200201:438, 16:18:200201:439, 16:18:200201:437, 16:18:200201:438, 16:18:200201:441, 16:18:200201:442, 16:18:140401:2141, 16:18:140401:2132, 16:18:140401:2205, 16:18:200201:443, 16:18:200201:458, 16:18:200201:457, 16:18:200201:459, 16:18:200201:460, 16:18:200201:461, 16:18:200201:462, 16:18:140401:2302, 16:18:000000:839, 16:18:200201:463, 16:18:200201:453, 16:18:200201:352, 16:18:200201:450.
Пунктом 1 дополнительного соглашения N С-350-ЕЕ/Д14 от 04.09.2014 определено, что в границы особой экономической зоны промышленно -производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан включаются земельные участки с кадастровым номерами 16:18:140401:2194, 16:18:140401:2293, 16:18:140401:2297, 16:18:140401:2294, 16:18:140401:2295, 16:18:140401:2001, 16:18:140401:2296, 16:18:140401:1970, 16:18:060401:290, 16:18:140401:2193, 16:18:140401:336, 16:18:140401:338, 16:18:140401:2167, 16:18:060401:267, 16:18:060401:271, 16:18:060401:272, 16:18:060401:273, 16:18:060401:274, 16:18:060401:2365, 16:18:060401:2362, 16:18:140401:2366, 16:18:140401:2206, 16:18:140401:2427, 16:18:140401:2423, 16:18:140401:2426, 16:18:140401:2424, 16:18:140401:2428, 16:18:140401:2422, 16:18:140401:2241, 16:18:140401:2242, 16:18:140401:2252, 16:18:140401:2441, 16:18:140401:2444, 16:18:140401:2442, 16:18:140401:2440, 16:18:140401:2439, 16:18:140401:2443, 16:18:140401:2438, 16:18:140401:473, 16:18:140401:292.
Из границ ОЭЗ исключается земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:490, образованный из земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:308, включенного в границы ОЭЗ пунктом 1 дополнительного соглашения от
22.11.2013 N С686-ОС/Д14 к соглашению.
Исследовав и оценив указанные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорный земельный участок в состав особой экономической зоны не входил и не входит.
Истец приобрел в собственность объекты незавершенного строительства, расположенные на спорном земельном участке, только в 2007 году по договору с ООО "Автомастер", то есть после создания особой экономической зоны промышленного производственного типа в Елабужском районе Республики Татарстан.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательств наличия нормативно-правового акта, принятого в соответствии с Федеральным законом, об отнесении спорного земельного участка к землям особо экономической зоны.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:134 и расположенные на нем объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 16:18:200201:0001:0030 и 16:18:200201:0001:0031 изначально не входили в территорию (состав) особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан и не включались в него в дальнейшем, то указанный земельный участок не может быть включен в его территорию (состав) на основании решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в удовлетворении заявления общества отказал.
Доводы апелляционной жалобы о неполном исследовании судом обстоятельств дела отклоняются.
В соответствии с ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, исходя из того, что заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в границах особой экономической зоны, не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка заявителя на отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств (документов) в судебном порядке у ответчиков с указанием границ и состава земель, входящих в территории ОЭЗ, и на момент ее образования, необоснованна. В материалы дела были представлены дополнительные соглашения N С-686-ОС/Д14 от 22.11.2013, N С-350-ЕЕ/Д14 от 04.09.2014, которыми утвержден перечень земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан. Соответственно судом первой инстанции был установлен перечень земельных участков, входящих в границы указанной особой экономической зоны. При этом вхождение в ее границы спорного земельного участка не установлено.
Кроме того, избранный заявителем способ защиты права (требование о приведении земельного участка в соответствие с условиями договора купли-продажи N 1 от 24.05.2007) не позволяет восстановить нарушенные, по мнению заявителя, права, поскольку условия указанного договора должны соответствовать законодательству, регулирующему создание особой экономической зоны, а не наоборот. Изначально, при заключении договора, заявитель должен был убедиться в соответствии указанных в нем условий законодательству, в том числе в нахождении земельного участка в границах особой экономической зоны. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Следовательно, законным основанием для включения земельных участков в составах указанной ОЭЗ является соглашение о её создании.
Между тем в данном случае соглашение от 18.01.2006 N 6678-ГГ/Ф7 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно - производственного типа" и дополнительные соглашения к нему не предусматривают включения спорного земельного участка, принадлежащего заявителю, в состав особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 21 августа 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-7388/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7388/2017
Истец: ООО "Мила Моторс", г.Елабуга
Ответчик: ГУ "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга", г. Елабуга, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань, Муниципальное казенное учреждение земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: АО " Особая Экономическая зона Промышленного - производственного типа "Алабуга", ООО "Автомастер", Елабужский район, Промышленная площадка "Алабуга"