Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2018 г. N Ф05-907/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
05 декабря 2017 г. |
Дело N А40-105523/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.12.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Д.В.Каменецкого, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В.Зыкуновой, |
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Трунина Е.В.
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2017, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-843)
по делу N А40-105523/17
по заявлению ПАО АКБ "ФИНПРОМБАНК"
к МИФНС России N 46 по г.Москве
третьи лица: 1) Трунин Е.В.; 2) Каримова М.А.; 3) Широков В.В.
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: А.В.Сахновская по дов. от 05.06.2017;
от ответчика: Г.В.Клюевский по дов. от 27.01.2017;
от третьего лица: 1) А.Н.Алексеев по дов. от 12.09.2017; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2017, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ПАО АКБ "ФИНПРОМБАНК" (далее также - заявитель, Банк), уточненное в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным решения МИФНС России N 46 по г.Москве (далее также - регистрирующий орган, Инспекция) N 207573А от 12.05.2017.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что ответчиком не доказан факт представления ООО "КрафтТехнолоджи" (далее также - Общество, Должник) в Инспекцию всех необходимых и достаточных для регистрации документов, в том числе оформленного надлежащим образом ликвидационного баланса, содержащего все необходимые сведения, в то время как ликвидация Общества лишает заявителя возможности взыскать имеющуюся задолженность в установленном законом порядке.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Трунин Е.В. в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Указывает на отсутствие оснований для включения в промежуточный ликвидационный баланс требований ПАО АКБ "ФИНПРОМБАНК" о досрочном исполнении обязательств по кредитным договорам N N 265-2015/КЛ, 7-2016/КЛ от 15.01.2016 в размере суммы основного долга, а также пени.
Представитель МИФНС России N 46 по г.Москве в судебном заседании поддержал доводы и требования заявителя апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ПАО АКБ "ФИНПРОМБАНК" в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу возражал против доводов и требований третьего лица, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылается на незаконность оспариваемого решения Инспекции.
Третьи лица - Каримова М.А. и Широков В.В., извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и отзыве на нее доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, приказом Банка России от 19.09.2016 N ОД-3144 у АКБ "ФИНПРОМБАНК" (peг. N 2157, г.Москва) с 19.09.2016 отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2016 по делу N А40-196703/16-30-306Б АКБ "ФИНПРОМБАНК" (ПАО) (ОГРН 1027739174759, ИНН 7707077586) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (л.д.55-57).
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности АКБ "ФИНПРОМБАНК" конкурсным управляющим установлено, что между АКБ "ФИНПРОМБАНК" и ООО "КрафтТехнолоджи" заключены кредитные договоры N 265-2015/КЛ от 29.06.2015 (л.д.12-18) и N 7-2016/КЛ от 15.01.2016 (л.д.19-24), в соответствии с которыми должнику предоставлены денежные средства в размере 53944262, 31 руб.
В связи с неисполнением обязательств по указанным кредитным договорам конкурсным управляющим Банка в адрес Общества было направлено досудебное требование о погашении задолженности (л.д.42-44). Указанные требования остались без удовлетворения.
В последующем учредителями ООО "КрафтТехнолоджи" принято решение о ликвидации юридического лица (л.д.75-76).
В Вестнике государственной регистрации Должником опубликовано сообщение N 51(614) от 28.12.2016 о ликвидации ООО "КрафтТехнолоджи" (л.д.67).
Ликвидатором ООО "КрафтТехнолоджи" являлся Трунин Е.В.
Заявителем в адрес ИФНС России N 46 по г.Москве было направлено уведомление от 29.12.2016 с просьбой не вносить сведения о ликвидации ООО "КрафтТехнолоджи" в ЕГРЮЛ (л.д.40).
12.05.2017 на основании поступивших в МИФНС России N 46 по г.Москве документов (л.д.66-77) регистрирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение N 207573А о государственной регистрации ООО "КрафтТехнолоджи" в связи с ликвидацией (л.д.65).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО АКБ "ФИНПРОМБАНК" в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность необходимых условий для удовлетворения заявленных ПАО АКБ "ФИНПРОМБАНК" требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Пунктами 1, 2 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (п.4 ст.63 ГК РФ).
Согласно пунктам 5, 6 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п.4 ст.64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса (п.1 ст.64.1 ГК РФ).
Согласно подп."а", "б" п.1 ст.21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в числе прочего представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и завершены расчеты с его кредиторами, а также ликвидационный баланс.
В то же время сам по себе факт представления в регистрирующий орган документов, перечисленных в п.1 ст.21 названного Федерального закона, не является безусловным и достаточным основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
При этом при разрешении настоящего спора не имеет правового значения то обстоятельство, что кредитор не обжаловал действия ликвидационной комиссии в порядке ст.64 ГК РФ, поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, чье право нарушено, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Судом достоверно установлено, что на момент представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации ООО "КрафтТехнолоджи" не был соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, а расчеты с кредиторами Общества не были завершены.
Доказательств того, что ликвидатором в соответствии с требованиями ст.63 ГК РФ осуществлялись действия по уведомлению заявителя, как кредитора, о ликвидации Общества, а также того, что были произведены расчеты с данным кредитором, в материалы дела не представлено.
Таким образом, представленные для государственной регистрации ликвидации ООО "КрафтТехнолоджи" сведения, касающиеся завершения расчетов с кредиторами Общества, не могли являться достоверными.
При таких обстоятельствах представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая сказанное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений в отношении записи за ГРН 2177747005302 от 12.05.2017.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм права, несостоятельны и не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2017 по делу N А40-105523/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105523/2017
Истец: ПАО АКБ "Финансово-Промышленный Банк", ПАО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК"
Ответчик: МИФНС N46 по г. Москве, МИФНС России N46
Третье лицо: Каримова М.Н., Каримова Марина Анатольевна, Трунин Е.В., Трунин Евгений Валентинович, Широков В.В., Широков Вадим Викторович