Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2018 г. N Ф05-456/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 ноября 2017 г. |
Дело N А41-67022/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Артлэнд медиа": Сутулова Е.А. по доверенности от 01.09.2015 N 9/2015;
от заинтересованного лица, администрации Ленинского муниципального района Московской области: Дулов А.Н. по доверенности от 03.10.2017 N 90;
от 3-их лиц, закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина", общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри сервис", общества с ограниченной ответственностью "Ентер плюс", общества с ограниченной ответственностью "Расвэро", общества с ограниченной ответственностью "Восток-Медиа", общества с ограниченной ответственностью "Траст", общества с ограниченной ответственностью "Русс аутдор", общества с ограниченной ответственностью "Доминанта-Управляющая": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.09.2017 по делу N А41-67022/16, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Артлэнд Медиа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконным решение администрации от 28.07.2016 N 0502 об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в части рекламных конструкций, расположенных по следующим ориентирам: Московская область, Ленинский район, автодорога "Подъезд к аэропорту "Домодедово" 23 км+500-м лево, 26 км+680 право, 26 км+500-м лево, 26 км+050-м лево, 25 км+370-м лево и 24 км+100 м право;
- обязать администрацию выдать разрешения на указанные рекламные конструкции.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют закрытое акционерное общество "Совхоз имени Ленина", общество с ограниченной ответственностью "Гэллэри сервис", общество с ограниченной ответственностью "Ентер плюс", общество с ограниченной ответственностью "Расвэро", общество с ограниченной ответственностью "Восток-Медиа", общество с ограниченной ответственностью "Траст", общество с ограниченной ответственностью "Русс аутдор", общество с ограниченной ответственностью "Доминанта-Управляющая".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.09.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей администрации и общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 22.06.2016 обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (т. 1 л.д. 10-28).
Письмом от 28.07.2016 N 0502 (т. 1 л.д. 8-9) администрация отказала обществу в выдаче разрешений по указанным в заявлении адресам, мотивируя тем, что в схеме размещения установки рекламных конструкций Ленинского муниципального района испрашиваемых мест, свободных от прав третьих лиц, не имеется.
Посчитав отказ администрации в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, не соответствующим действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - это собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи ст. 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Схема размещения объектов наружной рекламы на территории Ленинского муниципального района Московской области (далее - Схема размещения) утверждена постановлением администрации 30.12.2011 N 3618.
В рассматриваемом случае общество, обращаясь за выдачей разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, исходило из того, что места размещения всех 6 спорных рекламных конструкций внесены в Схему размещения и находятся на земельных участках, принадлежащих закрытому акционерному обществу "Совхоз имени Ленина", с которым у общества заключены договоры.
Вместе с тем из содержания оспариваемого отказа, спорные места размещения рекламных конструкций были предоставлены третьим лица на основании договоров, заключенных с администрацией (т. 1 л.д. 104-167).
Из материалов дела следуют и сторонами не оспаривались следующие обстоятельства:
Расположение рекламной конструкции по адресу: Московская обл., Ленинский район, вблизи пос. Развилка автодорога подъезд к аэропорту "Домодедово", справа при движении в Москву, 23 км + 500 м лево возможно, согласно схеме, на позициях под номерами 21 и 23.
Расположение рекламной конструкции по адресу: Московская обл., Ленинский р-он, в районе 27-й км автодорога подъезд к аэропорту "Домодедово", справа при движении в область, 26 км + 680 м право возможно, согласно схеме, на позиции под номером 85.
Расположение рекламной конструкции по адресу: Московская обл., Ленинский р-он, автодорога подъезд к аэропорту "Домодедово", справа при движении в Москву, 26 км + 500 м лево возможно, согласно схеме, на позиции под номером 82.
Расположение рекламной конструкции по адресу: Московская обл., Ленинский р-он, вблизи дер. Апаринки автодорога подъезд к аэропорту "Домодедово", справа при движении в Москву, 26 км + 050 м лево, возможно, согласно схеме, на позиции под номером 76.
Расположение рекламной конструкции по адресу: Московская обл., Ленинский р-он, вблизи дер. Апаринки автодорога подъезд к аэропорту "Домодедово", слева при движении в область, 25 км + 370 м лево, возможно, согласно схеме, на позиции под номером 173.
Расположение рекламной конструкции по адресу: Московская обл., Ленинский р-он, вблизи дер. Апаринки автодорога подъезд к аэропорту "Домодедово", справа при движении в область, 24 км + 100 м право, возможно, согласно схеме, на позиции под номером 34 и 171.
В связи с тем, что судом первой инстанции установлено наличие спора о принадлежности земельных участков, на которых могут располагаться спорные рекламные конструкции в соответствии с графическими материалами Схемы размещения, с целью определения точных координат расположения рекламных конструкций согласно утвержденной Схеме объектов наружной рекламы на территории Ленинского муниципального района Московской области судом назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Согласно заключению эксперта рекламная конструкция на позиции с номером 21 может располагаться на земельном участке с кадастровыми номерами 50:21:0000000:5 (принадлежащем ФКУ "Центравтомагистраль", сведениям из ЕГРН) и/или 50:21:0050208:108 (принадлежащем ООО "ТТ Девелопмент", согласно сведениям из ЕГРН).
Рекламная конструкция с номером 23, по мнению эксперта, однозначно расположена частично на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:5 (принадлежащем ФКУ "Центравтомагистраль") и частично на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:36263 (принадлежащем ЗАО "Совхоз имени Ленина").
Рекламная конструкция с номером 85 может располагаться на земельном участке с кадастровыми номерами 50:21:0000000:5 (принадлежащем ФКУ "Центравтомагистраль") и/или 50:21:0070106:129 (принадлежащем ЗАО "Совхоз имени Ленина" согласно сведениям из ЕГРН).
Рекламная конструкция с номером 82 однозначно расположена частично на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:5 (принадлежащем ФКУ "Центравтомагистраль"), и частично на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0060103:246 (принадлежащем ЗАО "Совхоз имени Ленина").
Рекламная конструкция с номером 76 может располагаться на земельном участке с кадастровыми номерами 50:21:0000000:5 (принадлежащем ФКУ "Центравтомагистраль") и/или 50:21:050404:225 (принадлежащем ЗАО "Совхоз имени Ленина").
Рекламная конструкция с номером 173 может располагаться на земельном участке с кадастровыми номерами 50:21:0000000:5 (принадлежащем ФКУ "Центравтомагистраль") и/или 50:21:050404:225 (принадлежащем ЗАО "Совхоз имени Ленина").
Рекламные конструкции с номерами 34 и 171 могут располагаться на земельном участке с кадастровыми номерами 50:21:0000000:5 (принадлежащем ФКУ "Центравтомагистраль") и/или 50:21:0040112:503 (принадлежащем ЗАО "Совхоз имени Ленина").
Возражений относительно экспертного заключения сторонами не представлено, администрацией в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не заявлялись.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одними из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ввиду отсутствия сомнений в обоснованности заключения эксперта, а также отсутствия противоречий в выводах эксперта суд признает указанное заключение эксперта надлежащим доказательством для целей определения координат расположения рекламных конструкций.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
Исходя из представленного экспертного заключения, земельные участки, на которых могут быть установлены рекламные конструкции в соответствии с утвержденной схемой, не находятся во владении и распоряжении администрации, следовательно, правовые основания для заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций у администрации отсутствуют.
В свою очередь, обществом представлены договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенные с собственником земельных участков ЗАО "Совхоз им. Ленина", которые подтверждают согласие владельца на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на его территории, что соответствует части 9, пункта 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные рекламные конструкции не соответствуют схеме размещения, утвержденной постановлением администрации от 14.09.2017 N 3249, отклоняется апелляционным судом, поскольку в соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ и иными нормами, содержащимися в главах 24 АПК РФ, проверка ненормативных правовых актов, решений действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, осуществляется по обстоятельствам, существующим на момент их вынесения/совершения.
Кроме того, на момент обращения общества в администрацию с заявлением о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций действовала схема размещения, утвержденная постановлением администрации от 30.12.2011 N 3618. На момент принятия обжалуемого решения 11.09.2017, указанная схема размещения не была отменена или изменена.
В силу части 2 статьи 182, части 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению.
Новая Схема размещения была утверждена 14.09.2017, то есть в период исполнения судебного акта, что свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика и отсутствии у него намерения исполнять судебный акт.
Согласно пункту 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из изложенного следует, что в установленный в решении суда от 11.09.2017 двухмесячный срок администрация должна была выдать обществу разрешения на срок действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Согласно представленным в материалы дела договорам, заключенным с ЗАО "Совхоз им. Ленина", срок их действия составляет до 01.12.2022.
То есть у администрации на основании решения Арбитражного суда Московской области от 11.09.2017 возникла обязанность выдать разрешения обществу на установку рекламных конструкций по спорным адресам сроком до 01.12.2022.
Изменение схемы размещения рекламных конструкций после принятия решения не свидетельствует о его незаконности или неисполнимости. Внесение органом местного самоуправления изменений в схему размещения влечет для владельца рекламной конструкции иные правовые последствия, предусмотренные Законом о рекламе, но никак не отмену решения суда, принятого на основании действующей схемы размещения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.09.2017 года по делу N А41-67022/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67022/2016
Истец: ООО "АРТЛЭНД МЕДИА"
Ответчик: Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области
Третье лицо: ЗАО "СОВХОЗ ИМЕНИ ЛЕНИНА", ООО "Восток Медиа", ООО "ГЭЛЛЭРИ СЕРВИС", ООО "Доминанта-Управляющая", ООО "ЕНТЕР ПЛЮС", ООО "РАСВЭРО", ООО "РУСС АУТДОР", ООО "ТРАСТ", ООО "Ентер плюс", ООО"Расвэро", АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15013/19
30.03.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-456/18
29.11.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16790/17
11.09.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-67022/16