Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2018 г. N Ф06-30823/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
29 ноября 2017 г. |
Дело N А55-12787/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от государственного учреждения - Самарское Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 - представитель не явился, извещено,
от государственного казенного учреждения Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий" - представителя Незамаевой И.В. (доверенность от 01.06.2017),
третье лицо: Федосеева Лариса Александровна - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 ноября 2017 года апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2017 года по делу N А55-12787/2017 (судья Мешкова О.В.), принятое по исковому заявлению государственного учреждения - Самарское Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10, Самарская область, г.Тольятти, к государственному казенному учреждению Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий", Самарская область, г.Тольятти, третье лицо: Федосеева Лариса Александровна, Самарская область, с.Подстепки,
о взыскании 84 416,28 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Самарское Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (далее - истец, ГУ - СРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий" (далее - ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют", ответчик, учреждение) о взыскании излишне выплаченного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 84 416,28 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федосеева Лариса Александровна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены, с ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" в пользу ГУ - СРО ФСС РФ взысканы убытки в размере 84 416 руб. 28 коп. в виде излишне выплаченного пособия.
В апелляционной жалобе ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что количество дней в расчетном периоде электронный реестр не содержит, соответственно предоставить недостоверные сведения о количестве календарных дней в расчетном периоде для исчисления пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Федосеевой Ларисе Александровне ответчик не может. В столбце 25 указана только сумма среднего заработка.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ГУ - СРО ФСС РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" является в силу положений ст.2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страхователем и состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в ГУ - СРО ФСС РФ в лице филиала N 10.
Страхователем ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" 21.07.2015 для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет застрахованному лицу - Федосеевой Л.А. в ГУ - СРО ФСС РФ был направлен электронный реестр сведений, содержащий следующие данные: ребенок, за которым осуществляется уход, дата рождения, очередность рождения: Федосеева Есения, 21.01.2015, третий; период выплаты пособия по уходу за ребенком: с 01.07.2015 по 31.07.2016; средний заработок: 433649,86 руб.; количество дней в расчетном периоде: 365.
На основании представленных страхователем сведений Федосеевой Л.А. ГУ - СРО ФСС РФ в лице филиала N 10 было рассчитано и выплачено пособие по уходу за ребенком до полутора лет, исходя из расчета: 433649,86 х 365 х 30,4 х 40% = 14447,05 руб.
Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет по заявлению Федосеевой Л.А. осуществлена на лицевой счет застрахованного лица ГУ - СРО ФСС РФ платежными поручениями: N 279931 от 10.08.2015 на сумму 14 447,05 руб., N 533621 от 14.09.2015 на сумму 14 447,05 руб., N 705108 от 06.10.2015 на сумму 14 447,05 руб., N 131964 от 16.11.2015 на сумму 14 447,05 руб., N 291192 от 04.12.2015 на сумму 14 447,05 руб., N 487849 от 24.12.2015 на сумму 14 447,05 руб., N 742286 от 04.02.2016 на сумму 14 447,05 руб., N 080163 от 03.03.2016 на сумму 14 447,05 руб., N 400192 от 05.04.2016 на сумму 14 447,05 руб., N 644768 от 04.05.2016 на сумму 14 447,05 руб., N 011615 от 06.06.2016 на сумму 14 447,05 руб., N 368062 от 06.07.2016 на сумму 14 447,05 руб., N 648233 от 08.08.2016 на сумму 14 447,05 руб., а всего на сумму 187 811,65 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
В период с 20.02.2017 по 22.02.2017 главным специалистом ГУ - СРО ФСС РФ была проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294.
По результатам данной проверки, ГУ - СРО ФСС РФ составлен акт N 75 от 01.03.2017 и справка к нему.
Проведенной проверкой было установлено, что страхователь - ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" - предоставил недостоверные сведения о количестве календарных дней в расчетном периоде для исчисления пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - Федосеевой Ларисе Александровне.
По данным страхователя, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, составляет 365 дней, а согласно представленному для проверки отчету - 663 дня.
Согласно представленным для проверки документам Федосеева Л.А. ушла в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 23 мая 2015 года. Ей было назначено пособие в сумме 7 953,49 руб. за полный календарный месяц. При этом представлен расчет, в котором среднедневной заработок составляет 654,07 руб.
Исходя из расчетных ведомостей по начислению заработной платы, Федосеева Л.А. получила пособие по уходу за ребенком до полутора лет за май 2015 года в сумме 2 309,08 руб., за июнь 2015 года в сумме 7 953,49 руб., то есть без нарушений по назначению и выплате пособия.
Отпуск по уходу за третьим ребенком до полутора лет у Федосеевой Л.А. наступил в мае 2015 года (до перехода на "пилотный проект"). При передаче сведений в июле 2015 года в ГУ - СРО ФСС РФ для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет, застрахованному лицу - Федосеевой Л.А. страхователем - ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" был представлен электронный реестр с ошибками, то есть содержащий недостоверные сведения для исчисления пособия. В результате чего был завышен среднедневной заработок застрахованного лица и размер пособия. В двух предшествующих годах, взятых для расчета пособия, число учитываемых календарных дней составляет 663, а в заявлении о выплате пособия было указано 365 дней.
Таким образом, пособие по уходу за ребенком до полутора лет начислено и оплачено с заниженным количеством дней в расчетном периоде, что является нарушением и противоречит содержанию п.3.1. ч.3 ст.14 гл.4 Федерального закона N 255-ФЗ, а именно: средний дневной заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком до полутора лет определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с законодательством не начислялись.
Кроме того, истцом установлено, что в заявлении от 23.05.2017 Федосеева Л.А. просила предоставить отпуск с 23.05.2015, а приказом N 166 от 20.07.2015, оформленным спустя 2 месяца, отпуск предоставлен с 22.05.2015 по 31.07.2016, хотя в листке нетрудоспособности по беременности и родам отпуск предоставлен до 22.05.2015, а приступить к работе - с 23.05.2015. Но в заявлениях страхователя и в реестрах указан иной приказ - N 115 от 18.05.2015, хотя само заявление от 23.05.2015, а на проверку ревизору был предоставлен приказ N 166 от 20.07.2015.
Позже письмом ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" N 332 от 22.05.2015 в ГУ- СРО ФСС РФ уточнило, что срок отпуска считать по 31.07.2016.
В заявлении, направленном для назначения и выплаты пособия в ГУ- СРО ФСС РФ, срок выплаты пособия организацией указан с 22.05.2015 (а не с 23.05.2015) по 30.06.2016 с ссылкой на приказ N 115 от 18.05.2015, а не представленный на проверку приказ N 166 от 20.07.2015.
В реестре, направленном для назначения и выплаты пособия в ГУ- СРО ФСС РФ, срок выплаты пособия организацией также указан с 22.05.2015 (а не с 23.05.2015) по 30.06.2016 с ссылкой на приказ N 115 от 18.05.2015, а не предоставленный на проверку приказ N 166 от 20.07.2015.
Кроме того, ГУ- СРО ФСС РФ согласно представленным на проверку документам было обнаружено, что справка от второго родителя была получена только 15.07.2015, а пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованному лицу выплачивалось с мая 2015 года. Следовательно, страхователь, назначая и выплачивая пособие, не собрал всех необходимых документов, требуемых законодательством для назначения и выплаты пособия. Справка была затребована страхователем только тогда, когда документы для назначения и выплаты пособия передавались в ГУ- СРО ФСС РФ при переходе Самарской области на "прямые выплаты" с 01.07.2015.
В связи с предоставлением страховщиком недостоверных данных в ГУ- СРО ФСС РФ произошли излишне понесенные затраты страховщиком (убытки), то есть Федосеевой Л.А. было излишне выплачено пособие по уходу за ребенком до полутора лет в общем размере 84 416,28 руб. (187811,65 - 103 395,37).
Истцом в адрес ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" была направлена претензия N 07-28/07/5800 от 06.04.2017 с уведомлением о факте излишне понесенных расходов в связи с предоставлением учреждением недостоверных сведений и требованием вернуть излишне уплаченную сумму пособия. Ответ на претензию с возражениями (письмо N 221 от 24.04.2017) получен ГУ- СРО ФСС РФ 25.04.2017. Поскольку денежные средства в добровольном порядке не были возвращены в ФСС РФ, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве с указанием на отсутствие недостоверности сведений, суд первой инстанции отклонил по следующим основаниям.
С 01 июля 2015 года в Самарской области был изменен порядок осуществления страхового возмещения застрахованным лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Самарская область с 01 июля 2015 года участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В порядке пункта 3 Положения страхователь не позднее 5-ти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - "реестр сведений"), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.
Материалами по делу подтверждается, что 21 июля 2015 года ответчик направил в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации реестр сведений в электронной форме по форматам, установленным Фондом, для оплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в пользу застрахованного лица - гражданки Федосеевой Л.А. (л.д. 34-39).
Согласно ст.11.1 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии со статьей 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка).
Статьей 14 указанного нормативного правового акта установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды: 1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; 2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись.
Установлено, что в указанном реестре ответчиком были отражены обязательные для заполнения сведения по расчетному периоду (2013 - 2014 годы), календарным дням (365 дней) и сумме заработка (за 2013 - 2014 годы - 215831,72 руб. и 217 818,14 руб. соответственно средний заработок для исчисления пособия составил 433 649,86 руб.) для исчисления среднего заработка в целях расчета ежемесячного пособия застрахованному лицу - Федосеевой Л.А.
Истцом была произведена обработка представленных ответчиком реестровых данных и на основании представленных сведений был произведен расчет, назначено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в пользу застрахованного лица - Федосеевой Л.А. исходя из расчета: 433649,86 х 365 х 30,4 х 40% = 14447,05 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом в материалы настоящего дела скан.копиями электронного реестрового файла (л.д.34-90).
По данным страхователя, представленным фонду, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, составляет 365 дней, а согласно представленному для проверки отчету - 663 дня.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком до полутора лет определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с законодательством не начислялись.
Согласно Порядку заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденному приказом Фонда социального страхования РФ от 15.06.2012 N 233 "Об утверждении форм реестров_", (п.2.13) в столбце 25 "Средний заработок для исчисления пособия за расчетный период" указывается сумма среднего заработка, начисленного в отношении получателя пособия за расчетный период, указанный в столбцах 23 и 24 реестра сведений, определенная в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" с учетом статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В случае подачи получателем пособия заявления в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в данном столбце указывается сумма среднего заработка, начисленного в отношении получателя пособия за расчетный период, указанный в столбцах 23 и 24 Реестра сведений, определенная в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции, действовавшей в 2010 году. В этом случае в скобках после суммы среднего заработка указывается количество календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, исключаемые из расчетного в соответствии с нормами, действовавшими в 2010 году.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 включительно, по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Таким образом, с 01.01.2013 было отменено право выбора по какому законодательству производить расчет среднего заработка. Страховой случай - оформление отпуска по уходу за ребенком до полутора лет наступил в 2015 году. Соответственно в расчет берется только два календарных года, (а не один год как ранее), предшествующих наступлению страхового случая. Расчетный период в данном случае признается равным 730 календарным дням.
Проанализировав закрепленные в Положении об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, (далее - Положение) особенности назначения и выплаты в 2012, 2013 и 2014 годах застрахованным лицам страхового обеспечения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, суд первой инстанции посчитал, что в силу пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 4 Положения страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
Пунктом 8 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусмотрено, что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.
В рассматриваемом случае само учреждение вместе со сведениями, предусмотренным реестром сведений по форме, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ от 15.06.2012 N 233 "Об утверждении форм реестров_" представило фонду и заявление застрахованного, а также данные для расчета пособия, что подтверждается скриншотами, представленными Управлением (л.д.35-36).
В разделе "Данные для расчета пособия" страхователь самостоятельно указал в строке число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде - спорную цифру "365".
Фактически реестр формируется из данных, которые вносит в программу работодатель. Для формирования реестра работодатель заполняет электронное заявление, в котором указывает необходимые данные для назначения и получения пособия. При этом в электронном заявлении/реестре предусмотрено заполнение графы "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде", что видно из представленных сторонами документов. Соответственно ответчик не должен был ставить в реестре количество дней (365), поскольку право выбора, какой период принимать за расчетный (один календарный год или два календарных года) было отменено с 01.01.2013. Количество дней, учитываемых в расчетном периоде, проставляется в электронном заявлении/реестре с вычетом дней, которые исключаются из расчетного периода. В рассматриваемом случае должно было быть указано 663 дня, а не 365 дней как было сделано работодателем.
Доводы ответчика о том, что он правильно указал и представил сведения о среднем дневном заработке 654,07 руб., в связи с чем недостоверность данных отсутствует, отклоняется судом, поскольку учреждение обязано было представить фонду для выплаты пособия сведения по форме, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ от 15.06.2012 г. N 233 "Об утверждении форм реестров_". Реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и порядок его заполнения, утвержденные указанных приказом, не содержат требований о представлении среднего дневного заработка страхователем, расчет пособия производится фондом самостоятельно на основании представляемых страхователем сведений о среднем заработке для исчисления пособия за расчетный период (столбец 25), а также иной информации, влияющей на право получения пособия или определения его размера, том числе (столбец 28), включая сведения, содержащиеся в электронном заявлении, предусматривающем заполнение графы "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде".
Порядок заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденный приказом Фонда социального страхования РФ от 15.06.2012 N 233, относительно столбца 28 "Иная информация, влияющая на право получения пособия или определения его размера" не содержит исчерпывающего перечня иной информации, влияющей на право получения пособия или определения его размера, в связи с чем необходимость заполнения раздела электронной формы, представляемой в фонд, "Количество дней, учитываемых в расчетном периоде" не противоречит утвержденной форме и порядку ее заполнения, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ от 15.06.2012 N 233, а также соответствует положениям ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, предусматривающей, что средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на отдельные периоды, указанные в данной статье.
Фонд сведениями об указанных периодах в целях правильного исчисления пособий не обладает, в связи с чем сведения с указанием числа календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, подлежит представлению страхователем.
То обстоятельство, что первоначально учреждение правильно произвело расчет пособия за июнь 2015 года (л.д.30), не означает, что им в июле представлены в фонд для дальнейшей выплаты достоверные сведения, необходимые для выплаты пособия.
Доводы ответчика о правильном указании сведений опровергаются скриншотами документов, поступивших в фонд (л.д.34-39).
Как видно из материалов дела, в разделе "Данные для расчета пособия" страхователь самостоятельно указал в строке число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде - спорную цифру "365" (л.д.36).
Таким образом, вследствие представления недостоверных сведений ответчиком пособие по уходу за ребенком до полутора лет начислено и оплачено с заниженным количеством дней в расчетном периоде, что является нарушением и противоречит содержанию п.3.1. ч.3 ст.14 гл.4 Федерального закона N 255-ФЗ, а именно: средний дневной заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком до полутора лет определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с законодательством не начислялись.
Отпуск по уходу за третьим ребенком до полутора лет у Федосеевой Л.А. наступил в мае 2015 года (до перехода на "пилотный проект"). При передаче сведений в июле 2015 года в ГУ- СРО ФСС РФ для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет, застрахованному лицу Федосеевой Л.А. страхователем - ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют" был представлен электронный реестр с ошибками, то есть содержащий недостоверные сведения для исчисления пособия. В результате чего был завышен среднедневной заработок застрахованного лица и размер пособия. В двух предшествующих годах, взятых для расчета пособия, число учитываемых календарных дней составляет 663, а в электронном заявлении/реестре о выплате пособия было указано 365 дней. Следовательно, в результате недостоверного отражения ответчиком сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации назначил и выплатил пособие в неверном завышенном размере, поскольку, при указанных выше обстоятельствах, надлежащий общий размер пособия составляет всего 103 395,37 руб.
Истцом излишне выполнено пособие в общем размере 84 416,28 руб. (187811,65 - 103 395,37).
В связи с указанным обстоятельством, на основании пункта 9 (1) Положения суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут, быть с него взысканы в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Неправильное применение ответчиком действующего законодательства Российской Федерации относительно определения количества дней в расчетном периоде не может быть расценено как счетная ошибка при определении размера пособия по уходу за ребенком, в связи с чем, застрахованное лицо (получатель пособия) не имеет обязанности по возврату в пользу территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации излишне перечисленного пособия.
Согласно пункту 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному - страхованию произошла по причине предоставления ответчиком фонду недостоверных сведений о количестве дней в расчетном периоде, предоставленных посредством электронной почты, что повлекло излишнюю выплату страховщиком пособия по социальному страхованию в сумме 84 416,28 руб.
На основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 08 июня 2015 года N 304-KГ15-5176 указал, что указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Для взыскания убытков необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: противоправности поведения причинителя вреда, наступления вреда и причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом. При этом бремя доказывания в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на Фонде.
Материалами дела подтверждается, что 21.07.2015 страхователь предоставил страховщику недостоверные сведения о количестве календарных дней в расчетном периоде, которые необходимы истцу для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет Федосеевой Л.А.
В результате представления учреждением недостоверных сведений произошла переплата Федосеевой Л.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в сумме 84416,28 руб.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.71 АПК
РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию произошла в связи с неправомерными действиями ГКУ СО "Тольяттинский социальный приют". Размер убытков подтвержден расчетом пособия, платежными поручениями по выплате пособия.
Таким образом, истец в данном случае доказал, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет Федосеевой Л.А. в сумме 84416,28 руб. является излишне выплаченным, и неправомерными действиями ответчика бюджету страховщика причинены убытки в указанном размере.
Ответчик доказательств представления достоверных данных не представил, отсутствие его вины в представлении недостоверных сведений надлежащими доказательствами не опроверг.
На основании вышеизложенного заявленные требования суд первой инстанции удовлетворил.
Довод апелляционной жалобы о том, что количество дней в расчетном периоде электронный реестр не содержит, в столбце 25 указана только сумма среднего заработка, не принимается. Как видно из материалов дела, ответчиком истцу был направлен электронный реестр, содержащий данные о количестве дней в расчетном периоде - 365 дней, что не соответствовало фактическим обстоятельствам - согласно представленному для проверки отчету данный период составляет 663 дня. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями электронного реестрового файла Пособие по уходу за ребенком до полутора лет было начислено и выплачено в необоснованно завышенном размере, исходя из недостоверных данных представленных ответчиком.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 17 октября 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2017 года по делу N А55-12787/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12787/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2018 г. N Ф06-30823/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ-СРО ФСС РФ, филиал N10
Ответчик: ГКУ Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий"
Третье лицо: ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Федосеева Л. А.